От них тепло исходит

26 января 2017
0
1774

Это настоящие произведения искусства. Назвать их вышивками или рукоделием язык не поворачивается – настолько мастерски они выполнены. Это картины, только не нарисованные, а вышитые нитками и бисером. И многие действительно являются копиями полотен знаменитых художников. Но даже Левитан или Брюллов не имели бы, наверное, претензий к работам, которые украшают сейчас стены областного выставочного зала.

Три уральских рукодельницы представили на выставку прикладного искусства в выставочный зал 89 своих работ, вышитых нитками мулине, шерстяными и бисером. Вроде бы нитки – это не краски с их множеством оттенков. Казалось бы – какое вдохновение, если работа выполняется по схемам и клеточкам? А посмотреть – душа радуется – так они хороши, такое тепло исходит от этих вышитых картин. Тут и натюрморты, и пейзажи, и ангелы, и сюжеты, и даже портреты.

«Вот зимний вечер, летний зной, а вот Венеция весной»… Хороши «Маки на столе», а от «Сирени», кажется, так и тянет весенней свежестью. Вот знаменитая «Всадница» гордо взирает с великолепного скакуна и – будто попадаешь в прошлый век, когда еще стояли дворянские усадьбы, уголок крыльца которой изобразил на своей картине художник, и воссоздала рукодельница Валентина Владимировна Хорькова.

Портрет графини Марии Лопухиной художника Боровиковского пленял современников и считался вершиной сентиментализма в живописи. Это одна из самых любимых работ Таисии Павловны Теренчик, и она постаралась передать в ней всю женственность и нежность, которую воплощала молодая девушка, изображенная на портрете много лет назад.

Еще одна любимая ее работа – «Джульетта» – нитки «мулине», бисер и стразы. Очень тонкая и изящная работа, потребовавшая немало терпения и мастерства.

Впрочем, терпение и мастерство требовались для любой представленной здесь работы. Хотя их авторы говорят, что создавать красоту – это наслаждение. И вышивают они не просто с удовольствием, а с увлечением.

– Все дела стараешься быстрее переделать, чтобы скорее засесть за работу, – говорит Таисия Павловна. – Бывает, так увлечешься, что и поесть забываешь. И нервы успокаивает, и бессонную ночь есть чем занять, и подарок всегда хороший для близких и знакомых есть.

Таисия Павловна и шить, и вышивать умеет с детства. В магазинах ничего не купишь, приходилось самим себе платья шить и украшать их вышивкой. Зато таких – ни у кого не было – эксклюзив, как сейчас сказали бы.

– Тогда больше гладью вышивали, – вспоминает Таисия Павловна.– Платья, салфетки, скатерти.

Про свое увлечение юности она вспомнила несколько лет назад, когда случилось горе.

– Я одного за другим потеряла маму, папу, брата, зятя, – говорит она. – Стресс, бессонница.
А потом у нее умерла еще и любимая сиамская кошка.

– Девятнадцать лет у меня жила, семь килограммов весила. И в одном буклете я нашла изображение кошки – точную копию моей. И перенесла эту картинку на канву, начала вышивать – вот она, как живая, – показывает Таисия Павловна на пушистую голубоглазую красавицу.

На выставке представлены 14 картин, созданных Таисией Теренчик, но это не все.

– За все время купили у меня только одну, в основном раздариваю. Дочка внуку комнату оформляла в морском стиле, я ему картину подводного мира вышила. Знаете, такое ощущение прохлады от нее исходит, и море как будто сейчас за края рамки в лицо плеснет, перельется.

– А как достигается ощущение объемности, перспективы, которое присутствует во многих работах? Все-таки, это не краски, которые художник смешивает, чтобы достичь этого ощущения?

Оказывается, что прием один и тот же – оттенки.

– Чтобы достичь объемности изображения, как сейчас говорят, в формате 3D, нужны оттенки. Например, в картине подводного мира, все цвета в одной гамме – сине-голубой, а я использовала восемнадцать оттенков этого цвета, – объясняет Таисия Павловна.

Множество оттенков одного цвета использовано в картинах в стиле ретро – «Старое фото», портрет принцессы Монако работы Таисии Теренчик, портрет актрисы Веры Холодной работы Валентины Владимировны Хорьковой. В них ни одной яркой краски, сплошная серо-белая гамма, а такое впечатление, что смотришь на старую фотографию, сохранившую каждую черточку лица.

«Сосновый бор» по картине Шишкина так и манит зеленой прохладой, а виноград, который в «Итальянский полдень» снимает с лозы такая же аппетитная итальянка, светится на солнце спелым соком. А вот копия «Мадонны в гроте» французского художника Лефевра, «Балованные дети» Гапчинской, «Материнская любовь» Фредерико Моргана. Все они изображают картины старой жизни, но как бы подчеркивают, что неизменными остаются вечные ценности – любовь.

Увлечение вышивкой сделало этих женщин еще и знатоками живописи: они с уверенностью называют фамилии художников, чьи полотна копировали в своих работах.

Портрет «Бедной Лизы» художник Кипренский написал, впечатлившись повестью Карамзина о несчастной девушке. Художник нашел в судьбе «Бедной Лизы» схожесть с судьбой собственной матери, которая тоже была крепостной и родила его от барина.

Как у каждого художника собственный почерк в живописи, так и у каждой из рукодельниц свои особые приемы, техника и манера исполнения. Кто-то вышивает на пяльцах, кто-то «на руках», кто-то предпочитает нитки мулине, кто-то ирис, кто-то использует шерстяные нити, кто-то вообще их комбинирует, одни создают картины по канве, снимая её с бумажного изображения, другие вышивают по отпечатанным на ткани рисункам.

Тамара Михайловна Клебнева, например, переносит рисунок на канву, делает его крупнее. Говорит, что таким образом можно делать несколько копий любого размера. Она вышивает ирисом и шерстью.

– Мне 85 лет, и всю жизнь, до сегодняшнего дня я и шью, и вышиваю, – с гордостью говорит она. И подчеркивает: – Без очков. Я работаю, у меня девять правнуков, помогаю нянчить, так что до шести вечера мне не звоните.

И все-таки она нашла время прийти и вместе с Валентиной Владимировной Хорьковой провести в выставочном зале мастер-класс для студентов дизайнерского отделения художественно-графического факультета ЗКГУ.

Свои картины никто из них практически не продает, раздаривают, развешивают по стенам собственных квартир. Может быть, и покупателей не находится, но говорят – жалко расставаться: в каждую вложен не только труд и вдохновение, но и душа. Иногда их картины покупают в подарок. Валентина Владмировна Хорькова говорит, что несколько лет назад одну ее картину повезли в подарок самому Президенту.

– А ведь это – дорогое удовольствие? – спрашиваю их.

– Полотно с рисунком плюс нитки, бисер – от трех до пяти-десяти тысяч в зависимости от размера, от самого изображения. Еще рамка, специальное матовое стекло. Конечно, дорого, – отвечают они.

Но зато какое удовлетворение от созданной своими руками красоты!

Я думаю, что эти женщины не только большие умелицы, но еще и очень смелые. Не всем по силам соперничать с великими художниками, копируя их полотна. И они в этом смысле действительно соперники, потому что их картины – особенные. Даже в самых холодных тонах – они теплые. От них исходит тепло женских рук.

Фото автора и Ярослава Кулика
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top