По древним рецептам

31 октября 2019
0
2491

Айнагуль Халыковна Каликова по профессии швея. У нее есть свое ателье, которое она открыла в этом году. Но помимо всего мастерица шьет одежду из войлока. Войлоковаляние – занятие кропотливое, требующее много времени и физической силы. Но, как говорит она, красота того стоит. В большом историческом музее прошел мастер-класс по древнему ремеслу. Умельцы, среди которых и Айнагуль Халыковна, на глазах у изумленной публики изготовили национальный войлочный ковер – текемет.

– Подготовка началась заранее. Сначала текемет нарисовали на бумаге, – рассказывает Айнагуль. – Этим занимался замечательный дизайнер Бекжан Жумабаев. – Он набросал эскиз, расположил красиво узоры. Затем мы приготовили заготовки из шерсти. В старину войлок валяли старшие в ауле женщины. Они собирались, вместе стирали шерсть, чесали ее и приступали непосредственно к делу. Во время работы общались и не замечали, как в их руках рождалось произведение искусства. Тогда практически в каждом доме был такой ковер.

Войлок был важной частью жизни казахов, поскольку он служил и одеждой, и постелью, и основным покрытием каркаса юрты. По цвету и качеству материала можно было определить благополучие семьи. У состоятельных людей юрта обычно покрывалась войлоком белого цвета. Как правило, для работы использовали шерсть осенней стрижки (күзем жүн), которая была немного клейкой и хорошо сваливалась. Вначале из шерсти выбивали грязь и сор. После этого ее замачивали на пару часов в мыльной теплой воде. Отмытое сырье полоскали в чистой воде и отжимали, не перекручивая, а надавливая на шерсть ладонями. Айнагуль и ее помощницы показывают, как это занятие выглядело на самом деле.

С. Сулейменов– В заключение чистую шерсть размещали для сушки под солнцем на деревянные изгороди – объясняют рукодельницы. – После просушки очищали вручную, одновременно слегка распушая ее. Но если было много сырья, то ее вновь взбивали прутьями. В качестве красителей применяли растения. Чтобы закрепить цвет, в краситель добавляли соль.

Изготовление войлочных ковров – коллективный и очень ответственный процесс. Чтобы дело спорилось, предварительно резали барана и просили у Всевышнего благословения. Часто хозяйка заведомо прятала в шерсть кусок ткани, завязанный в узел. При взбивании шерсти этот узел цеплялся за прут какой-либо женщины, которой, считалось, выпала благодать. В ответ на это она должна была организовать застолье со своим угощением. Во время взбивания шерсти и приготовления текемета хозяйка могла подарить клочок крашеной шерсти неожиданной визитерше с пожеланием сделать аналогичный текемет для ее подросших детей. В благодарность последняя должна была пригласить на обед всех мастериц или принести угощение, поскольку она получила добрые пожелания.

Миргуль Медханкызы преподаватель технологии в школе поселка Большой Чаган района Байтерек. Она рассказала, что войлоковалянию обучают в школе. Первые занятия у девочек 9 класса. До этого, в 8 классе они уже научились шить национальный женский камзол из фетра (кажекей) и головной убор невесты (сәукеле).

– В старину каждая девочка должна была учиться вязать, шить, готовить, – рассказывает Миргуль. – Без этих навыков она не смогла бы выйти замуж. Как только достигала подросткового возраста, ее привлекали к работе. Конечно, вся эта наука шла ей только на благо.

Этот текемет женщины делают в дар музею. Никаких подручных средств, облегчающих труд, нет – все делают руками. Заготовку обливают горячей мыльной водой и быстро сворачивают в рулон, поливая каждый оборот. Спустя некоторое время, войлочный рулон уминают руками и локтями. Заключительным этапом является подрезка ножницами краев текемета.

А. Каликова– Согласно обычаю қол үздiк, хозяйка в качестве вознаграждения одаривала помощниц иголкой с ниткой, шерстью, расценивающихся как магические вещи, – рассказывают женщины. – Часто такой ковер посвящают определенному лицу – члену семьи, имя и фамилия которого нередко включаются в декор ковра. В этот раз на текемете выложены слова – «ночь в музее 2019».

Заведующий кафедрой «Рухани жаңғыру» образовательного центра КАЗИИТУ Сайлау Хамитович Сулейменов также заинтересовался мероприятием. Он с интересом наблюдал, как современные рукодельницы изготавливали кошму.

– Как делают кошму, я знаю с детства, этим занималась моя мать, – рассказывает он. – Сейчас смотрю на этих женщин, и вижу, что они также ловко и умело справляются с трудоемкой работой. Они профессионалы своего дела, ведь многие из них работают в школе, преподают предмет «Технология». Но я также уверен, что каждая впитала это мастерство и с молоком матери. Все эти навыки передаются генетически. И даже если за работу посадить молодую казашку, которая о войлоке понятия не имела, совсем скоро она будет валять не хуже других. В ней просто проснется генетическая память. По казахским традициям, если в семье рождалась девочка, ей обязательно готовили кошму, на которой писали ее имя. Это была основа ее приданного. Этот текемет не что иное как талисман, который будет сопровождать ее всю жизнь. Он был как благословление родителей. Войлочный ковер для казахов имел магическое значение. Большую силу придавали белому цвету.

На него ставили колыбель, когда в первый раз укладывали новорожденного, это тоже было добрым пожеланием достатка и благополучия в его дальнейшей жизни. Значим был и символический орнамент. Он обозначал солнце, луну, звезды, животных, растения. В общем, все то, что окружало людей. Так что огромное спасибо рукодельницам, которые сегодня показали, как раньше изготавливали национальный ковер. Сколько труда и стараний вкладывалось в это дело.

Сайлау Хамитович уверен, интерес к национальным ремеслам необходимо воспитывать с детства. И сейчас работа в этом направлении ведется активная. В том числе в учебных учреждениях организованы центры «Рухани жаңғыру», которые как раз ставят перед собой именно эти задачи.

– Совсем недавно у себя в КАЗИИТУ мы провели конкурс домбристов. Памяти артиста Казахской ССР Туякберды Шамелова. Планируем в этом учебном году провести вечер памяти заслуженного работника культуры и искусства Казахстана, основателя ансамбля «Ақжайық» Курамыза Бердыгалиева. Это будет танцевальный фестиваль, на который пригласят всех его учеников.

Сегодня войлок снова в моде. В магазинах можно купить материал производителей из Италии, России, Турции, Кыргызстана. Качество шерсти иностранных производителей по сравнению с отечественной выше, но и цены высокие. Многие ценят войлок за его экологичность.

Айнагуль Каликова была на фестивале в Астане, говорит, иностранцы у нее скупили все. Им пришлись по душе вещи из войлока. Они удивлялись, насколько обработанная шерсть приятна на ощупь и красива. В итоге вещи уехали в Австралию, Корею и другие страны.

Фото: Ярослав Кулик
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top