Первый учитель

12 сентября 2019
0
1968

Начался учебный год. Прозвенел звонок, и тысячи учителей стали вести уроки. И мало кто помнит, что первый звонок в казахской степи прозвучал благодаря великому педагогу-просветителю, писателю, фольклористу, общественному деятелю, учёному-этнографу, автору первых казахских учебников Ибраю Алтынсарину.

Родился он в Кустанайской области. Рано потеряв отца, воспитывался у деда – бия Балгожы Жанбурчина, войскового старшины Оренбургской пограничной комиссии. В 1851 году был отдан в школу, открывшуюся для казахских детей. После ее окончания работал писарем у своего деда, а затем в Оренбургском правлении в качестве переводчика.

Ему поручили открыть первую начальную школу для казахских детей в Оренбургском укреплении (Тургай) и назначили учителем русского языка. На средства меценатов Алтынсарын с энтузиазмом приступил к строительству, ему было 19 лет. На учебу записалось 16 мальчиков. При школе был создан интернат. Начальник Оренбургского укрепления, переименованного впоследствии в г. Тургай, 22 января 1864 года сообщал оренбургскому и самарскому генерал-губернатору: «открытие школы ордынцами встречено с непритворной радостью и благодарностью». Об учителе этой школы И. Алтынсарине сообщал: «Училище по заботливости и примерному усердию смотрителя зауряд-хорунжего Алтынсарина содержится весьма хорошо и чисто… Быстрые успехи киргизских воспитанников, в самое короткое время, подают верную надежду, что столь благодатное Тургайское заведение в короткое время принесет желаемые плоды и оправдает себя». Сам Алтынсарин писал друзьям: «Как голодный волк за барана, взялся я горячо за учение детей. К крайнему моему удовольствию, мальчики эти в течение каких-нибудь трех месяцев выучились читать и даже писать по-русски и по-татарски. Словом, надеюсь, что эти молодцы в течение 4-х лет, по окончании курса, будут говорить порядочно и узнают кое-что. Стараюсь всеми силами, чтобы подействовать еще на их нравственность, чтобы они впоследствии не были взяточниками».

Строительство каждой школы было сопряжено с большими трудностями – отсутствие дорог, транспорта, дефицит строительных материалов и денег. Но трудности не пугали Алтынсарина. Все вопросы от сбора документов, до поиска финансирования он решал самостоятельно. Не всем его землякам нравилось то, что казахские дети начинали учиться. Недоброжелатели поджигали классы. Но Алтынсарин не опускал рук, а продолжал работу. Каждый раз, открывая школу, обязательно дарил звонок, который заказывал в Оренбурге. Впрочем, дефицитом тогда были не только колокольчики. Обычные учебники, книги тоже были на вес золота. Используя любую возможность, он на свои личные средства, а также на деньги помощников, покупал литературу из Оренбурга и других городов. И уже вскоре при каждой школе открыты библиотеки. Взять любую книгу могли не только ученики или учителя, но все желающие.

Помимо школ Алтынсарин открывал ремесленные училища. Сохранились письма, в которых он пишет о значимости таких учебных заведений, ведь выпускники этих школ становились самыми настоящими мастерами.

С его именем связано начало женского образования в степи. Первая школа для девочек благодаря Алтынсарину открылась в Ыргизе. Люди, которые были против образования мальчиков, конечно, выступили против обучения девочек. Для общества того времени это было что-то неприемлемое. Но у педагога находились аргументы, он умел убеждать людей, насколько важно образование. Ему помогли его товарищи, братья Сейдалины, которые первыми отдали своих дочерей учиться.

Но нападки против Алтынсарина не прекращались. Его обвиняли в пропаганде христианства. Хотя он был глубоко верующим человеком и придерживался канонов ислама. Он, опираясь на хадисы пророка Мухаммеда, простыми словами объяснял в своих работах детям, что означает ислам, главные критерии, которым должен соответствовать истинный мусульманин. Вряд ли бы этот труд смог написать человек, не читавший Коран.

У него было два сына и дочь. Со своей женой познакомился во время поездки в Сырдарьинскую область. Молодые полюбили друг друга и, получив благословление родителей, поженились. Айганыз – дочь известного бия из рода жаппас. Она жила в нынешней Кызылординской области. Муж старше своей жены, был для нее примером во всем. Алтынсарин старался, чтобы его жена получила образование. Она стала ходить в школу и сидеть за партой вместе с мальчиками. Долгое время у них не было детей и только спустя годы в семье один за другим родились – Абдулла, Абдрахман, Шарипа. Счастливый отец мечтал, как обучит своих детей всему, что знал сам. Но этому не суждено было случиться. После скоропостижной смерти самого Ибрая болезнь унесла Абдрахмана. Потом заболела и умерла дочь Шарипа. Выжил только старший сын Абдулла, но и он в 20-е годы подвергся гонениям. Он учился в школе, которую открыл его отец. Но учебы из-за слабого здоровья окончить не смог.

Последние годы Ибрай Алтынсарин жил в уездном городе Николаевске (Кустанай). На берегу небольшого озера на свои личные средства построил одноэтажный деревянный дом с усадьбой, где скромно прожил до дня своей смерти в 1889 году. Изданы научные, исторические, педагогические труды, посвященные его жизни и творчеству. В городе Аркалык открыт музей Алтынсарина, на берегу Тобола установлен куполообразный надгробный памятник.

Его труды до сих пор очень значимы. Перевел на казахский язык произведения Л. Толстого, К. Ушинского, И. Крылова, И. Паульсона и др. Его перу принадлежат рассказы и новеллы «Қыпшақ Сейiт» («Кыпчак Сейит»), «Киiз үй мен ағаш үй» («Кибитка и дом»), «Асыл шөп» («Драгоценная трава»), «Шеше мен бала» («Мать и сын»), «Бай мен жарлы баласы» («Сын бая и сын бедняка»), «Таза бұлақ» («Чистый родник»).

Алтынсарин был разносторонне образованным человеком. Его научный интерес включал и занятие этнографией. В марте 1868 г. выступал на заседании Оренбургского отдела ИРГО (Императорское Русское географическое общество) с чтением своего «Очерка обычаев при сватовстве и свадьбе у киргизов Оренбургского ведомства». Статья получила всеобщее одобрение и вскоре была опубликована. Она интересна не только точно зафиксированными бытовыми подробностями, богатым этнографическим материалом, но и злободневным осуждением некоторых устаревших казахских свадебных обычаев, распространенных в то время.

Материал подготовила Надежда Жолдошева

ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top