Перед выбором

21 февраля 2019
0
1270

Кем ты хочешь быть? Пожалуй, это самый первый вопрос, который задают взрослые ребенку. Дети отвечают по-разному. Понятно, сложно определиться в этом возрасте, но ситуация в отношении выбора профессии не меняется даже после взросления и получения аттестата об окончании школы. Вопрос по-прежнему висит в воздухе, хотя затягивать с решением уже нельзя.

Так куда же определить повзрослевшее чадо, если столько предложений из институтов и колледжей, а к чему способности у выпускника, неясно. Часто бывает, выбор остается за родителями.

Специалисты утверждают: ни государство, ни школа, ни семья не обеспечивают условий для того, чтобы выпускник сам имел четкое представление, чем он хочет заниматься. Система профориентации не работает, а может быть, ее нет совсем. В итоге многие с выбором будущей профессии зачастую ошибаются, предпочитая ту, к которой нет ни интереса, ни способностей. Не нужно надеяться, что ребенок, пусть даже повзрослевший, окончивший школу, разберется в себе и сделает правильный выбор.

Преподаватель, кандидат исторических наук, доцент гуманитарно-юридического факультета ЗКИТУ Николай Иванович Осипов собирается заняться решением этой проблемы по-новому и попытаться помочь молодым людям найти себя. А это не совсем простая задача.

– Есть два совершенно традиционных понимания профориентации. Одно строится на ознакомлении с профессией. Форма всем известная: «Ребята, давайте познакомимся с профессиями…» или «Выбирайте себе то, что по душе…», – объясняет он. – Это очень либеральный, но очень безответственный метод. Второй вариант более конкретный, тут действует другой принцип – «Идите к нам…». Это уже пропагандистко-агитационный вариант профориентации, по которому работают колледжи, вузы, желающие привлечь к себе массы абитуриентов. Есть еще третий – психологическое тестирование, которое иногда проводят в старших классах. Тесты основываются в основном на выявлении набора психологических качеств ребенка. Казалось бы, система есть, но нужно понимать: такие тесты делают упор только на психологические характеристики, а этого явно недостаточно.

Чтобы ребенок точно понимал, а главное – знал, к чему у него способности, интерес и талант, чтобы не ошибся с самым важным решением, необходимо проводить индивидуальное профориентационное консультирование и диагностику компетенций. Что такое профориентационная диагностика? Это не тест, пройдя который ребенок или его родители смогут ответить на вопрос «Кем стать?». Это комплекс специализированных методов по изучению личности человека для определения его дальнейших образовательных и профессиональных траекторий. Ключевым является слово «комплекс», т.к. нельзя лишь на основании пары тестов дать заключение о способностях и профессиональных интересах человека. Представьте себе людей следующих специальностей: тревожного врача или трусливого спасателя, замкнутого артиста или бухгалтера с низко развитым математическим мышлением. И такое может быть, если подойти к процессу диагностики профессиональных склонностей несистемно.

По словам Николая Ивановича, профориентационное консультирование и диагностика компетенций реально помогут тем, перед кем встала проблема самореализации в профессии, кто хочет помочь своему ребенку сделать правильный выбор, который станет гарантией успешного профессионального самоопределения и трудоустройства.

– Моя цель, – объясняет Николай Иванович, – дать подростку или молодому человеку исчерпывающее представление о своих интеллектуальных и личностных особенностях, а также о профессиональных склонностях и интересах.

В итоге – те самые показатели уровня развития с расшифровкой и рекомендациями. То есть психологический портрет личности с указанием сильных и слабых ее сторон.

К примеру, молодой человек выбрал специальность «Правоведение», но при этом до конца не понимает, что это такое. Кем он будет, имея такую специальность? Адвокатом, судьей или кем-то еще. Проведя диагностику, можно сразу сказать, что никакой адвокат из него не получится, но получится кто-то другой, – продолжает Николай Иванович. – И не нужно строить иллюзии, необходимо реально оценивать себя и свои способности. Я давно работаю в школах, колледжах и вузах, и все эти душевные терзания мне знакомы. Поэтому в Год молодежи при поддержке общественного благотворительного фонда «Арнау», общественного объединения «Женис» мы решили организовать благотворительную акцию, в рамках которой я намерен проводить диагностическую консультацию. В ходе мероприятий бесплатные консультации начнут также проводить представители адвокатской конторы «Ищанов и партнеры», экономисты, медиаторы.

Усилия каждого будут направлены на поддержку социальных инициатив работающего бизнеса, неработающей молодежи, самозанятых, людей с ограниченными возможностями и так далее. Придя на консультацию, можно получить ответы на вопросы, касающиеся правовой защиты предпринимательства, кредитов, налогов, таможенных процедур, госзакупок, а также профориентационное и бизнес- консультирование. Собеседования состоятся 24 февраля по адресам: проспект Достык-Дружба, 213, офис 204 и ул. Жунисова, 110, адвокатская контора «Ищанов и партнеры».

Как показывает практика, определение дела жизни – не менее сложная дисциплина, чем математика. Но психологов, да и многих учителей, волнует: если математику в школе преподают годами, то о выборе профессии говорят между делом. Получается, что вроде предмета нет, а сдавать экзамен всё равно придется.

Фото Нурлана Тастанбекова и Ярослава Кулика
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top