Откуда ты тёк – покажет тек (происхождение), а ру (род) чей – журчит ручей!

2 июля 2015
1
2000

(Продолжение. Начало в № 25, 26)

Почитание Молнии динлинами из народа жанды (жунди) говорит об их поклонении Синему Небу (Көк Тәңірі). Достоверно известно, что куны поклонялись Синему Небу. То есть, вера в «Көк Тәңірі» объединяла народы Жанды и Кун. В X веке племена русов поклонялись молнии которая называлась «Перун». Славяне считают этого бога своим, потому что они ошибочно считают себя потомками русов и саков. В действительности, как отмечалось выше, это была вера Жанды, уйсунов и динлинов. То, что эта вера была у племен арыс (русов), говорит о их происхождении от народа Жанды (уйсин). Общая для русов и уйсунов тамга «Самурык» также указывает на их родство».

Мной ранее в книге «Родник Алтая: от Аз и Буки до Аз и Я» были высказаны такие же мысли: «Можно сказать, что арыс (союз родов, опора) включал не только акарыс, жанарыс, бекарыс, но и орыс, если исходить из защиты по четырем сторонам света. И тогда будет настоящий арыс (союз родов), ырыс (счастье, удача), ибо ырыстылық (удачливость) – и рысь ты лик удачливости. А если нет, то ұрыс (бой, драка, ссора). В 2015 году мы будем праздновать 550-летие Казахского ханства, берующего свое начало от Ак-Орды Жанибека и Керея, прадедом которых был Орыс хан и это тоже символично.

Ал восход и ал закат

Двухбуквенное слово «ал» – это не только «красный», «алый», а ещё бери, забирай, получай, покупай, лови, хватай, снимай, отнимай. Так считали тенгрианцы, веря Тенгри и его справедливости. Это все, от Көк Тенгри (Синего неба) и его солнечного алого лика на восходе и закате. Ал – это первичное начало мира, с которого каждое утро начинается цикл вечного движения жизни в ее многообразии, многоликости и суровости, переросшее в понятие Алла (Аллах), который высший судья и хронометр дающий и берущий, дарующий и лишающий всего и даже жизни. А сакральную жертву, допустившую ал (обман, хитрость, уловку) будет сопровождать алый цвет наказания на Алтаре. И конечно ал да тот кто алда (впереди), ал да там, где Алтай. По мере того, как солнце быстро восходит над горой в течение нескольких минут алое тает – превращается в алтын – золотой шар. Тау (гора) место, где Алтай, а утром тай тает, восходя в небо. Таю значит таю (быть нестойким, ускользать, быть непостоянным). Поэтому часть золото шара навсегда увековечена в золотых куполах церквей и мечетей, а также в виде золотого нимба вокруг головы святых на иконах.

Говоря об Алатау-Алтае не будем забывать красивое слово алау (пламя), которое алое – а лаю ему и оно там на Востоке, где алдан (впереди) и для правоверных свет ал дан, чтобы делать шаги с Шығыс (Восток). В этот момент аламан (толпа, масса) подчиняется ману Всевышнего – ал а ман он толпе делает и бросает клич аламандау (поднимать массы на ратное дело) – ал, а ман даю, а ещё скандировали: «Алла билла!» (Алла была, Алла била). Поэтому когда ал, то ар – у кого есть совесть и честь получает аларман (берущий по праву) – ал ар ман осуществляет. Ал дан из-за горы и это стало для нас страждущих ал да нас зовет к алданыс (самоутешение, самоуспокоение) от общения с ликом Всевышнего. Во время жертвоприношения у алтаря могут тырить и лапать и это алапат (сильно большое) – а лапать лапы того, кто алып (сильный, богатырь) и алау (огня), а поэтому а, лаю и Алла лаю, помня, что Аллалау (Аллах велик). Каждый знал, что Алла жыл и Алла шел в том, кто Аллашыл (богобоязненный, истинно-верующий).

Поэтому все, что высшего качества несет на себе печать «ал»: алмаз-алмас (ал маз на нем), а также алмас (сталь высшего качества, булат), алтын (золото), а если имя человека, то Алпамыс (мужественный), ибо ал помаз на нем есть.

Не будем также забывать, что в казахском языке есть несколько трехбуквенных глаголов, которые в повелительной форме превращаются в двухбуквенные: алу (брать) – ал (возьми), жеу (кушать) – же (кушай), ілу (повесить, зацепить) – іл (вешай), ішу (пить, есть) – іш (пей, ешь), ысу (нагреваться, согреваться) – ыс (нагревай, согревай), үсу (замерзать) – үс (мерзни), үру (лаять)– үр (лай), ұлу (выть) – ұл (вой), туу (родить) – ту (роди), ору (жать) – ор (жни). Осу (резать) – ос (реж), еру (следовать за кем-либо) – ер (следуй), ену (входить) – ен (входи), ему (сосать) – ем (соси), езу (давить, угнетать) – ез (дави).

Со временем «алатырь» – основа мироздания в славянском эпосе, Мировая гора, та точка с которой начиналось творение Мира, устойчиво трансформировалось в «алтарь» – жертвенник, возвышение разного вида, на котором народы, каждый по своей вере, приносили Всевышнему жертву. В православной – это восточная оконечность церкви, отделенная иконостасом и царскими дверьми. Прямая реконсктрукция с алтайского языка дает суть жертвоприношения – «алла тырь» – Всевышний возьмет и это сделает богатырь – богатур!

Следует особо обратить внимание, что алтари, существовали на Алтае в языческих верованиях задолго до христианства, ислама и строительства церквей и мечетей. Первым христианским миссионерам в Англии Папа Римский рекомендовал ставить христианские кресты, как символ новой веры рядом с языческими алтарями, демонстрируя преемственность символов, постепенно приучая прихожан к верховенству креста и Христа, распятого на нем. Затем над алтарями стали возводить первые церкви как укрытия для защиты от непогоды. Вначале церкви были сделаны для давно существовавших алтарей, а не наоборот. В церквях начали размещать с помощью резьбы по камню образы птиц из Бестиария, в котором соотносили благородные черты этих птиц и человека, что было предметом древних мифов. Так подставка под текстом Библии у норманов в Англии делалась в виде орла, который не только царь птиц, но и единственная птица, которая прямо смотрит на свет Солнца. Поэтому на свет мудрости Библии следует смотреть прямо как орел на свет Солнца-Бога. И многие другие символы, изображаемые на стенах современных храмов берут свое начало из древних верований и мифов. О том, что Алтай является колыбелью Евразии и ее верований говорит и современная наука. Немецкие ученые, проводившие недавно исследования фрагмента фаланги пальца, найденной в Денисовской пещере на Алтае, установили, что ДНК однозначно свидетельствует, что 50 тысяч лет назад здесь жил человек алтайский, который переселился затем не только в Европу, Японию, Саха Якутию, но и в Америку. Это то, что задолго до генетических исследований показал гениальный топономист Мурзаев Э.М. в своей книге «Тюркские географические названия». Книга подтвердила, что история и география в словах и топономических названиях сохраняются значительно лучше, чем в некоторых летописях.

Именно Алтай, на Востоке называли «Эдемом – раем земным», что сохранилось в казахском слове әдемі (красивый, прекрасный). Там молились Кок Тенгри и поклонялись равностороннему кресту Тенгри, возникающему в солнечных лучах.

Ата лик – аталық (отцовский), а то лик его

Гордый клич казахов аттан (на коней! Тревога, идет враг надо отправляться в путь, выступать в поход) заставлял людей немедленно вставать на защиту своей Родины. Этот клич и слова аттандау (бить тревогу), ату (стрелять) проистекают из фундаментального двухбуквенного слова ат (конь, имя, слава, известность), а ещё ат обозначет «стрелять», «расстреливать» – как жесткие знаки угрозы понимаемые на инстинктивном уровне.

Конь и имя – это неразрывное единство степняка в пути, две взаимно дополняющие друг друга половинки, обеспечивавшие славу и победы. Поэтому выдающийся казахский писатель Герольд Бельгер в книге «Казахское слово» отмечал: «Трудно найти в казахской прозе прооизведения, где не описывалось бы с самых неожиданных сторон это любимое, веками почитаемое степняками благородное животное – «лошадь». Сколько, например о лошади, о коне, о скакунах, об их стати, красоте, верности, о скачках, о погонях, о походах сказано в казахском фольклоре. В знаменитом абаевском стихотворении, посвященном описанию коня, указаны и воспеты четыре десятка внешних примет».

Ат (лошадь) – это первая производная от ат (имя, слава, известность) и наоборот. Поэтому лингвистическая археология в словарях показывает, что это слово-клич прирастает великолепными казахскими и русскими словами.

А начало идет от предков и поэтому ата – дед, дедушка, предок, ата-баба (предок) – а та баба предок, ата-жөні (имя происхождение)- ата жени на том, кто имеет хорошее имя. А то лик отцовский, если аталық (отцовский, мужской). А так атак кумир, если атаққұмар (тщеславный). А то лик ата имеет, кто аталық (отеческий). Отцовское слово имеет решающее значение в помолвке детей с раннего возраста, а также в определении, из какого рода можно брать невесту. Неисполнение – это угроза ат – имени, чести. Это табу четко закреплено в словах: аталастық (родство от третьего до седьмого колена) – а то ата лаз тык так делал и никому другому не позволено и атастыру (помолвить детей с ранних лет) – а то ата стыру предопределил, какую невесту можно будет украсть – стырить, когда наступит время женитьбы.

И это не случайно, ибо современная наука доказывает, что Казахстан – это место на планете, где впервые была одомашнена ат (лошадь), а значит этот звук один из древнейших.

В ноябре 2007 г., когда мы только приступили к работе в Мажилисе четвёртого созыва, ко мне через моего друга, доктора сельсохозяйственных наук, прфессора Г.К. Кудайбергенова обратился доктор исторических наук, профессор Виктор Зайберт с просьбой дать отзыв на его научные исследования, которые он проводит уже 30 лет. Результатом археологических находок учёного стало открытие энеолитического поселения Ботай, что изменило многие представления о развитии древнего мира. Я внимательно ознакомился с обширными археологическими данными и на депутатском бланке написал рекомендацию с просьбой на продолжение грантового финансирования, хотя не знаю насколько она помогла учёному.

И вот в 2009-2010 годах появились публикации в немецких, английских и американских изданиях, в которых подтверждается, что именно здесь на территории современного Казахстана была одомашнена лошадь. Этот вывод сделан в результате кропотливого совместного труда маститых учёных Казахстана, России, Великобритании, Германии, Франции, проявивших к Ботаю особый интерес. На Ботае найдено самое раннее из всех известных свидетельств одомашнивания лошадей. Об этом недавно в академическом журнале «Science» сообщила группа археологов, руководимая британскими учёными из Эксетерского и Бристольского университетов. Они отметили, что речь идёт о четвёртом тысячелетии до нашей эры, а это примерно на одну тысячу лет раньше всех иных доказательств одомашнивания лошади и на две тысячи лет древнее тех одомашненных лошадей, останки которых были обнаружены в Европе.

В феврале 2012 года в «Казахстанской правде» появилась статья «Кто первым оседлал коня», где директор Центра археологических исследований Павлодарского университета, кандидат исторических наук Виктор Мерц подтверждает, что далёкие предки казахов приручили коней у стоянок на берегу озера Борлы в XIII-IX тысячелетиях до н.э. Более того, сравнив узоры керамики, найденной на месте поселения у озера Борлы, Виктор Мерц обнаружил, что «они очень похожи на то, что относится к так называемой ботайской культуре – археологической культуре энеолита, существовавшей в 3700-3100 гг. до н.э. на северо-западе современного Казахстана. Эта удивительная культура происходит от суртандинской культуры Южного Зауралья. Ботайцы представляют собой результат смешения средиземноморской и уральской расы.

Находками Виктора Карловича и других археологов у озера Борды и на стоянке Шидерты-3 в Экибастузском районе области заинтересовались учёные Кембриджского университета, которые пытаются понять, каким образом просо попало из Китая в Европу.

«Раньше среди историков бытовало мнение, что до эпохи бронзы эта земля была только транспортным коридором, через который шли индоарии, европейцы, тюрки и другие, но никогда не селились надолго», – говорит профессор Виктор Зайберт. – Открытие Ботая позволило полностью это опровергнуть. Ботайцы создали тёплые жилища, в которых они жили зимой до начала летней кочёвки. Именно ботайцами был сформирован тот тип деятельности, при котором люди могут выживать в степи, именно здесь формировалась степная цивилизация, подарившая древней Ойкумене великие открытия. На территории поселения обнаружены черепа людей нескольких рас: экваториальной, средиземноморской, протоиндо-европеоидной и монголоидной. Всё это говорит о подвижности древних людей. Эта тенденция сохранилась и позже, в первом тысячелетии до нашей эры, по данным антропологов, расовый тип степного населения на 70 процентов являлся европеоидным и на 30 – монголоидным (сейчас это поменялось местами). Вероятно, отсюда и происходит феномен евразийства!

(Продолжение следует)

Виктор Киянский,
депутат Мажилиса Парламента Республики Казахстан,
член Ассамблеи народа Казахстана, академик МАНЭБ и МАЭ,
доктор технических наук, профессор

ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top