Откуда ты тёк – покажет тек (происхождение), а ру (род) чей – журчит ручей!

16 июля 2015
0
2988

(Продолжение. Начало в № 25-28)

В казахском языке ел – это страна, народ, как память об Алтае, где росла ель, которая стала символом шатровой архитектуры, получившей широкое распространение у алтайцев и эта форма навечно запечатлена в наскальных рисунках горного Алтая. А ёще елен (олень), елік (косуля) – прекрасная часть природы той ел (страна, народ), где вдоль дорог устанавливали еленные каменные столбы с изображением небесного оленя (елен), хранителя Вечного Эля.

Слева направо: В. Гундарев, Г. Кудайбергенов, М. Сулейменов, В. Киянский

В ряде работ постулируется, что слово ел – народ, является обозначением народа, который существовал в действительности и входил в состав Казахского Ханства. Слово Ел /Ру (народ) ни в коем случае нельзя было путать со словом халық (народ, население, жители страны), а также словом ұлт (нация). Каждый конкретный Ел/Ру вполне может входить в состав различных тюркских народов.

Слово ру – обозначает род, клан, входящий в состав конкретной Ел. Если в разговоре родовое имя именуется кратко, то в этом случае ру не озвучивается и называется ел. Если же родовое имя должно прозвучать полностью, то в этом случае ру называется первым, так например: Сары Үйсін, Шекты Алимұлы или Қара Қыпшақ.

Я в книге «Родник Алтая: от Аз и Буки до Аз и Я. Моя Евразия» утверждаю, что ел у казахов и ель у русских – это глубинная память об алтайской прародине евразийцев, которая сохранилась и в 21 веке. Наш вечный многоликий Эль – наше Эльдорадо, возрожденный Эль, да рады мы ему! Здесь нам дают нам (имя), есім (имя) и я с им буду пока есть ес (память, сознание, опора, поддержка). И там где ел (страна), там я ел и когда ем, то это ем (лечение, исцеление) от голода. Когда ел, жирею и елжіреу (умиляюсь). А если не ешь, то живешь еш (зря, попусту), а когда ел жир, то испытывал елжір (умиление), но иногда ел и рту давал елірту (возбуждение). Если ребенок, то ему даю ему (сосать грудь) из емшек (грудь) и ем шик. И ем мило, когда емілу (высосанное из груди). Ем и ну опять хочу еміну (выпрашивать).

Әйел (женщина) – основа ел (страна), сила страны

Выдающий психолог Мелани Кляйн в сборнике «Зависть и благодарность» очень точно подмечает, что первым объектом взаимоотношения ребенка с окружающим миром является грудь его матери, которая становится объектом внимания всех чувств младенца. Это состояние хорошо передается казахскими синонимами: емшек (грудь) – ем шик; омырау (грудь) – умираю, когда нет груди; төс (грудь) – тоска берет, когда нет груди; көкірек – коко реки жизни и есть круглая грудь. Младенец, как утверждает Мелани Кляйн, либо идеализирует грудь как источник любви и пищи для существования, либо чувствует угрозу, поскольку его потребности не были удовлетворены. Расщепление чувств является первым моментом в жизни человека, когда он начинает переживать тревогу.

Ем из груди и это еміс (сосание) и таким образом ем и ренту получаю әйел (женщины) в виде еміренту (материнская ласка). Ему даю ему (сосать) и это нравится ему. Когда ем, то это ем (лекарство) от голода. Ем мирно и емірену (чувствую наслаждение) и вырасту крепкий как емен (дуб) – ем мен такой будет. Ем и ну как стремительно расту и, конечно, еміну (вырывание вперед) в сравнении со сверстниками. Ем меру зная, а для этого надо емеру (загибать пальцы) отсчитывая. А когда переел, то начинаю держать емдәм (диету) – ем дым глазами. Или ем, дом даю, чтобы ем-домдау (лечить примитивным способом). А поэтому ем (лекарство) от всех напастей. Вот такая удивительная диалектика слов ел – ем – еш в казахском и русском языках. Откуда такая синхронность и глубинность понятий? На эти вопросы отвечал в своих работах величайший психолог Карл Юнг, который ввел понятие архетип: «Понимает он их или нет, человек должен всегда помнить о существовании мира архетипов, поскольку в нем он остается частью природы и поддерживает связь со своими корнями». Он также отмечал, что древние люди в таких подробностях описывали и интерпретировали природные явления, например, восход, заход солнца и фазы луны, ибо они были вписаны в мифы, сказки и верования для того, чтобы найти смысл в мире внутреннем. Анима (душа в женском обличье), мама, женщина, дитя, мужчина, земля, сад, дерево, дом, река, сын – архетипы, которыми наполнены сказки и мифы, идущие с детства человечества и закрепляющиеся в подсознании.

Ел-ер-ес из этого ряда и в этом секрет их глубинного влияния на нашу психику и психологию. Поэтому имена у казахов подтверждают это: Еламан, Елбар, Елдар, Елдос, Елен, Елец, Елеубай,Елеубек, Елеудос, Елеужан, Елеужас, Елеуқабыл, Елеукен, Елеуқожа, Елеукүл, Елеумұрза, Елеуназар, Елеунұр, Елеусұлтан, Елеутөре, Елжас, Елжар, Елмұрат, Елназ, Елнар, Есен, Есеналы, Есналан, Есенбай, Ессенберди, Есенболат, Есенгали, Есенжан, Есенжол, Есенмұрат, Есенкүл, Есенсейт, Есентай, Есентемір, Есентуар, Есентөре, Есенхан, Есет, Есим, Ералы, Ерасыл, Ербатыр, Ербол, Ерболат, Ерғазы, Ерғали, Ергеш, Ерғожа, Ердар, Ердаулет,Ерден, Ерденай, Ерденбек, Ердеш, Ердильда, Ережеп, Ерен, Ержетер, Ерденжан, Ержігіт, Ерик, Еркеболат, Еркебулан, Еркеғали, Еркетай, Еркемұрза, Еркенаби, Еркин, Еркинали, Еркинбай, Еркинбек, Еркинғали, Еркинжан, Еркинкүл, Еркинтай, Еркуат, Ерлан, Ерлен, Ерлик, Ерман, Ермек, Ермекбай, Ермекбота, Ермекжан, Ермеккали, Ермурат, Ермурза, Ермухамет, Ерназ, Ерназар, Ернар, Ернияз, Ернур, Ерсайын, Ерсейт, Ерсултан, Ертай, Ертлек, Ертилеу, Ертуган, Ертуре, Ерулан, Есбай, Есбатыр, Есбол, Есболат, Есдаулет, Есет, Есетжан, Есжан, Есиль. Есильжан, Есильмурат, Есильхан, Есимбет, Есқайр, Есқали, Ескен, Ескендир, Есқожа, Есназар, Есмагамбет, Есман, Есмахан, Есмухан, Есмурат, Есмурза, Естай, Естияр.

Убедитесь, что по именам казахов можно изучать историю и географию Евразии.

Ер (мужчина) и яр туре Всеволод!

Применив ассоциативную логику к слову «ер (яр) – мужчина, муж, молодец, храбрец, седло, герой, удалец мы получаем интересные стыковки казахских и русских слов.

В словаре «Тюркизмов в русском языке» в качестве общих слов с этим корнем приводятся: ерчак (ярчак), ерик, ерлык (ярлык), ермак, ертаул, ерыча, яо, ярык, ярыча, ярка, яртаул (передовой отряд войска, авангард). Напрашивается прямая аналогия между «ер» и «яр» с точки зрения характеристики мужчины с учетом того, что «ер» – название буквы твердый знак в кириллице. Пара «ер» – «яр» идет из древних текстов, приводящихся у В.И. Даля:

«Муж ярый не благообразен. Паскепаны саблями калёными шеломы аварьскыя от тебя яр туре Всеволоде». По Далю «ярый» означает пылкий, злой, горячий, крепкий, сильный, редкий, скорый, бойкий, рьяный, горячий, яркий.

Если исходить из гипотезы, что у всех народов в той или иной форме реализуется китайский дуалистический принцип «инь» и «янь» – мужского и женского начала, то мне кажется, что именно «ер (яр)» и «жар» (невеста, возлюбленная, любимая жена, опора) символизируют мужское и женское начало в мироощущении степняков.

Производных с корнем «жар» не меньше, чем со словом «ер» и они, по сути дела, охватывают весь спектр жизненных ситуаций, характеризующих взаимодействие жар и ер, начиная с обрядовой песни напутствия жар-жар и кончая ерлі-байлы (муж и жена) в создании устойчивой ячейки общества – семьи. Воистину, хоть ер (яр) и ярок, но без жар не жарок. Яр ер (муж), когда рядом жар души его. Жар (жена) поддерживает жар домашнего очага. Жар ты моя жарты (половинка) и становится жарық (свет, жизнь) жаркая ты моя. И, конечно, жар (стена). А поэтому яр (ер) яро кинь, если еркін (свободный, вольный). И яр ли скажет ерлі (имеющая мужа) и яр как покажет еркек (хозяин дома). Для всякой ярки должен быть свой яр (ер), который яр и ярок в действиях. А если яр лик, то это ерлік (геройство) и должен быть яр ты, когда наступает ерте (утро) и яр ту повесьти ерту (вести за собой).

Эти дос-жар (друзья) основа достық (дружба), в которой каждый из нас много достиг с достоинством и достатком.

И кто яр-ер (мужчина),
У того есть жар (жена).
И бывает в душе жар –
От (огонь) таких жар.
А потому, если жеңіс (победа),
То быстро женись.

Для меня примером таких верных «жар» и «ер» являются друзья.

Когда меня избрали депутатом Мажилиса Парламента и мы из Уральска с женой Ольгой и отцом, который до конца жизни жил с нами, переехали в Астану. Здесь я никого кроме Галима не знал. Мой друг познакомил меня со своими звёздными друзьями: академики-лауреаты Эрвин Госсен и Мехлис Сулейменов, поэт, главный редактор журнала «Нива» Владимир Гундарев, старейший журналист всего постсоветского пространства Моисей Гольберг, главный редактор газеты «Казахстанская правда» Александр Тараков, заслуженный строитель Оразбай Нургожин, архитектор Сагындык Жанбулатов, с которыми мы довольно плотно общаемся уже много лет.

Они с достоинством и нежностью поддерживают жар семейных очагов, растят детей и внуков, делая все возможное, чтобы передать жар своих сердец тем, кто будут после них жарайсыңдар (молодцы). И пусть у них будет немерено немерелер (внуков).

Ес (разум, сознание, память) – е, с него человек и есть!

Ес (разум, сознание, память), а главное слово в памяти – это есім (имя), которым тебя нарекли для жизни и оно есть начало начал бытия человека, родником многих других слов, определяющих суть человека, его характер, начало жизни и ее конец. Звук своего имени – самый радостный на земле. Воистину, есім (имя) исходная точка для достижения состояния, обозначаемого есен (благополучный). Есім (имя) Адам – это то, что первым получил адам (человек) на грешной земле и е, с им как с Божьей меткой до конца дней своих. В имени закодировано и зашифровано Всевышнее предназначение, игра случая, родительское благословение, будущие радости, победы и срывы. Если есім (имя), как направление пущенной стрелы во времени угадано, определено, просчитано удачно, то это первый верный қадам (шаг) к адаму разумному и есік (дверь) в Мир открыта (ашық) – а шик это!

Есім (имя) будет всегда ес (опора, поддержка), если хочешь быть есен – аман (благополучный), есен – сау (жив, здоров) от первой есік (дверь) и до последних шагов, когда станешь ескі (старый, древний). Ес слышится в звуках известных евразийских фамилий: Есенин, Есенберлин, Есимов, Есенов, Есаулов, Есжанов.

Однако бывает, что яблоко катится далеко от яблони, и тогда это горькая есе (доля), когда сын есек (осел, болван) и ведет себя, как есекше (как осел).

Есен саулық (будьте здоровы) и помните глубокую генетику и смысл слов ес (память), есім (имя), есен (благополучный) и ескі-құсқы (барахло, утиль, хлам, рухлядь), есек (осел, болван).

Ну (дремучий, непроходимый) и ну ты какой дремучий

От Ж до Н двухбуквенных слов совсем немного. Вот они: же (есть, съедать, присваивать); жу (мыть, смывать); жә (или, да, хватит, ладно, оставь); зу (подражание гулу, свисту, пробежать, просвистеть); ия (да); ие (хозяин, владелец, обладатель, дух покровитель); ит (собака); ию (гнуть, сгибать, проявлять участие); қи (кизяк, навоз); қу (лебедь, белый, хитрец, проныра); ма (междометие ли); мә (на возьми, возглас выражающий удивление); ми (мозг, ум, трясина, грязь, болото); не (что, какой); (не то… не то, не… не) (дремучий, непроходимый).

(Продолжение следует)

Виктор Киянский,
депутат Мажилиса Парламента Республики Казахстан,
член Ассамблеи народа Казахстана, академик МАНЭБ и МАЭ,
доктор технических наук, профессор

ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top