Павел Слободкин: песни, спетые сердцем

19 октября 2017
0
2439

8 августа СМИ России и некоторых других стран СНГ сообщили печальную новость: в этот день скончался основатель ВИА «Весёлые ребята», музыкальный продюсер, режиссёр, педагог, народный артист России Павел Слободкин. Его родственники и друзья добавляли: от онкологического заболевания… Ушёл человек воистину уникальный – многие музыканты и критики называли Слободкина «предтечей советского биг-бита и раннего русского рок-н-ролла», «папой советской поп-музыки».

Стандартам вопреки

Павел Яковлевич Слободкин родился в день Победы – 9 мая 1945 года в семье профессиональных музыкантов. У Слободкиных часто бывали Гилельс, Рихтер, Шостакович, Прокофьев, Ойстрах и другие мэтры классической музыки. Паша начал рано к ней приобщаться, он также стал помогать отцу исполнять его цирковые номера.

В таком качестве отец и сын Слободкины успешно выступили на 70-летнем юбилее И.В. Сталина в Большом театре. Четырёхлетнего Пашу пригласили в почётную ложу, подарили коробку конфет, он даже сидел у вождя на коленях.

Много лет спустя в одном из интервью Слободкин скажет:

– В правительстве тогда много было людей, которые любили классическую музыку и которые приглашали музыкантов, в том числе и на дачу Сталина в Матвеевскую… В тот период, в отличие от более поздних, музыку искренне любили и понимали, и музыканты, мне кажется, не чувствовали себя угнетёнными, потому что их искусство всегда было в фокусе внимания. Поэтому такие приглашения от руководства страны не были унизительными, они означали практическое признание твоих заслуг как музыканта…

После окончания музыкальной школы по классу фортепиано Павел учился в музыкальном училище при Московской консерватории, участвовал в джазовых фестивалях. В 17 лет (!) он становится руководителем ансамбля Марка Бернеса, а два года спустя – группы певицы Гелены Великановой.

В начале 1966 года из Ленинграда пришло известие о создании «первого в Советском Союзе» профессионального вокально-инструментального ансамбля «Поющие гитары» под руководством Анатолия Васильева. В то время конкуренция между Москвой и Ленинградом, двумя столицами, во многих сферах жизни, особенно культурной, была просто жуткая. Некоторые прогрессивно мыслящие московские чиновники задались вопросом: а мы чем ответим Питеру? Существует даже версия, будто Слободкина вызывали в городской отдел культуры специально по этому вопросу…

Павел, однако, не нуждался в том, чтобы его подгоняли и направляли. Он прекрасно разбирался в современных музыкальных тенденциях и видел, к чему пришла советская эстрада того периода: при наличии высококлассных авторов и исполнителей она, тем не менее, заштамповалась, не было новых музыкальных идей, в том числе в плане аранжировок.

С Аллой Пугачевой

Как сказал по этому поводу сам Слободкин в показанной в 2015 году передаче по телеканалу «Ля-минор», повсюду было засилие стандартных «полуфилармонических баритонов».

Молодой Слободкин к началу 1966 года уже решил создать свою группу, которая играла новую по тем временам музыку – более ритмичную, с другими аранжировками, исполняемую на современной аппаратуре. Поэтому практически параллельно с «Поющими гитарами» в Москве создавались и «Весёлые ребята».

Большинство чиновников от культуры, однако, этого испугались: как бы чего не вышло! Зачем нам советские «битлы», эта чуждая западная культура загнивающего капитализма?! Такая чиновничья братия и начала называть тогда ещё безымянных «Весёлых ребят» «буржуазным ансамблем» и пыталась разогнать его. Но Слободкин не дрогнул, а методично продолжал начатое: собирал состав, продумывал репертуар, аранжировки…

Ему удалось прорваться в популярнейшую радиопередачу «С добрым утром!». Музыкантов представили как ансамбль «Весёлые ребята». Причём напутственную речь молодым исполнителям произнёс сам Леонид Осипович Утёсов. Крикуны замолчали, а «Весёлых ребят» услышал весь Союз. Песни «Алёшкина любовь» и «Как прекрасен этот мир» становятся всесоюзными хитами.

Группа практически сразу приобретает фантастическую популярность. Приезжают «Весёлые ребята», например, в город на черноморском побережье. Рекламы никакой. На весь город, на главной его улице, — одна перетяга, на которой написано: «Приезжают советские «битлы»! Концерт на стадионе». И всё! Народу собиралось столько, что даже приходилось вызывать конную милицию для обеспечения порядка. Гастролировали «Весёлые ребята» также в Уральске (в 1980 и 1990 годах), и тоже с аншлагами.

Первый же маленький диск («миньон») «Весёлых ребят», на котором были записаны всего четыре песни: две из репертуара «Битлз» и две – молодых композиторов С. Дьячкова и О. Иванова, – выпускается астрономическим тиражом 15 795 000 экземпляров, и весь он распродаётся. Всего за свою историю «Весёлые ребята» выпустили 50 дисков общим тиражом 180 000 000 экземпляров (по другим данным, больше). Ни одна группа в мире не могла и сегодня не может похвастать такими показателями!

В 1973 году ансамбль Павла Слободкина становится лауреатом международного конкурса грамзаписи в Ливерпуле. Это был первый крупный прорыв СССР на международной арене в жанрах рок- и поп-музыки. Западные музыканты, в том числе жюри, пережили шок, узнав о тиражах дисков «Весёлых ребят».

Дело в том, что на Западе за выпуск альбома тиражом 500 000 и более исполнителю присуждалась очень престижная награда – «Платиновый диск». За выпуск только первого «миньона» группе Слободкина следовало бы присудить порядка 30-ти «платиновых дисков»!

«Весёлые ребята» задолго до «классического бума» в рок-музыке на Западе в конце 1970-х годов первыми стали играть классические вещи в современной обработке: Паганини, Баха, Прокофьева, Грига, Моцарта… Именно «Весёлые ребята» «застолбили» в СССР стиль «рэп» («неофициальный» кассетный альбом «Банановые острова», конец 1980-х годов). Именно «Весёлые ребята» сыграли решающую роль в закладывании того фундамента, из которого потом в СССР вышло мощное рок-движение!

Ансамбль Павла Слободкина стал настоящей кузницей кадров для отечественной рок- и поп-музыки.

Из «Весёлых ребят» вышли Леонид Бергер (впоследствии эмигрировал в Австралию), Вячеслав Добрынин, Александр Градский, Александр Лерман, Вячеслав Малежик, Анатолий Алёшин (будущий солист группы «Аракс»), Александр Буйнов, Юрий Петерсон (позже – солист ансамблей «Самоцветы» и «Пламя»), Александр Барыкин, Алексей Глызин, Александр Добрынин (он исполнял «Розовые розы» – хит конца 1980-х), Людмила Барыкина, Светлана Резанова, Нина Бродская…

Покинувшие группу исполнители впоследствии независимо от своего сознания пропагандировали творчес-кие принципы, заложенные в «Весёлых ребятах» Павлом Слободкиным.

– Мы всегда пропагандировали нашу национальную эстетику, мелодическую основу, – подчёркивал Слободкин.

– Когда я приехал в ФРГ и на фирме «Полидор» показал наши первые записи, то было выражено удивление, что мы чётко выражаем славянскую линию, что мы не являемся копией на копию.

Во многом благодаря творческому интеллекту Слободкина в творчестве «Весёлых ребят» острота современных ритмов органично сочеталась с проникновенностью исполнения, блестящим вокалом. Это были песни, спетые сердцем!

Кто открыл Пугачёву?

В 1974 году «Весёлые ребята» выступали в Барнауле. Там они впервые услышали тогда ещё никому не известную Аллу Пугачёву. Она потрясающе искренне, проникновенно пела «Я прощаюсь с тобой у последней черты…»

Музыканты пошли к Слободкину уговаривать взять Пугачёву в ансамбль. К общей радости оказалось, что он тоже её приметил.

Будучи солисткой «Весёлых ребят», Пугачёва в 1974 году получает третью премию на 4-м Всесоюзном конкурсе артистов эстрады. На конкурс «Золотой Орфей» в Болгарию должен был ехать другой певец, но по каким-то причинам не поехал. Слободкина вызвали в министерство культуры СССР и сказали: «Если Пугачёва не получит лауреата, то можешь сюда больше не приходить по подобным вопросам».

Для Пугачёвой сшили новый кос-тюм, но самое главное – Слободкин сделал новую аранжировку песни Эмила Димитрова «Арлекино». За две недели до «Орфея» , на фестивале «Киевская весна», группа украинских и московских чиновников попросила Слободкина… выкинуть Пугачёву из программы. Её довели до слёз. Во многом благодаря твёрдой позиции Слободкина и других музыкантов Алла вновь вышла на сцену.

В интервью украинскому радио Слободкин заявил, что скоро на эстрадном небосклоне СССР загорится новая яркая звезда. Многие сочли это блефом и просчитались: Пугачёва с песней «Арлекино» взяла на «Золотом Орфее» первую премию!

Небо Памяти

В 1980-1996 годах Павел Слободкин преподавал в ГИТИСе как музыкальный руководитель актёрского и режиссёрского курсов. Он написал курс лекций «Музыкальные жанры на эстраде» и «Основы звукорежиссуры и звукозаписи». Впоследствии Павел Яковлевич создал свой музыкальный центр и продолжал руководить группой «Весёлые ребята». Ансамбль выпускал новые записи, участвовал в ретро-фестивалях.

Слободкин, прекрасный организатор и продюсер, не только предъявлял к музыкантам группы высокие требования (ходили даже легенды о его крутом, в творческом плане, нраве), но прежде всего к самому себе. Он говорил: «Основная задача руководителя – компетентно руководить людьми, чтобы быть неформальным лидером коллектива. Поэтому, когда я почувствую, что я некомпетентен, меня в «Весёлых ребятах» не будет». (Н. Добрюха, «Рок из первых рук», Москва, «Молодая гвардия», 1992 год, стр. 283).

Слободкин награждён орденами Дружбы народов, «Знак Почёта», «За заслуги перед Отечеством», болгарским орденом Кирилла и Мефодия второй степени, медалью «В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина» и другими наградами. Был членом союзов композиторов и театральных деятелей России.

Поэт-фронтовик Юрий Левитанский написал замечательные строки:

«Расширяющаяся Вселенная нашей памяти, гулкой вечностью дышит небо её вечернее, и когда наши звёзды здесь, умирая, падают, в небе Памяти загорается их свечение…»

Память о Павле Яковлевиче Слободкине – замечательном музыканте, композиторе, наставнике, педагоге – навсегда сохранится в сердцах всех, кто его знал, рос и воспитывался на музыке «Весёлых ребят».

«Весёлые ребята», солист Юрий Бергер, 1971 год

ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top