Остров Невезения, ЖЭК и песня про зайцев

20 июня 2019
0
195

Этот фильм давно разобран на цитаты. В 1969-м, в год премьеры, он стал абсолютным чемпионом кинопроката Советского Союза, его посмотрели 76 700 000 зрителей. Именно после этого фильма стал всенародно любимым актёром Андрей Миронов. Его герой Гена Козодоев произносит воистину бессмертные фразы: «Айлю-лю потом! Найн, нихт, нет! Ни в коем случае! Что ей надо, я тебе потом скажу. Леди, синьора, фрау, мисс! К сожалению, ничего не выйдет. Русо туристо – облико морале, фернштейн?!» Да, это знаменитая комедия Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука», снятая на «Мосфильме». Мало кому известно, что в её основу легли РЕАЛЬНЫЕ события.

Ну как тут не смеяться

Кое-что о реальной подоплёке фильма в форме намёков доводилось читать в журнале «Советский экран» ещё в студенческие годы. Но что конкретно имелось в виду, так и осталось за кадром. Много лет спустя ответ на этот вопрос удалось найти в прекрасной книге киноведа Игоря Мусского «100 великих отечественных кинофильмов» (Москва, «Вече», 2006 год). Сценарист Яков Костюковский вычитал в одной из газет историю, связанную с контрабандой драгоценностей. Правда, там всё происходило не в Стамбуле, а в Альпах, на границе Италии…

В жизни, как говорится, всякое случается, в том числе и комичное. По-видимому, и в этой истории произошло нечто подобное. С другой стороны, в детективных сюжетах полно штампов и предсказуемых ходов. Почему «Бриллиантовая рука» вызвала небывалое в СССР море смеха? Почему получился «двойной эффект»? На взгляд автора этих строк, потому что режиссёр Леонид Гайдай, сценаристы М. Слободской и Я. Костюковский создали комедию, ПАРОДИРУЮЩУЮ детектив. Получилось не только смешно, но и в социальном смысле злободневно, актуально.

Шок из подвала

Когда сценарий утвердили, в киногруппу Гайдая выстроилась очередь: костюмеры и декораторы, операторы и осветители думали, что съёмки запланированы в какой-нибудь заграничной стране. Но Гайдай решил снимать Стамбул в Баку, а приморский городок – в Адлере.

Сценарий «Бриллиантовой руки» Костюковский и Слободской писали под Юрия Никулина. В студийной заявке отмечалось: «…На этот раз мы вместе с режиссёром Гайдаем решили временно отказаться как от нашего героя Шурика, так и от популярной троицы… Юрий Никулин будет играть уже не Балбеса, а центральную комедийную роль. Это будет скромный служащий отнюдь не героического вида, волею обстоятельств попадающий в самую гущу опасных приключений…»

В одном из интервью о съёмках фильма Гайдай рассказывал, что всячески стремился уйти от «питкинизма» – так он в шутку называл нагромождение нереальных и надуманных положений, в которые то и дело попадает известный комедийный британский персонаж мистер Питкин. Герой «Бриллиантовой руки» – Семён Семёнович Горбунков, скромный экономист из «Гипрорыбы», – очень реален, правдив. Авторы фильма отталкивались от жизненной ситуации, лишь немного её утрируя. «Я не трус, но я боюсь», – говорит Семён Семёнович.

Кстати, Игорь Мусский пишет, будто Никулин сначала отнёсся к сценарию «Бриллиантовой руки» очень скептически: «Странная история. Драгоценности ввозят в Союз, а не наоборот».

Однако в фильме Гайдая снялась вся семья Никулиных. Жена актёра Татьяна Николаевна появилась в эпизодической роли экскурсовода, а десятилетний Максим сыграл «святого» мальчика с ведром и удочкой, которого герой Миронова встречает на острове.

Летние каникулы в разгаре, и Никулин-младший охотно согласился на роль. Но эпизод долго не давался ему. Когда Миронов только замахивался ногой для удара, он уже начинал падать в воду. Чувствовалось, что Максим ждёт удара. Так сняли семь дублей. И вот Гайдай громко объявил: «Всё, в следующем дубле Андрей не будет бить Максима, а просто пройдёт мимо».

Но Миронову Гайдай шепнул: «Бей, как раньше и посильнее». Максим спокойно нагнулся с удочкой и получил сильный пинок… Он упал в воду и почти закричал: «Что же вы, дядя Андрей?!» Эпизод был снят.

Но это что. В Адлере съёмочная группа жила в гостинице «Горизонт», в подвале которой оборудовали костюмерную и реквизиторскую. В реквизиторской хранили «двойника» Никулина – сделанную из папье-маше фигуру Горбункова. Её предполагали сбросить с высоты 500 метров при съёмке эпизода, когда Семён Семёнович вываливается из багажника «Москвича», подвешенного к вертолёту. Чтобы фигура не пылилась, её накрыли белой простынёй.

Подметая подвал, уборщица подняла простыню и едва не лишилась чувств: перед ней лежал Никулин. Придя в себя, она выбежала наверх. Через час весть о «смерти» любимого артиста разлетелась по всему городу.

Узнав об этом, Никулин позвонил в Москву и предупредил мать, чтобы она не беспокоилась. И правильно сделал, ведь на следующий день весть о его «трагической гибели» долетела и до столицы…

Далёк от мысли кого-то учить, но вот какая штука получается. Понятно, что снимается фильм, люди устают, в съёмочной суете за всеми не уследишь. И всё-таки святая обязанность дирекции фильма – не допустить шокирующей широкую публику «утечки информации» со всякими там двойниками и другими леденящими душу реквизитами. Наверное, комнату в подвале требовалось запереть или хотя бы предупредить уборщицу. Вот так и рождаются будоражащие всю страну слухи, если, конечно, кто-то специально не сделал такую «утечку» преднамеренной…

Могла случиться и ещё одна «утечка» – политическая. За такое партийное руководство точно бы по головке не погладило. Поэтому и взялись за Гайдая.

А любовница – лучше!

Нонна Мордюкова предстала в кинокомедии «Бриллиантовая рука» в непривычном образе. Её «общественница» из ЖЭКа по фамилии Плющ показана сатирически тонко и заострённо. («Может, там собака – друг человека, а у нас управдом – друг человека». «Наши люди в булочную на такси не ездят!». «А если не будут брать – отключим газ». «Все эти годы он маскировался под порядочного человека»).

Поразительно, но редакторы студии именно игру Мордюковой объявили неудачной. Об этом говорили режиссёры Столпер, Рязанов, критик Туровская…

Однако Гайдай отстоял в фильме Мордюкову, и её образ получился одним из самых ярких: настоящий советский управдом!

По сценарию управдомша Плющ в разговоре с женой Горбункова (её роль сыграла жена Гайдая – Нина Гребешкова) заявляла: «Я не удивлюсь, если завтра выяснится, что ваш муж тайно посещает синагогу». Вышестоящее начальство, посмотрев картину, сказало: «Вот вы подняли еврейский вопрос, но никак его не решили».

Гайдай недоумевал: это же шутка. Вот как дословно описывает дальше ситуацию Игорь Мусский: «После объяснений режиссёра, что еврейскую тему он и не думал затрагивать, начальство предложило: «Ну скажите хотя бы: «Тайный дом свиданий». – «Я знаю, что в нашей стране есть синагоги, – сказал Гайдай, – но вот насчёт тайных домов свиданий ничего не слышал». В конце концов, синагогу заменили на любовницу».

«Жизнерадостный крах»

Любопытно, что на роль второго контрабандиста Лёлика пробовались Анатолий Папанов и Михаил Пуговкин. Худсовет выбрал Папанова. По роли он – матёрый рецидивист, правая рука «шефа», вор в законе. Но по иронии авторов фильма вся эта безграничная власть распространяется только на Козодоева. Многие выражения Лёлика стали крылатыми: «Если человек идиот, то это надолго», «Бить буду аккуратно, но сильно!» «Чтоб ты жил на одну зарплату!»…

По законам детективного жанра Лёлик должен вызывать у зрителя страх, омерзение, неприязнь. Но реакция зала при его появлении на экране одна – смех. Не меньше симпатий вызывает и Гена Козодоев. Как заметил один из критиков, даже жулики у Гайдая «жизнерадостно спешат к своему краху».

Появление «майора Томина» – Леонида Каневского в совершенно противоположной роли аптекаря-контрабандиста – вообще неожиданный, но очень удачный ход. Причём сам актёр генерировал одну идею за другой. В сцене с падением на арбузной корке с криком «Чёрт побери!» Никулин приземлялся неудачно. Именно Каневский «предложил» свои ноги, которые и вошли в фильм.

Чудовищная абракадабра, которой ругается герой Каневского – зашифрованное послание тогдашней возлюбленной актёра, ставшей позже его супругой. Контрабандист несколько раз повторяет: «Березина куманит». Березина – фамилия жены Каневского.

Актриса Светлана Светличная, из чьих уст вырвалась знаменитая фраза «Не виноватая я! Он сам пришёл!», впервые в истории советского кино показала на экране чувственный стриптиз. Но по приказу начальства кадры со стриптизом при показе на телевидении вырезались.

Песенный Клондайк

В фильме звучит отличная музыка Александра Зацепина. А песни сразу стали всесоюзными хитами. Их и сегодня крутят по «Ретро FM», «Радио «Дача», другим радиостанциям и телеканалам.

В «Бриллиантовой руке» Никулин иронично и вдохновенно спел «Песню про зайцев». А исполнение Мироновым песенки об Острове Невезения – вообще блестящий концертный номер! Юрий Никулин рассказывал, что его Гайдай хотел убрать, но фонограмму уже записали. Съёмочная группа упрашивала оставить номер. После первого же дубля все дружно аплодировали, а Миронов поразил своим импровизированным танцем.

Заслуженное интервью

Игорь Мусский и другие авторы почему-то не упоминают о ещё одной истории, связанной со съёмками «Бриллиантовой руки». Речь о нашем коллеге – журналисте «Комсомольской правды». К сожалению, не удалось установить его фамилию.

Ему позарез нужно было взять интервью у Никулина. А времени на съёмочной площадке в обрез, Юрий Владимирович делает дубль за дублем. Но тут присмотрелся Гайдай к журналисту: высокий, мускулистый, крепкого телосложения… Ему ещё медальон с изображением черепа – настоящий «громила»!

«Сниметесь в эпизоде – отдаю вам Никулина» – сказал Гайдай. И коллега снялся. Помните: «Папаша, огоньку не найдётся?» В фильме не нашлось – испугался, убежал Семён Семёнович, забыв, что шёл в туалет. Зато потом с «огоньком» проблем не было: интервью состоялось, журналист выполнил редакционное задание.

Выполнила своеобразное «задание» и комедия-пародия «Бриллиантовая рука»: она зло высмеивает всяких жуликов, проходимцев и, как это ни покажется для кого-то странным, защищает семейные ценности и человека-работягу. Как верно заметил герой Станислава Чекана (милиционер), «каждый человек способен на многое, только не каждый знает, на что он способен…»

Обсуждение закрыто.

ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top