Открытые сердца

26 апреля 2018
0
140

Как-то в беседе со студентами одного из вузов Уральска упомянул о самобытной культуре казахстанских дунган. Мои собеседники удивились: разве у нас живут дунгане? Конечно! Правда, в основном в Южном Казахстане. Но и в Приуралье есть представители этой диаспоры.

Корни

В исторической литературе до сих пор нет единого мнения о происхождении дунган. По одной версии, китайский император Тан более 1400 лет назад пригласил на службу воинов из Аравии и Персии и повелел им жениться на китаянках, чтобы удержать в пределах своего государства. Согласно другому преданию, арабо-персидские воины попали в плен к чингизидам, затем из гуманных соображений им разрешили брать в жёны столько китаянок, сколько они пожелают. «Какое из этих предположений верно – неважно. Главное, что от этих браков произошли мы – китаеязычные мусульмане», – считают современные дунгане.

В среднеазиатских владениях Российской империи представители этого народа появились как вынужденные переселенцы. Дело в том, что в 1862 году в Северо-Западном Китае дунгане подняли восстание. Долго и упорно они сражались за свои права, но потерпели жестокое поражение и подверглись гонениям.

Переход через Тянь-Шань проходил трудно и унёс много жизней. Одни переселенцы осели в Киргизии, другие в Казахстане и Узбекистане. Термин «дунгане» обычно употребляется только по отношению к тем, кто проживает в странах СНГ, на исторической же родине их называют народностью «хуэйхуэй» – «почтенными мусульманами» или «военными поселенцами пограничных земель».

Наши руки не для скуки

Благодаря обретению Казахстаном независимости, приоритету в обществе принципов мира, единства и согласия дунгане вместе с другими этносами активно включились в большую созидательную работу, особенно в социально-экономической сфере, развивают свою культуру, сохраняют традиции и обычаи.

Едва ли не самым компактным местом проживания дунган в Казахстане стало село Дунгановка («народное» название, официальное – Жалпак-Тобе) на берегу реки Талас. Дунгане занимались орошаемым земледелием, военным делом, торговлей и были отличными поварами. Это глубоко верующий народ, поэтому соблюдение всех религиозных традиций для дунган зачастую важнее материального благополучия. И сегодня здесь большую часть денег тратят на строительство мечетей, обряды, паломничество в Мекку. В той же Дунгановке 12 мечетей!

Вопреки бытующему представлению о дунганах как якобы исчезающей в нашей стране диаспоре, её численность, напротив, растёт. И это неудивительно, ведь дунгане чувствуют себя в Казахстане комфортно! Сегодня в нашей стране проживает около 65 тысяч дунган. Они превратились в самую крупную в Центральной Азии дунганскую диаспору, опередив Кыргызстан (11 тыс.) и Узбекистан.

Для казахстанских дунган особенно характерно стремление к консолидации с другими народами. Они не только вместе с ними трудятся на общее благо, но и создают интернациональные семьи.

Во многом благодаря таким принципам, активной поддержке республиканских и местных исполнительных органов власти дунгане в Казахстане состоялись. Мощным фактором их объединения на основе взаимодействия с другими этносами стало создание в середине 1990-х Ассоциации дунган Казахстана. В некоторых регионах, в том числе и в ЗКО (2006 г.), начали действовать этнокультурные центры, вошедшие в состав региональных ассамблей народа Казахстана. Наш возглавил уроженец Джамбулской области Абдукарим Мусаев.

В 1965-м он окончил школу и поступил во Фрунзенский политехнический институт автоматики и телемеханики. Затем служил в армии. В 1977 году Абдукарим Алиевич переехал в Уральскую область. Жил в Перемётном, затем в Шынгырлау. Трудился в потребкооперации, руководил заготовительной конторой, позже переехал в Уральск.

Дунганских семей в Приуралье насчитывалось несколько десятков. В Уральске порядка 10-15. Поэтому сохранять свою культуру и достойно представлять её на фестивалях и других мероприятиях – оказалось далеко не просто.

В одном из интервью той поры Абдукарим Алиевич отмечал:

– Жизнь диктует свои условия, каждый понимает: нужно быть современным, продвинутым, как говорят молодые, иначе отстанешь. Для этого нужно уметь общаться. Так как нас мало, мы говорим в основном на казахском и русском языках… Дунгане народ очень трудолюбивый, способны вырастить овощи, фрукты на, казалось бы, безнадёжной земле, и это у нас в крови. Хотя, если честно, кровь наша давно перемешалась. Только в моём роду насчитывается больше пяти национальностей. Есть русские, казахи, карачаевцы. Сберечь язык сложно, так как в смешанных браках всегда говорят на языке той страны, в которой живут люди. Поэтому дунганский молодое поколение не знает…

Тем не менее, Абдукарим Мусаев и его последователи на должности председателя – Абдуманап Каримов, Тимур Абдуллаев – делали всё от них зависящее для сохранения языка, обычаев и традиций дунган, участия этнокультурного объединения в фестивалях и концертах. Одним из самых значительных мероприятий стали дни культуры дунганского народа в 2015 году в центре им. Кадыра Мырза Али.

Уральцы и гости города увидели танцы и другие художественные номера, ярко свидетельствующие об интересной и самобытной культуре дунган.Она во многом сходна с китайской. Особенно это касается кухни, музыки, одежды.

В ближайших планах этнокультурного объединения – создание музыкального ансамбля, кружков, в том числе для детей, по изучению дунганского и казахского языков, участие в совместных с другими ЭКО мероприятиях.

Дружить нам надо

Интернациональный дух, хорошие условия для реализации своих возможностей в различных сферах жизни привлекли в Приуралье представителей разных национальностей. Постепенно в Уральск и пригородные посёлки стали приезжать и дунгане-бизнесмены из других регионов, в основном из Тараза. Они открыли киоски, ресторан и кафе, занялись сельским хозяйством.

В 2010 году в Круглоозёрное приехала дунганская семья Дауса Хихи. Они взяли в аренду
4 гектара земли, на которых выращивают помидоры, огурцы, морковь, перец, свёклу. Эта экологически чистая продукция поставлялась как в Уральск, так и жителям Круглоозёрного.

Даус родом из Киргизии, из села Дружба близ Пржевальска. Он говорит, что обычаи, традиции и в целом культура дунган – китайские. Трудолюбие, любовь к земле – тоже от китайцев. Любой дунганин, будь он бедняк или богач, всегда с особым уважением относится к земле. И в свободное время обязательно копается на своём участке: что-то сажает, рыхлит, поливает. Даже сегодня редко встретишь дунганина, который бы спокойно жил в городе и ничего не выращивал. Земледелие – в крови у дунган.

Дунгане – очень дружный народ, у которого крепки родственные связи. Они готовы поддержать друг друга в любой момент. Сообща отмечать праздники, вместе работать, помогать родственникам что-то строить, делать ремонт.

– В Уральске мало дунган, но мы стараемся держать связь со всеми семьями, кто здесь живёт, – говорит Даус Хихи. – Двери нашего дома всегда открыты для них, впрочем, как и для всех других добрых людей.

Уральские дунгане принимают активное участие в торжествах по случаю государственных праздников, совместных с другими этнокультурными центрами мероприятиях. Большой вклад в это вносят Орал Каримова, Хабиба Абдуллаева и другие активисты дунганского этнокультурного объединения.

Сегодня его возглавляет Фахардин Каримов. В Уральск он приехал в 2010 году. Купил дом, вместе со своей супругой Мухаббат показали себя настоящими мастерами поварского дела – начали кормить рабочих на Чинарёвском месторождении…

Сегодня дунгане, несмотря на свою малочисленность, вносят весомый вклад в процветание Приуралья и всего Казахстана, укрепляют мир и согласие между всеми населяющими его этносами. Как в связи с этим не напомнить высказывание Президента Нурсултана Назарбаева:

«Искусство жить в мире и согласии – это наш самый бесценный опыт, и его надо всегда беречь. Уверен: чем больше стран будут использовать наш уникальный опыт межэтнического согласия, тем безопаснее станет мир».

Фото: Ярослав Кулик

Обсуждение закрыто.

ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top