Откуда ты тёк – покажет тек (происхождение), а ру (род) чей – журчит ручей!

6 августа 2015
0
4301

(Продолжение. Начало в № 25-31)

Прямой потомок Чингизхана, хивинский хан Абулгазы в книге «Түрік шежіресі» (Родословная тюрок. Хива. 1664 г.) пишет, что Чингизхан происходит из рода «Кият». Название рода Абулгазы выводит из слова «киян», что на древнетюркском и современном казахском означает «дальний». Рашид-ад-Дин также пишет, что «киятов» называют «киян» (дальние). Во второй книге Рашид-ал-Дина про род Кият-Боржигин написано следующее: «Третий сын был у Есугей-бахадура (отец Чингизхана). Племя Қият-Боржигин происходит из его потомства. Значит, «боржигин» – «синеокий» и, как это не странно, те потомки от третьего сына Есугей-бахадура и его детей по большей части – синеокие и рыжие». По этой линии и наш казахский хан Орысхан, который был прадедом Жанибека и Керея. Как много говорят древние слова, запечатленные в рунах и несущие память о ру (род), также как слова: Киян-море, окиян, қия (горизонт), қиян (далекий, пограничный), қия-құз (утес), тұқиян (родословная). И надеюсь, что наши дети и внуки будут киянами, помнящими алтайское родство как слова А. Блока: «Да, скифы – мы! Да, азиаты – мы».

И не случайно, что казахское слово ру (род) является ключевым в мироощущении степняков. С него часто начинается знакомство: «Вы из какого ру?» Это идет от того, что у казахов принято знать свою родословную минимум до седьмого колена, свято соблюдая генетическую защиту принципом «Жеті ата». Это табу четко закреплено в словах руластық (родство по роду) – ру лаз тык так есть и аталастық (родство от третьего до седьмого колена) – ата лаз тык так делал и никому другому не позволено.

Поэтому знак ру был запрещающим знаком для многих знакомств и никогда не нарушался. И кто был рушыл (приверженец родовых отношений), тот его не рушил и не нарушал.

Но были и такие, которые тамгу ру и руническое письмо превратили в руины – ру иных, которых не понимали. И понадобилась гениальность и трудолюбие академиков В.Л. Томсена и В.В. Радлова, чтобы возродить руины рунического письма орхоно-енисейских надписей на скалах древнего Алтая. Они доказали, что это письмо пришло с Алтая в Европу, а не наоборот, как утверждалось ранее. Профессор В.Л. Томсен установил, что в руническом письме слова и фразы читаются только справа налево или сверху вниз – в этом специфическая особенность наскальных надписей. Руны «писарь» выбивал долотом, держа его в левой руке, следовательно, каждую новую руну он фиксировал так, чтобы не загораживать себе рукой «выдолбенное». Часто все слова текста «писали» неразрывно, получалось одно длинное-длинное слово.

Так мы снова открыли свое ру (род), которым по праву можно гордиться.

При этом следует акцентировать, что у казахов ру – это состояние духа. Рух (дух) – начало руханият (духовности) народа. И это непрерывный процесс укрепления этого духа от первого шага до кончины, что закрепилось в словах: ару (красавица) – а ру у нее прекрасное; рулас (сородичи) – ру лаз у них один; аруақтану (воодушевляться, вдохновляться) – а ру ах тяну и вдохновляюсь; арулық (красота женщин) – а ру лик в красоте женщин рода; ауру (болезнь) – ау ру кричу, когда такая аура приходит; арулау (обряжение покойника) – а ру лаю (кричу), ору лаю, что покойник; аруақ (дух предков) – а ру ах потеряю сына, и ору ах, но теперь он стал всегда с нами, как аруақ (дух предков). Обращаем на себя в ряде этих слов перезвон ру (род) и ар (честь, достоинство), что дуалистически лежит в основе мироощущений казахов.

Корень ра (Солнце, Бог) в словах рай, радуга и ура!

Мне так не хватает в казахском языке двухбуквенного слова ра, которым обозначалось Солнце, Бог у египтян, величественная река Ра прославляется славянами и этот корень в названии страны Иран и города Рабат. Может быть так случилось оттого, что в модели поклонения алтайцев это место было занято Кок Тенгри…

Однако вполне естественно, что этот корень не мог не войти в такие пластичные языки, как казахский и русский. И это подтверждают словари.

Анализу происхождения корня ра в русском и других языках мира посвящено несколько страниц в фундаментальном «Толковом словаре русского языка» Ю.А. Таракова, один экземпляр которого был подарен мне с надписью «…Давайте в Африку пойдем и корни русские найдем!»

Поэтому приведу только некоторые слова из «Толкового словаря русского языка» Ожегова С.И., ассоциативно связанные с Ра (Солнце, Бог).

Работа (ра бо то предписывает делать с восходом Солнца);
Рада (ра да дает мне радость и я рада);
Радуга (ра дуга разноцветная возникает от ра);
Радушие (ра души, идущее от ра);
Радовать (ра давать будет и радовать);
Разбудить (ра будит и разбудит);
Развал (ра звал когда развал);
Разгневать (ра гневать и разгневать);
Разгром (ра гром, если разгром);
Разгрузить (ра сгрузить, если разгрузить);
Разгул (ра гул этот слышит, когда разгул);
Раздать (ра дать велел и следует раздать);
Раздвинуть (ра двинуть велел и раздвинуть);
Разделать (ра делать так велел и разделать);
Разделить (ра делить повелел и разделить);
Раздоить (ра доить велел и раздоить);
Раздуть (ра дуть может и раздуть);
Разжать (ра жать не будет, а значит разжать);
Разум (ра ум у кого – это и есть разум);
Разжечь (ра жечь велели и разжечь);
Разлить (ра злить, когда разлить);
Размазать (ра мазать, если размазать);
Разрушить (ра рушить и разрушить);
Рай (ра ай это место);
Рана (ра на и помоги);
Раскрасить (ра красить и раскрасить);
Распеть (ра спеть и распеть);
Распечь (ра печь, когда распечь);
Расплата (ра плата, когда расплата);
Рассадить (ра садить и рассадить);
Рассвет (ра свет, когда рассвет);
Расславить (ра славить, когда расславить);
Расстопить (ра топить и растопить);
Расстерять (ра терять и растерять);
Расцвести (ра цвести дает и расцвести).

Для казахов и русских живших и живущих в междуречье Волги и Урала очень символично, что в древности Волгу называли Ра-река, а корень ра сохранился в слове Урал. И к победам мы шли с единым боевым кличем ура – у Ра – Бог и Ра – река с нами.

Су (вода) и сүт (молоко) – жизни суть

Су (вода), сүт (молоко) – лежит в основе понимания поведения человека для выживания в этом мире, где өмір (жизнь) и есть жизнь. Су и сүт – жизни суть. Так говорят евразийцы. Су (вода) – это звук надежды на утоление жажды (утолить – у то лить) и пароль угрозе жизни, если воды долго нет. С у (угроза, отрава) идет от су. Поэтому во многих казахских словах это выражено четко и ясно: сусындау (утолять жажду), сусату (вызывать жажду), сусау (жаждать, хотеть пить), сулы (многоводный, водоносный), сулау (увлажнять), судай (как вода), су-суан (похлебки), сусыз (безводный), сусын (напиток), сушыл (хорошо плавающий).

Да и во многих русских словах звук «су» четко улавливается: сулить, судно, сугроб, судак, суета, сумрак, суп, сурок, суслик, сусло, сустав, суть, сутяга, сухарь, сухмень, суховей, сухой, сушеный, сушить, сушь, сущий, сущность и многих других, где суть воды угадывается. Возможно и в словах соска, сосок, сосуд, сосун, сох-нуть есть отголоски «су» измененного на «со».

В старорусских словах этот корень тоже прослеживается: суяж (битый лед), сусор (сплетни), судомойка, сударь, суводить (колебать воду), суводь (заводь, тихое место на реке).

Ю. А. Тараков в своем словаре отмечает также значении «су» – солнце, огонь жечь, красный. Это было понятно степнякам значительно раньше, чем потом изложено в книгах по психологии.

Доктрина бихевиоризма гласила, что людьми движут их базовые потребности такие, как голод, жажда, боль, секс. Книга «Природа любви» Гарри Харлоу внесла новый элемент в этот перечень. Он доказал и показал, что еда, вода и любовь движут людьми задолго до того, как просыпается секс. Любовь оказалась такой же базовой потребностью, как потребность в воде и еде. Если доктрина бихевиоризма, которую активно развивал Маслоу гласила, что людьми управляют голод, жажда, холод, разрушение, страх, боль и секс, то добавление Г. Харлоу фактора любви показало роль тесной связи, которую мы устанавливаем с нашими матерями с детства. Младенцы любят свою ана (мать) на уровне условных, а, возможно, безусловных рефлексов только потому, что она (ана) их суть, необходимая для выживания. При этом большое значение имеет телесный контакт, ее тепло или «материнская любовь». Евразийцы тысячи лет назад понимали это, считая, что су и сүт – жизни суть, а сүю (любить, целовать) неотъемлимый элемент любви к младенцу, когда сую ему (сосать) емшек (грудь) и он понимает – ем шик, утоляя первичную потребность в воде и еде и это высший шик для щёк, когда ем, то это ем (лекарство от голода). По мере взросления человека эта потребность возрастает, прорастает и трансформируется в глубинное природное стремление по Фрейду – сүйісу (любить друг друга, целовать), в поиске своей второй половинки. На этом пути появляется сүйген (любимый, милый), сүйгіш (любящий), сүйкім (приятность, обаятельность), сүйдіру (целую, люблю), сүйікті (любимый, дорогой), сүйіну (любоваться, восторгаться), сүйінішті (радостный, приятный), сүйіп-құшу (обнимать, целовать), сүйту (делать так), сүйіс (поцелуй, любовь), сүйінші (сообщение о радостной вести).

(Окончание следует)

Виктор Киянский,
депутат Мажилиса Парламента Республики Казахстан,
член Ассамблеи народа Казахстана, академик МАНЭБ и МАЭ,
доктор технических наук, профессор

ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top