Память на века. 125-летний юбилей храма Христа Спасителя

14 июля 2016
0
3019

К 1884 году в северной части Уральска сформировалась городская площадь, названная в память 20-летия героической битвы уральских казаков под Иканом. Это был бой 4-6 декабря 1864 сотни казаков с почти десятитысячной армией, возглавляемой регентом Кокандского ханства муллой Алимкулом. Несмотря на стократное превосходство, кокандское воинство не смогло ни пленить, ни уничтожить уральцев. Победа была на стороне казаков.

Закладка храма. 31 июля 1891 года (журнал «Нива», №30, 1891 г.)

6 мая 1884 года уральцам было пожаловано Георгиевское знамя с надписью «Доблестному Уральскому казачьему войску за отлично-усердную, боевыми подвигами ознаменованную службу».

На съезде выборных 26 ноября 1886 года было оглашено заявление от депутатов 1-й Уральской, Благодарновской, Сарайчиковской, Трёкинской и Гурьевской станиц, поданное наказному атаману. В нем они предлагали построить в Уральске храм-памятник в память 300-летия служения Уральского (Яицкого) казачьего войска Российскому государству и пожалования войску Императором Георгиевского знамени. Для сбора средств депутаты предлагали открыть по всему Уральскому войску добровольную подписку.

Большинством голосов (47 из 62) постановили: «… в ознаменование предстоящаго 300-летия существования Уральскаго войска и по случаю пожалования Георгиевскаго знамени, просить ходатайства Наказнаго Атамана у высшей власти о разрешении построить в г. Уральске единоверческий храм во имя Христа Спасителя…». Пятнадцать оставшихся голосов принадлежали депутатам-старообрядцам. Они отказались от подписания протокола съезда по религиозным мотивам, но само предложение о постройке храма-памятника одобрили.

Проект начал готовить войсковой архитектор Иван Андреевич Тец. По замыслу зодчего храм должен был походить на московский храм Христа Спасителя. Уже к 1887 году войсковая типография распечатала рисунки внешнего вида предполагаемой постройки. К сожалению, к настоящему времени не обнаружен ни один из уцелевших экземпляров.

Самые первые практические решения по строительству были приняты съездом выборных от станиц 9 ноября 1887 года. Им были утверждены планы подготовки к строительству и самого строительства храма с освящением его в 1891 году. Съезд ходатайствовал перед войсковой администрацией о постройке двух дополнительных приделов: во имя Покрова Богородицы и святого великомученика Георгия Победоносца. Съезд высказался категорически о форме крестов – «чтобы кресты на самом храме были такие, какие существуют на церквах в войске, именно восьмиконечные».

Съезд определил сумму строительства в 100 тысяч рублей. В течение года до будущего съезда предполагалось ограничиться только сбором денег. Для этого были розданы доверенным лицам от станичных обществ специальные книги учета собранных средств.

Для руководства строительством был утвержден комитет под председательством наказного атамана в составе: старшего члена войскового хозяйственного правления, уральского полицмейстера и старшего члена торговой депутации. Членами также были избраны лица войскового сословия: Евграф Васильевич Хохлачёв, Дмитрий Илларионович Аржанов, Иван Аггеевич Севрюгин, Автоном Яковлевич Овчинников, Осип Лукьянович Аничхин и священник Иоанн Фадеевич Авдеев.

По прошествии года стало очевидно, что чаяния строительной комиссии и съезда выборных не оправдались. По состоянию на 20 июня 1888 года собрано было всего 8 тысяч рублей. Причин, не позволивших обеспечить сбор денег, намеченных постановлениями съездов 1886-87 г.г., было достаточно, протокол их перечислил: «в виду ряда скудных урожаев, рыбных заловов, беспрерывнаго падежа скота и… прошлогодняго необычайнаго водоразлития в пределах Уральскаго войска, весьма значительно подорвавших благосостояние войска…». Съездом, большинством голосов (34), было принято решение закладку храма отложить до юбилейных торжеств 1891 года и сосредоточить все усилия на сборе денежных средств.

29 июля 1888 года в 12 часов 30 минут епископом Оренбургским и Уральским Макарием в присутствии наказного атамана Уральского казачьего войска, чиновников, духовенства уральских церквей и большого скопления народа было освящено место под строительство церкви.

В этом году один из членов строительного комитета сделал крупное пожертвование. «Казак Дмитрий Илларионович Аржанов, сочувствуя делу сооружения храма «Христа Спасителя» в Уральске в память 300-летия войска, пожертвовал 3000 рублей» – так писала газета «Уральские войсковые ведомости». Также крупные пожертвования сделали: наказной атаман Н.Н. Шипов, члены строительного комитета А.Я. Овчинников, Е.В. Хохлачев, И. Севрюгин Все по 1000 рублей. 1000 рублей внес известный гурьевский меценат Ф.И. Тудаков, а известный в Уральской области жертвователь на строительство церквей урядник Бударинской станицы А.М. Логашкин внес 200 рублей.

Ежегодно вопрос о финансировании строительства продолжал подниматься на съездах выборных. Чем ближе к юбилейному 1891 году, тем активнее предлагались новые способы и возможности по изысканию средств.

Грядущий 300-летний юбилей служения уральских казаков Российскому государству, который приходился на 1891 год, задумывалось отпраздновать с размахом. Память этому событию хотелось сохранить для потомков, зафиксировав в виде архитектурного памятника, способного напоминать о юбилее в течение многих десятков или, может быть, сотен лет.

Безусловно, главным генератором идей по проведению предстоявшего торжества был наказной атаман уральских казаков генерал-майор Николай Николаевич Шипов.

Весной 1889 года скончался войсковой архитектор И. Тец, строительные работы остались без авторского надзора.

На съезде выборных 13 ноября 1889 года было озвучено ходатайство о проведении празднования 300-летия служения уральских казаков Российскому государству в 1891 году, «дабы означенное празднество было действительно народным и надолго сохранилось в памяти всего населения Ур. каз. войска и его потомков, Съезд выборных находит в данном случае совершенно уместным просить ходатайства со стороны войскового начальства пред высшим правительством». Тогда же съездом был определен приблизительный период для празднования – 10-15 июня.

На другом своем заседании съезд констатировал неэффективность сложившегося порядка сбора денег. В частности, незначительность поступления средств от сбора с питейных заведений. Депутат Тимофеев предложил также «обложить единовременно каждую голову крупнаго скота по 10 коп., мелкаго по 3 к. и каждую засеянную десятину по 25 к.».

От Яманхалинской станицы поступило предложение обложить каждого казака сбором в 50 копеек ежегодно в течение 3 лет. Чаганская станица предложила несколько меньший сбор – в 25 копеек. Самое радикальное предложение поступило от Трёкинской станицы – единовременно 1 рубль с каждого казака. Эти предложения были отложены для решений съезда будущего года.

Съезд выборных 1890 года вернулся к прошлогоднему предложению и постановил: «…определить, в виде опыта на один год, те части, которыя ранее полагались атаманам рыболовств, а именно: на Курхайском рыболовстве (рыболовство, производимое ставными сетями весной и осенью в Каспийском море в нескольких десятках верст от берега – В.К.), весеннем и осеннем, по 6 веревок в каждой стороне, плавенном рыболовстве (рыболовство (плавня) производилось наплавными сетями («ярыгами») в нижнем течении реки Урал – В.К.), 4 невода на рубежном песке, на севрюжьем (севрюжье рыболовство – весеннее плавенное рыболовство – В.К.) 12 плавков, на Чархале (Чалкаре) и Кушумских и Узенских рыболовствах кучи, полагаемые атаманам рыболовств». В дополнение было решено использовать на строительство храма деньги от реализации рыбы, выловленной из стариц Воровской Калмыковской станицы и Богдановской Скворкинской станицы.

8 ноября 1890 года уральцы праздновали свой войсковой праздник – Михайлов день. После литургии в Михайло-Архангельском соборе атаман Шипов поздравил собравшихся с праздником и сообщил, что Государь Наследник-Цесаревич намерен посетить Уральск в следующем юбилейном году. В телеграмме, полученной от Цесаревича, в ответ на посланное накануне из Уральска поздравление, было написано: «Благодарю и поздравляю моих казаков, надеюсь в будущем Августе быть с Вами. «Николай».

Главное управление казачьих войск 30 марта 1891 года в своем письме за №923 уведомило уральцев, что Император всемилостивейше соизволил «день празднования уральским казачьим войском 300-летнего юбилея приурочить ко времени прибывания Его Императорскаго Высочества Государя Наследника Цесаревича в г. Уральске».

К 1891 году был утвержден новый проект храма, выполненный инженером Деминевым, переработавшим изначальное решение архитектора Теца. Была сделана закладка фундамента и стены доведены до уровня пола. Сам храм, по замыслу архитектора, должен был стоять на высокой площадке. Сама площадка к предстоящему торжественному акту закладки была «окружена оградой из старинных ружей и пушек». «Оренбургские епархиальные ведомости» более красочно описали убранство этого места – «Ограда была сделана из ружей со штыками, сложенных крестообразно, по углам стояли пушки на лафетах, пушки же заменяли столбы в ограде».

31 июля 1891 года после окончания церемонии освящения, пожалованных Императором Александром III, новых полковых знамен и принятия уральцами присяги, все участники этого действа двинулись от Михайло-Архангельского собора по Большой Михайловской и Садовой улицам к Иканской площади. Там все уже было готово к акту торжественной закладки храма «в память трехвековаго бытия Уральскаго казачьяго войска».

Цесаревич покинул площадь перед собором незадолго до начала шествия. Головную часть колонны, двигавшейся к Иканской площади, наследник престола приветствовал уже с балкона атаманского дома. Спустя некоторое время, будущий царь Николай Александрович появился на улице, присоединился к шествию и уже его не покидал.

Наконец колонна вступила на площадь. «Поднявшись по устланной красным сукном каменной лестнице на площадку, Цесаревич стал под уготованный для Него и свиты шатер и по окончании богослужения благоговейно вложил в строющиеся стены собора большую серебряную доску с надписью, увековечивающей знаменательное событие в истории войска: «Лета 1891, июля 31 дня, в царствование Государя Императора Александра III на сем месте Его Императорским Высочеством Государем Наследником Цесаревичем Николаем Александровичем, Августейшим Атаманом всех казачьих войск, собственноручно заложен храм сей Христа Спасителя, созидаемый Уральским войском в память истекшаго 300-летия (1591-1891) службы Уральскаго казачьяго войска Царю и Отечеству».

16 декабря 1892 года съезд выборных вывел из состава строительной комиссии А.Я. Овчинникова, Е.В. Хохлачева, И.А. Севрюгина и священника о. Иоанна Авдеева. Вместо них были единогласно избраны: отставной полковник Яков Степанович Назаров, казаки – Давид Васильевич Мартынов, Александр Прокофьевич Шапошников и священник о. Феодор Доеничев.

Шли год за годом, строительный комитет, несмотря на замену в своем составе, продолжал испытывать недостаток в средствах.

В 1895 году выборные приняли решение ввести в состав строительного комитета известных жертвователей на нужды церковного строительства А.М. Логашкина и Ф.И. Тудакова. Общественная деятельность последнего не осталась без внимания, в 1900 году Федоту Ивановичу было присвоено звание «Потомственного почетного гражданина». Также в помощь члену строительного комитета священнику Ф. Доеничеву съездом был приглашен священник В. Голованичев.

Съездом был заслушан отчет о поступлении и расходе средств. Собрано было: в 1888 году – 19 116 рублей, в 1889 – 9963, в 1890 – 5976, 1891 – 6270, 1892 – 11 826, 1893 – 9124, 1894 – 8188, что в целом составило около 70 454 рубля. Расходы за это время составили 29 020 рублей.

Спустя три года, был опубликован очередной отчет строительного комитета. Согласно этим данным, на начало 1898 года, с учетом уже истраченного, строительный комитет располагал суммой в 72 687 рублей.

22 мая 1899 года было сделано обследование фундамента. Появилось сомнение в его прочности. В результате строительным комитетом было принято решение строить храм на новом фундаменте, а архитектору В.Н. Курицыну подготовить новый проект.

3 февраля 1900 года в Уральске состоялось заседание строительного комитета с участием наказного атамана генерал-лейтенанта К.Н. Ставровского. В строительный комитет был введен полковник И.П. Хорошхин, сделавший доклад об истории строительства. Комитету были представлены три проекта однопрестольного храма Христа Спасителя, выполненные архитектором Курицыным. Все проекты были выполнены в византийском стиле и, по мнению современников, были «очень изящны».

(Продолжение следует)

Автор: Владимир Кутищев

ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top