Отпуск в Крыму

21 августа 2014
0
1914

До полуночи было еще далековато, но парк, окружавший санаторий со всех сторон, был уже погружен в чернильную темень. Желтый свет редких фонарей почти не пробивался сквозь мощную крону кипарисов и других хвойных деревьев. Осторожно, чтобы не поскользнуться, спускаюсь по длинной крутой лестнице, не выпуская из рук металлических поручней. Наконец выбираюсь на широкую асфальтовую дорожку; здесь идти уже полегче: дорога хоть и с уклоном, но не таким крутым…
Луны не видно, и звезды, коих высыпалось великое множество над головой, светят по-южному ярко, лучисто.

Когда мы, группа туристов, ехали по Крыму, направляясь в места отдыха, то часто за окнами автобуса видели плакаты и дощечки с предлагавшимся для гостей полуострова жильем на любой вкус. Особо подчеркивалось, если оно, жильё находилось в непосредственной близости от моря. Обычно тут же находились и хозяева сдаваемой внаем жилой площади – в любую погоду терпеливо стояли по обочинам трасс люди, держа в руках таблички, на которых порой красовалось всего одно слово: «Жилье». И чем дальше продвигались мы на юг полуострова, тем больше в глазах рябило от этой назойливой придорожной агитации.

Алушта, которая приютила меня на две недели в июле нынешнего года, конечно, не была в этом отношении исключением. Даже напротив нашего санатория, на горной извилистой дороге, ведшей из Феодосии и Керчи, было несколько таких постоянных «постов». Когда бы ни проследовал мимо них, – всегда увидишь тех, кто сутками внимательно высматривал буквально все, что проносилось по узкой серой асфальтовой ленте.

Под высоким столбом с фонарем стояла легковая машина, замечаю возле неё силуэты двух мужчин. Подхожу к ним. Знакомимся.

– Ну как, сегодня был щедрый улов? – спрашиваю я их. Они меня понимают с полуслова, огорченно качают головами.

– Почти никого, – ответил один из них, сидевший ближе ко мне на низенькой деревянной скамейке. – В прошлом году в это время было гораздо лучше. Тогда у нас много отдыхало украинцев. А сейчас им, конечно, не до отдыха из-за кровавых разборок в их стране. Теперь среди приезжающих к нам на полуостров больше всего россиян. Они предпочитают селиться в основном в крупных санаториях, домах отдыха.

Молодой человек встает, лезет в машину и возвращается с толстым альбомом. Мне показывают цветные снимки, из которых явствует, что жилье, которое предлагается молодыми людьми, ориентировано на достаточно зажиточных клиентов. Нет никакого и намека на то, что раньше в советское время обычно сдавалось трудящимся: лишь бы было ближе к морю, было больше щедрого южного солнца. Я же увидел самые настоящие, с роскошной обстановкой апартаменты, словно пролистал солидный глянцевый журнал. Наверное, селиться в них могли только самые богатые жители Незалежной, простые украинцы со скромным достатком выбирали что попроще, что подешевле.

– Однако, – произнес, словно спохватившись, собеседник, – все эти трудности временные, Москва, между прочим, тоже не сразу строилась. Ведь после референдума и последовавшего затем присоединения Крыма к России прошло совсем ничего. Годика два-три еще потерпим, пока через Керченский пролив не возведут долговременную и надежную переправу. А вам, – обратился он ко мне, – спасибо за то, что к нам приехали. Вы хотя и не наш клиент, но это не имеет никакого значения: чем больше к нам будут приезжать на отдых и лечение, тем быстрее возродится слава нашего прекрасного региона – бывшей всесоюзной здравницы…

Говоря о переправе, мои ночные собеседники имели в виду, конечно, мост, который в ближайшее время должен соединить два берега Керченского пролива. Сооружение замышляется грандиозное, предназначенное как для пропуска железнодорожного, так и автомобильного транспорта.

Со всей остротой вопрос о его строительстве встал с вхождением Крыма в состав РФ. До этого в течение многих десятилетий сообщение с полуостровом осуществлялось главным образом через материковую часть Украины. В последнее же время политическая ситуация там настолько изменилась, что грузовые и пассажирские потоки теперь направляются в обход украинской территории. И эти меры предосторожности отнюдь не лишние: уже было несколько случаев подрыва там российских поездов.

СМИ не раз с тревогой сообщали об огромных очередях на паромной переправе, и я, решив провести нынче свой отпуск в Крыму, воспользовался единым транспортным билетом, который включал в себя всё: поезд, автобус, морской паром. Правда, за билетом мне пришлось отправиться в один из ближайших российских регионов, в Самару. У нас в Казахстане почему-то нельзя было воспользоваться этой новой услугой. А уже из Самары я добрался железной дорогой прямо до Краснодара, где пересел на комфортабельный автобус, доставивший меня в порт Крым. О том, что мы приближались к переправе, получившей в последнее время чуть ли не мировую известность, можно было догадаться за много километров до нее – по нескончаемой очереди из легковушек и прочего автотранспорта. Несчастные так долго пребывали в ней, что тут же и спали, и готовили себе шашлыки… Жара стояла несусветная. Кое-кто из туристов, потеряв всякое терпение, разворачивал машину и отправлялся в Анапу и другие близлежащие известные курортные места, которые и без того были переполнены отдыхавшими. Я не раз в те дни мысленно похвалил себя за то, что обзавелся единым билетом: он практически давал зеленый свет на пути к желанной цели.

Затем – пересадка на паром, похожий на морской лайнер. Некоторое время ждем пока он не заполнится людьми и автотранспортом. Через пролив плыть всего-то минут двадцать-тридцать, а условия тут – как для пассажиров в дальнем путешествии. Кафе, где можно легко перекусить, туалеты с холодной и горячей водой, с зеркалами почти во всю стену. В залах ожидания – мягкие сиденья, телевизоры. Не хочется совершать даже короткое путешествие в закрытом помещении, тянет на свежий воздух, полюбоваться широкими водными просторами? Пожалуйста – на верхнюю палубу, где для такой категории пассажиров оборудованы специальные смотровые места.

Паром греческий. Раньше, говорят, в Керченском проливе работали три-четыре парома, теперь – шесть. И все равно мало, «пробки» возникают то на одной, то другой стороне пролива.

Забегая несколько вперед, скажу еще вот о чем. Накануне моего отъезда из Крыма домой, стало известно о новой порции санкций со стороны стран Евросоюза и США против России. Вместе с рядом российских компаний под раздачу попали и некоторые крымские предприятия, в том числе «Единая транспортная дирекция», обеспечивающая паромное сообщение через Керченский пролив. Запад уже не знает как досадить крымчанам, осложнить им жизнь. А все потому, что они минувшей весной сделали свой судьбоносный выбор – быть вместе с Россией.

(Продолжение следует)

Фото автора
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top