Открытие мира

27 сентября 2018
0
277

Молодость и зрелость, поиск и покой, всплеск эмоций и наблюдение, живопись и графика, классика и сюрреализм… все сплелось в этот раз в городском выставочном зале. Многообразие художественных работ, жанров, техник представлено на выставке «Осеннее настроение». Надо сказать, что многие поклонники живописи приходят повторно посмотреть экспозицию, оставившую впечатление.

«Подводная команда» и «Озеро лотосов» – витражные работы Жанетты Сорокиной – играют всеми цветами радуги. Восхищение вызывают расписанные тарелочки, особенно одна – с изображением глаза в изумрудно-голубоватой гамме. Он словно завораживает, непостижимым образом притягивает, побуждая к философским мыслям о «третьем» глазе, подсознании, эзотерике, мистике. Кстати, с эзотерическим намеком работы и у других художников. Известно, живописцам свойственно особенно ощущать мироздание. Триптих Елены Строковой, выполненный в сиренево-бордово-фиолетовых тонах: «Дорогу осилит идущий», «Небесный навигатор», «Земля обетованная», источает тепло и надежду, вселяет веру в себя и помощь высших сил, ласкает взгляд… Впрочем, в двух словах не описать, что исходит от картин, что они олицетворяют, каждый видит и чувствует свое, в этом и есть один из феноменов искусства.

…«Лес, степь, море и так далее пребывают в своих стихиях, и у них есть свои богини или покровители, как хотите, назовите. Поэтому картина носит название «Стихиалия», – донесся до меня голос Елены Потаповой, пояснявшей на открытии выставки свою точку зрения, отраженную в серии ее работ; две других: «Зимняя сказка» и «Небесное войско». – Образы не рисуются кистью, а создаются сами, произвольно и зависят от того, как растечется краска по полотну. Затем я ищу сходство и дорисовываю или стираю что-то. А это «Ангел-хранитель», который не имеет материального тела, но защищает нас или ведет к духовному развитию – в его руках меч и крест».

А вот эту картину не понадобилось никому объяснять. Песчаный берег крутого обрыва омывает Урал, небольшая возвышенность срезана ровно горизонтально, словно кто-то специально сделал площадку – природа, кто же еще? На водной глади такая тишь и благодать, что все отражается как в зеркале: берег, растения, небо, в котором парят птицы. «Сауркин яр» Ольги Мининой – красивейшее место Приуралья. Местечко – еще то, говорят местные жители, не отваживаясь лишний раз идти туда весной, когда все расцветает и благоухает. Почему? В народе эта гора называется змеиной. Именно там пресмыкающиеся проводят свой брачный период, свиваясь в клубки десятками. В пик активности живые «шары» шипят и хаотично движутся по земле – зрелище редкое, наблюдать за которым небезопасно. Такая есть достопримечательность в нашем крае, которую неустанно запечатлевают живописцы на своих холстах. Ежегодно выезжают туда на пленэр, сожалея, как мелеет река, меняется окружающая среда.

Много новых авторов. Самат Джулумов говорит, что ему нравится рисовать мифологические образы, некоторые из которых осовременены им, например, батыр – элементами космоса. «История Казахстана богата, как и культура, идей много, – замечает член Союза художников Астаны. – Еще одна актуальная тема – любовь, являющаяся самой вдохновляющей силой для художника. Об этом говорит моя работа «Пазлы»: человек должен найти подходящую половинку, как ключ и замок». Молодой человек работает дизайнером, одно время трудился в Астане на каналах «Казахстан» и «Казспорт», увлекается брейк-дансом. «В какое время ты пишешь?» – поинтересовалась я. «Когда… улетаю, – после некоторой паузы ответил он. – Это не объяснить, отчего приходит такое состояние. Причины разные, как позитивные, так и негативные».

Арген Туребаев начал недавно выставляться. В этот раз у него натюрморты – строгие, сдержанные и, я бы сказала, интеллигентно-эстетичные, на фоне холодного голубого цвета. Казалось бы, натюрморт, он и есть натюрморт – фрукты, овощи, однако же нет. Натюрморты Индиры Аймешевой другие. Вот что значит женщина-мать – у нее и в картинах проявляется заботливое и гостеприимное желание щедро и от души накормить всех людей планеты дарами земли: грушами, виноградом, персиками, дынями… Ее теплые «дастарханы» ломятся от яств, сочных и спелых плодов. Арген по окончании ЗКГУ им. М. Утемисова преподает ИЗО и черчение в школе-гимназии № 44, его пристрастие – натюрморт и архитектурные пейзажи. По его предложению в выставке приняла участие его старшая коллега Магрипа Мулдашева. Ее декоративно-прикладное изделие «Қобыз» поражает размером, торжественностью, фундаментальностью и гордостью за своих предков. Впрочем, как и картина «Жерұйық», в смешанной технике, и тоже долго не отпускающая от себя зрителя. Панно «Шаңырақ» Марины Величко, дизайнера, звучало иначе, но тоже – с особым чувством к Казахстану.

У Айдара Хабиева две работы: «Последний герой» – портрет Цоя, и «С миром», вызвавший вопрос у зрителей, кто изображен на нем. «Это не Иисус, как думают некоторые, просто, духовный человек, – пояснил юноша, не причисляющий себя к художникам. – Когда творишь, налаживаешь связь своего внутреннего мира с внешним, делая существование более гармоничным. Роль творчества нельзя недооценивать, чем больше творцов в обществе, тем оно лучше развивается во всех сферах. Творчество благоприятно воздействует на социум, несет информацию и даже исцеляет».

Даурен Гумаров, заметил: «Почему-то, увидев эту работу, мне вспомнилось полотно Николая Ге «Иисус в Гефсиманском саду», странно…».

По этому поводу высказался Юрий Андреев, художник, фотограф, обладатель редких снимков прошлого века. «По роду основной службы, – говорит Юрий Алексеевич, полковник в отставке, – мне приходилось изучать психологию человека, коллектива и толпы. Психологи утверждают, что каждый человек видит то, что хочет. Недавно прочел короткую зарисовку: «Зацвел тополь и покрылся белым пухом. Один прохожий, глядя на него, обронил – тополь как в снегу, второй заметил – как в инее, а третий, скептически осмотрев собеседников, сказал – как в перхоти. Вот стихотворение об этом же:

В одно окно смотрели двое,
Один увидел дождь и грязь.
Второй – листвы зеленой вязь,
Весну и небо голубое,
В одно окно смотрели двое.

Так по-разному мы видим, – продолжает он. – И все же художники должны показывать человека добра и чести, красоту мира и малой родины. И пусть каждая работа станет гимном нашему городу и родному краю».

После презентации художники обменивались мнениями, общались, в чем-то наставляли молодых, имеющих свое видение и суждение об искусстве, и они тоже предлагали свои идеи о стрит-арте. Творческое единение и диалог зрелых живописцев и молодежи стали возможны благодаря директору выставочного зала Нуртаю Жардемову, художнику, считающему, что такой подход к организации выставки даст импульс подрастающим поколениям для творчества. «Нередко случается, молодые художники не воспринимают критику старших коллег, а между тем это говорит о том, что есть, куда расти. Большая часть молодежи перевела свое творчество на коммерческую основу. Это понятно: надо жить на что-то, питаться и так далее. Но когда ориентируешься только на потребности заказчика, покупателя, то воплощаешь его фантазии, а не свои. И получается, что, зарабатывая, мы перестаем расти, и это большое упущение», – выразил свое мнение молодой художник Мирхат Нургалиев, ныне живущий в Санкт-Петербурге.

И тем не менее, мастерство художников растет, сохраняется преемственность поколений. Произведения наполняют и одухотворяют горожан, ведь в каждом из них вложена частица души автора, его эмоции, любовь, и экспозиция буквально пульсирует энергетикой.

Фото: Ярослав Кулик

Обсуждение закрыто.

ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top