Овеществленная мечта

6 марта 2014
0
452

Юные дарования со всей области собрались в очередной раз в холле КАЗИИТУ. Университет стал на время центром молодежных инноваций. Здесь проходили традиционные научные соревнования среди школьников «Открой для себя мир науки». Изобретения представлялись в нескольких направлениях: электроника, космическая биология и медицина, астрофизика, эволюция Вселенной и так далее. Конкурс технических идей организуется в десятый раз и является крупным мероприятием, цель которого – выявление и поддержка талантливой молодежи. Здесь собираются лучшие из лучших, чьи работы уже прошли первый отбор. Возможно, в будущем их фамилии будут в списках известных ученых и исследователей. Ознаменована встреча приближением Дня науки, который по традиции отмечается 12 апреля, и еще одним важным в мире космонавтики событием – 9 марта исполнится 80 лет со дня рождения первого космонавта Юрия Гагарина.

В зале оживленная атмосфера. Вдоль стен выставлены столы, на которых представлены сразу несколько изобретений. Эта выставка – как водопад идей. Причем, говорят представители жюри, участники с каждым годом все младше, а разработки все серьезней. Возможно, потому, что авторам не нужно задумываться о поиске инвесторов, все проекты здесь более чем смелые. Куда ни посмотришь, всюду полет творческой мысли. Сверхмощные космические аппараты, лазерные установки и роботы, миссия которых, ни много ни мало, спасти мир. Защищать Землю молодое поколение собирается от радиации, метеоритного дождя и космического мусора. Есть модели, благодаря которым они предлагают покорить и самые отдаленные планеты.

Бахтыгали Ильдар, ученик школы №38 мечтает озеленить Марс. Для этого, уверен юноша, необходимо научиться выращивать растения в вакууме.

«Все дело в гидропонике, – утверждает начинающий биолог. – Это такой способ выращивания растений, при котором вместо привычной всем земли используют специальный раствор, содержащий необходимые растению элементы. Мы будем их выращивать в стеклянных куполах. Благодаря этому, на безжизненной планете смогут зацвести сады и, возможно, через миллионы лет там появится атмосфера».

Как доставить на четвертую (по отдаленности от Солнца) планету сам материал, молодой человек еще пока не знает. Но уверен, об этом позаботятся другие ученые.

Авторами технических идей были и девушки. По замыслу юной изобретательницы Сауле Тлеккалиевой (она тоже ученица школы-лицея №38), с помощью ее сложного механизма можно защитить Землю от радиации. Что и каким образом работает, для человека несведущего до конца непонятно, но старшеклассница уверена, профессора, которые будут оценивать работу, смогут во всем разобраться.

Ребята из Казталовского района вместе с преподавателем по труду Сержаном Хасановым также изобрели космический аппарат. Его задача вырабатывать солнечную энергию.

Жанбирши Нурхан, ученик 11 класса с интересом посвящает в святая святых своего изобретения. Дает подробный расклад, из чего состоит его ракетная база и какова ее цель. Здесь есть стартовая площадка и ракетоноситель, который сможет не просто перевозить груз с одной космической станции на другую, но и существовать на орбите как отдельная единица. Продумано все: отсеки, запас кислорода и даже еда, которой может хватить на несколько лет.

Уразов Амангельды ученик 11 школы имени Сакена Сейфуллина. В прошлом году старшеклассник стал серебряным призером международного конкурса в Алматы, в санатории «Бөбек».

«У нас была команда, – говорит парень. – Вместе со мной поехали Нурбек Ибраев и Нургуль Калиева. Уровень проведения высокий, об этом говорит состав жюри: представители российского гравитационного общества, украинского физико-математического вуза, а также физик-теоретик из Мексики. Мы не просто представили свое ноу-хау. Нам пришлось на месте решать сложные задачи, придумывать, как создать космический лифт или отправиться за кратчайшие сроки на самые отдаленные планеты. Наша идея с выделением электроэнергии из космического мусора им также понравилась».

Вместе со своим научным руководителем и учителем по физике Кадыром Лукпановым они представили новый план. Модель, которая поместилась в небольшой сумочке ученика, сделана из обычного конструктора «Лего». Но юношу это совсем не смущает.

«Вопрос в том, что человек загрязняет все вокруг себя, и космос не исключение, – продолжает он. – Спасать от мусора нужно не только Землю, но и околоорбитное пространство. Уничтожаться он будет, проходя через сетку, которую создаст мощнейший лазер. В Вашингтоне крупный лазер произведен. На изготовление ушло 12 месяцев, было потрачено 14 миллионов долларов».

Отстаивать свои изобретения ребятам пришлось как на школьных экзаменах. Объясняли, доказывали, нередко спорили.

«Это хорошо, что дети заняты наукой, – сказал в своем выступлении представитель Межрегиональной общественной организации «Российская академия космонавтики имени К.Э. Циолковского» Николай Сорокин. – У них есть мечта, и они смогут ее добиться. Я представляю в Казахстане несколько научных российских организаций и обещаю ребятам, что самые достойные поедут в музей космонавтики в Самару и в Саратов, где учился Гагарин».

«Приземленней» всех оказались юные конструкторы, приехавшие из Чингирлауского района. Ученики 8 класса, вместе с молодым учителем физики Гулим Бахытжановой изобрели проектор, который отражает небесную сферу. Уже сегодня подобным наглядным материалом можно оснащать школьные кабинеты. Для воплощения в жизнь задумки понадобился старый глобус, черная краска и простейший механизм, благодаря которому небесная сфера приходит в движение.

«Мы на глобус перенесли созвездия, внутри него свет, когда он загорается, световые точки падают на прикрепленную сверху темную поверхность и отражают созвездия».

Расходились ребята из учебного заведения поздно вечером, окрыленные. Будем ждать от школьников еще что-то новое.

Фото: Ярослав Кулик
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top