Откуда ты тёк – покажет тек (происхождение), а ру (род) чей – журчит ручей!

9 июля 2015
1
2192

(Продолжение. Начало в № 25-27)

Как это складывалось великолепно написал в 2009 году русский учёный А. Бушков в книге «Чингисхан. Неизвестная Азия»: «Гунны, насколько известно – несомненные тюрки, пришедшие из Центральной Азии. А следовательно, можно слагаемое преспокойнейшим образом поменять: если имеются веские основания считать, что гунны-тюрки – это славяне, то остаётся всего один шаг до логического завершения: славяне – это тюрки. Один из тюркских народов, не из прозрачного синего воздуха сформировавшийся на берегу Днепра, а пришедший из великой Степи, когда масса тюркских народов пустилась в многотысячекилометровый путь, пока не достигла Европы». Это же подтверждает уникальная выставка таштыкских масок, проходившая в Астане во Дворце мира и согласия в апреле 2010 года. Были продемонстрированы изображения наших далёких предков, возраст которых определяется 1500-2000 лет. Гипсовые маски – портретные изображения древних людей, извлечённые из склепов и могильников Южной Сибири археологами, начиная с 1883 года до недавних научных экспедиций, хранятся в фондах Эрмитажа, Государственного Исторического музея, музея искусств народов Востока, Хакасского Государственного музея в России. Таштыкские маски изготавливались древними мастерами, современниками людей, изображённых на этих масках. Маски являются результатом творения древнего скульптора и передают индивидуальные особенности внешнего облика человека таштыкской эпохи.

Я смотрел на эти каменные оттиски и ловил себя на мысли, что внешне мы мало изменились за эти тысячелетия, и во многих ликах узнавал своих современных знакомых, а сами маски выглядели как застывшие человеческие лица. Хакасский учёный Сергей Нарылков, который представлял выставку в Астане, также считает, что древние тюрки походили обликом на европейцев и что в библейские времена существовала мощная прототюркская цивилизация, которая попала в историю под названием арийской, а ещё дальше – в андроновской культуре. Учёный говорит, что ему довелось лицезреть одно из первых колёс на Земле. Этот артефакт хранится в музее номадов в Китае, в так называемой Внутренней Монголии. Колесо, которому около четырёх тысяч лет, очень неплохо сохранилось – это подлинное доказательство значимости кочевой цивилизации. Первое колесо покатилось по свету из наших краёв. Может быть, этим и объясняется, что лошадь и колесо арбы позволили доехать тюркам до самого Альбиона! Ар, ба ехал на арбе, поэтому и сегодня в казахском языке ар – совесть и честь.

С ар – дар
У тех, кто сардар (предводитель).
С ар идёт сар (тропа)
И арман (мечта),
Которая ар – ман
И ар манит.
С ариев
У евразийцев ар (совесть, честь).
Идёт c ар
Эта сар (тропа), где ар рай – арай (заря).
С ар лаю и лелею
Постоянно сарлау (отбирая лучшее).
И с ар, а
Идёт имя Сара (ясная, чистая)
А Сары лик –
Точно саралық (ясность, четкость).
С ар апай
Одежда сарапай (закрывающая с ног до головы).
С ар, ай
Живёт Сарай (дворец, резиденция)
И с ар, ай, шик,
Где был Сарайшық (столица на берегу Урала)
В Сарайшыкском велаяте
Казахского ханства.

И на Дальний Восток арии тоже доехали… Известный японский историк Эгами Намио аргументированно доказал, что первое японское государство Ямато, как и другие древнейшие государственные образования на Корейском полуострове, было создано евразийскими кочевниками, которых он именует «всадниками алтайского происхождения». Эту точку зрения поддерживает казахстанский историк Жумажан Байжумин в двухтомном исследовании «История рождения, жизни и смерти пастуха Авеля. Арийский лексикон». Согласно его точке зрения большинство государств, возникших в древности, обязаны своим появлением исключительно кочевникам Евразийских степей. «Основной причиной миграционной активности покидавших её номадов являлось периодическое вытеснение из неё постоянно воевавших друг с другом за необходимое жизненное пространство. Потерпевшие поражение скотоводы выдавливались за пределы Великой степи и перемещались на пространство «цивилизационного пояса» континента. Оказавшиеся здесь «изгнанники из Скифии» выступали уже в роли завоевателей оседлого населения… Внутренняя степная часть Евразийского континента являлась особым культурно-географическим пространством, в течение многих тысячелетий генерировавшим один из двух ключевых компонентов (земледелие и скотоводство), необходимых для поступательного развития человеческого общества», – считает Ж. Байжумин. И может быть, совсем не случайна историческая перекличка пассионарных евразийцев. Именно из наших степей с Байконура человек отправился в Космос и впервые смоделировал на Земле термоядерные реакции, бушующие на Солнце, великий В.И. Вернадский у нас в Боровом развил ноосферную теорию, а Чижевский открыл связь войн, эпидемий и общественных аномалий с циклами солнечной активности.

Впрочем, недавно в научном издании The American Journal of Human Genetics выдвигнуто предположение, что предками первых американских индейцев могли быть тоже алтайцы. Эти носители азиатских генов прошли через всю Сибирь, а затем перебрались в Америку через Берингов пролив, который 25000 лет назад ещё не полностью находился под водой. Профессор антропологии из Пенсильванского университета Теодор Шурр, вместе с несколькими другими исследователями в 2010 г. провели анализ Y-хромосомы (передается по отцовской линии) американских индейцев и коренных жителей Алтая и в результате выявили уникальную генетическую мутацию, которая характерна для двух этих групп.

Кроме того значимое генетическое сходство двух групп было обнаружено и в митохондриальном геноме (передается по материнской линии).

Парадоксально, но эти биологические исследования лишь подтверждают то, о чем не одно десятилетие говорит в своих книгах сенатор Казахстанского Парламента, доктор филологических наук Адиль Ахметов – о глубоком сходстве языка американских индейцев с казахским и тюркскими языками народов пришедших с Алтая и ныне живущих на Алтае. В своей новой книге «Код Евразии», презентованной в феврале 2012 г. в Национальной библиотеке, он пишет: «Заметим, что было бы, пожалуй, вернее говорить не о вообще азиатском, а о конкретном алтайском происхождении предков современных американцев. Алтай – это рубежная, знаковая точка Евразии, может быть, её центр. Может быть, Алтай особенное место «место силы», место трансформации и созревания этносов, которые затем спускались с гор в степь. Вот и тюрки, разговор о которых впереди, согласно Л.Н. Гумилеву, созрели на Алтае. Недаром, кстати, именно здесь Н.К. Рерих искал заветную Шамбалу…»

Впереди новые открытия во славу Евразии и через изучение общности языков тоже…

Открой душу, где ду (шум, гвалт), шу (шум)

До буквы Е, которая также славна двухбуквенными словами, их не много от Ә до Д – вот они: әз (уважаемый, мудрый, слепой незрячий); әй (окрик, эй); әк (известь); әл (сила, мощь); ән (песня); әр (облик, качество, каждый, всякий).

Ба (вопросительная частица ли); би (танец, пляска, бий, судья); бу (пар, испарение, раствор); гу (гул, монотонный шум); да (и, также, тоже), де (и, ты и я); ду (шум, галдеж, гвалт).

Каждое из этих слов широко употребляется в обиходе, но наверное лидерами являются әз, әл, ән, әр, ибо мудрый, сила, песня и облик всегда ценились в степи очень сильно.

Ба, да, де, ме, та, те, стали истоками слов баба, деда, мама, папа, тата, тетя, дядя – это комбинации двухбуквенных алтайских слов, которые веками в обиходе наших народов. Но также в давнем обиходе слова, связанные со звуком ду: ду-ду (шумный, галдежный, шумно), дуду-дуду (взлохмаченный), ду-думан (шумное веселье), дула (шуметь, гудеть), дулас (шумели, галдели), дулы (шумный), дулы-шулы (шумный), дума, думан (шумиха), дуыл (шум, галдеж), дуылда (шуметь, зудеть), которые в русском языке звучат почти один в один, ибо если дуют в дуду (дудка), то все, точно, становятся дуду-дуду (взлохмаченные) и дуда рай под звуки дударай! А также есть слова: дура, дуралей эдакий, хватит дурить, следует дуру сечь, дурдом… Эти слова с детства понимаемы на всем евразийском пространстве без перевода. Когда они вошли в обиход сегодня трудно сказать, но лингвистическая археология показывает, что в казахском и русском языке они дают почти симметричные звуковые конструкции. Хотя надо сказать, что в казахском языке дүр изначально задает широкий спектр значений позитивного и негативного характера, которые затем обрастают специфической детализацией. Поэтому дүр – подражание гулу мотора, взмаху крыльев, горению огня, течению воды и т.д. И поэтому для дүр характерно греметь, шумет, трещать, что является признаком дурости.

Второе значение дүр – жемчуг, жемчужина. Это те драгоценности, которые на шее у дур. Они ими кичатся, выставляют напоказ и шуршат ожерельями. Наверное это от того, что в слове дура не только ду, но и ра (солнце) от которого эти ожерелья блестят?!

А вот третье поэтическое значение дүр – выдающийся, редкостный, блистательный. Именно в этом значении прославляют дур и дураков в русских сказках, где Иванушка-дурачок везде выходит победителем и им гордятся за редкостный ум и удаль.

Следует отметить, что в казахском языке негативный оттенок для дүр имеет множество нюансов, которые понятны и в реконструкции русскими словами. Посудите сами.

Дүре (прут для телесного наказания, розги). Дуре предназначены прут и розги для телесного наказания.
Дүрелеу (сечь, пороть разгами). Дуралея секут розгами.
Дүркін-дүркін (периодически, время от времени). Дур кинь, дур кинь время от времени.
Дүрсіл (стук, топот, гул). Дур сила в стуке. Дур сил много в топоте.
Дүрсілдеу (топтать, стук, стучать). Дур сил даю в стуке.
Дүріл (гул, гудение). Дурил нас этот гул.
Дүрілдеу (сильно гудеть, греметь). Дурил, даю сильно греметь.
Дүрбіту (вызвать панику). Дур бить и вызвать панику.
Дүрдию (выпячиваться, дуться друг на друга). Дур даю, если дуться друг на друга.
Дүрегей (нечистопородная собака, нечистый, смешанный). Дуре гей скажи, если нечистый.
Дүрліктіру (шарахаться). Дур лик тру и надо шарахаться.

Многоликий Эль – это әл (сила, мощь), а ел (страна), где растет ель.

В двухбуквенных словах на «е» сосредоточены важные архетипы сознания, связанные с мужеством, родиной, а иногда и с противоположными свойствами этих качеств. Посудите сами:

Ез (разиня, мямля, ничтожный, вялый);
Ей (возглас которым окликают);
Ел (страна, государство, отечество, родина, племя, мирный человек);
Ем (лечение, исцеление, лекарство, прок, польза);
Ен (ширина, знак, метка, необъятный, несметный);
Ең (самый, очень);
Еп (ловкость, сноровка, осторожность, разумный, правильный);
Ер (мужчина, муж, супруг, молодец, удалец, седло);
Ес (память, сознание, опора, поддержка);
Ет (мясо, вареное мясо, тело);
Еш (нисколько, ничуть, вовсе, всякий, зря, попусту).

В этом ряду ел (страна, государство, отечество, родина, племя) на первом месте по своему ассоциативному значению, а его соседство с ер (мужчина, муж, супруг, молодец, удалец) как показатель того, что ер – это защитник ел (страны), а основа страны – әйел (женщина). Поэтому елену (оцениваться по достойнству) превратилось в святую Елену, которой поклоняются христиане. Ел – это место на Алтае, где растет ель и где ребенок впервые ел молоко (сүт) әйел (женщины), а елерлік (существенный, достойный внимания) и в этом суть Родины – Қазақ елі, которая будет Мәңгілік ел.

Где ель, там удобно и её шатер был уютным домом. Глубинную связь русского слова «ель», которую издревле считали священным деревом и обозначали тюркским словом ёл (дорога, путь), прослеживает Мурад Аджи в книге «История тюрков». Праздник ели наступал в самый разгар зимы 25 декабря. На Алтае в это время ели удивительной красоты и изящные как стрелы. В этот день свет побеждал тьму. Солнце чуть дольше прежнего оставалось над землей. Ель называли «деревом Ульгеня», она связывала мир людей с миром божеств и духов. Ель словно стрела, указывала путь наверх к солнцу. Отсюда название «ёл», что по тюркски означает «дорога», «путь».

(Продолжение следует)

Виктор Киянский,
депутат Мажилиса Парламента Республики Казахстан,
член Ассамблеи народа Казахстана, академик МАНЭБ и МАЭ,
доктор технических наук, профессор

ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top