Особая методика Сауи Кунанбаевой

22 октября 2015
0
1995

Чуть меньше года находится она на заслуженном отдыхе, а душа уже тоскует по ним – порой непослушным, шумным, неугомонным ученикам. Более 30 лет проработала Сауя Жумаевна Кунанбаева в Круглоозёрновской средней школе, выпустила не одну сотню ребят. Большинство из них с благодарностью вспоминают о ней даже спустя годы – те прочные знания казахского языка, что давала она детям, помогли им в дальнейшей учёбе и в жизни.

За партами в Круглоозёрновской школе уже сменилось несколько поколений её учеников – сюда пришли уже дети тех, кого Сауя Жумаевна когда-то учила казахскому алфавиту.

На собраниях в школе многие из родителей, ругая низкий уровень подготовки молодых учителей казахского, часто признаются, что вынуждены помогать своим слабым в языках детям – самим переводить тексты, составлять предложения, используя ещё ту языковую базу, что получили на уроках Сауи Жумаевны.

– Да, мне часто мои выпускники признаются, что помнят казахский ещё со школьной скамьи, – смеётся она. – «Спасибо» мне говорят, рассказывают, что в институтах, колледжах преподаватели удивлялись, с какой хорошей базой знания языка к ним приходят выпускники из сельской школы. Мне приятно, конечно, что наши занятия не прошли для учеников даром.


– Я поняла, что хочу стать учителем иностранного языка в 9 классе, – откровенничает педагог. – На занятия по немецкому бежала с огромным удовольствием. Наш учитель Николай Семёнович Журавлёв на своих уроках всегда разговаривал с нами по-немецки, постоянно придумывал какие-то интересные задания, читал стихи на немецком. Родители одобрили мой выбор, когда я сказала, что хочу поступить в пединститут на факультет иностранных языков.


Я спрашиваю у педагога, в чём секрет её особой методики преподавания.

– Так сразу и не ответишь, в чём мой секрет, – улыбается Сауя Жумаевна. – Всё ведь пришло не сразу, а с опытом. Когда я в свои 22 года в своей родной Круглоозёрновской школе начала преподавать английский и казахский языки, и у меня на уроках дети шумели, ничего не хотели слушать. Я часто бегала в панике к нашему завучу Василию Петровичу Косицыну, просила его помочь советом, повлиять на учеников. Он всегда тактично меня выслушивал, делал замечания, иногда и вызывал хулиганов к себе на ковёр. Уже тогда я поняла, что детей нужно заинтересовать предметом, увлечь, и тогда им просто некогда будет баловаться и хулиганить.

Педагог стала тщательнее готовиться к урокам, придумывать разнообразные задания. И дети к ней потянулись, стали спокойнее вести себя. Уже через год Василий Петрович шутил: «Почему вы, Сауя Жумаевна, не заглядываете ко мне? Угомонились ваши ученики?»

– Педагогическая практика в пединституте многое дала мне, ведь с нами на практику в городские школы ходили отличные методисты, – отмечает наша собеседница. – Уже тогда они смогли донести до нас, что главное в обучении – живое общение с учениками на том языке, который ты преподаёшь, постоянное пополнение их словарного запаса, выработка навыков правильного произношения и написания. Это ещё советская методика преподавания, очень правильная, на мой взгляд. Именно она, по-моему, и помогла мне добиться того, что многие мои ученики – русские ребята, к окончанию школы могли если не свободно, то очень сносно говорить по-казахски и понимать своего собеседника.

Наша собеседница вспоминает, что на свои уроки в любом классе она всегда приносила картины, которые дети описывали, задавали друг другу по ним вопросы, проговаривали новые слова, использованные в работе. Нередко педагог задавала детям учить наизусть диалоги, которые они потом разыгрывали на уроках как мини-спектакли.

– В каждом классе я всегда требовала, чтобы у детей были словари, где мы с ними записывали новые слова, учили их, – говорит Сауя Жумаевна. – Ведь чтобы овладеть языком, нужно постоянно пополнять свой запас. Мне всегда хотелось, чтобы дети знали, как произносится слово, как оно правильно пишется, поэтому мы много читали разных текстов, писали их под диктовку. На моих уроках детям некогда было баловаться, – мы до автоматизма оттачивали и грамматику, и произношение. Зато и результаты были отличные – более 70 процентов учеников допускали минимум ошибок в диктантах. Это сейчас учителя читают тексты на уроках чуть ли не по слогам, и всё равно грамотность у детей очень низкая – в работах уйма ошибок. Возможно, это потому, что сами ребята очень мало читают, у них слабая зрительная память. Да и методика уже не та…

Педагог признаётся, что такое отношение к работе не могло не отразиться на семье – муж и дочки постоянно обижались, что она слишком много времени уделяет школе, а не им.

– Учитель – это профессия, которая требует самоотдачи не 8 или 12 часов, а круглые сутки напролёт, – отмечает она. – Помню, что и мой папа-учитель мог часами засиживаться за книгами, когда готовился к урокам. Тогда мы с мамой, братьями и сёстрами, кололи дрова, убирали снег во дворе и т. д. Когда я сама стала учителем, тоже не ложилась спать до двух-трёх часов ночи, пока не напишу все конспекты уроков, не проверю все тетради. Мои три дочки до сих пор вспоминают, что я по вечерам не сидела с ними – спешно готовила им ужин, прибиралась, стирала и быстренько бралась за уроки. А уж дочки свои задания с первых классов делали самостоятельно.


– Мой папа Жумай Жалмухамбетович Сулейменов и его родной брат Сабир Жалмухамбетович по 40 с лишним лет отработали в Круглоозёрновской школе учителями начальных классов, – вспоминает Сауя Кунанбаева. – Я как сейчас помню, что ребёнком всегда с нетерпением ждала отца из школы: знала, что он обязательно принесёт с собой целую кипу тетрадей для проверки.
По вечерам он часами сидел за конспектами, проверял тетради, и я вертелась около него, заглядывала
в них, читала, что написали ребята, искала ошибки. Мне нравилось, как работает отец, поэтому, наверное, и выбрала позже профессию учителя.


Бывало, после уроков Сауя Жумаевна иногда и засиживалась в библиотеке или в кабинете, когда готовилась к внеклассным мероприятиям – Дню языков или к Наурызу. Муж, конечно, ворчал, что другие учителя давно пришли с работы, а её всё нет, но потом успокаивался – не мог долго злиться.

– Мы с Алпамысом вместе уже 34 года, – рассказывает Сауя Жумаевна. – Учились в одном классе, но после школы разминулись. Он стал шофёром в совхозе, я поступила в институт. Когда уже работала в школе, случайно встретились, стали дружить, а потом и поженились. Дочки смеются: «Как можно было выйти замуж за одноклассника, он тебе в школе не надоел?» Получается, что можно. Он для меня все эти годы – самый надёжный тыл. Нет меня дома – сам дочек в школу соберёт, покормит, уроки проверит. Если единиц на сотке нет – закинет, чтобы я могла родителям своих учеников звонить (смеётся).

Эти звонки родителям, турпоходы, собрания, подготовка к ЕНТ на протяжении многих лет были одной из составных частей жизни педагога Кунанбаевой. Сейчас, на пенсии, Сауя Жумаевна вдруг с удивлением для себя отметила, что ей не хватает даже этой нервотрёпки классного руководителя.

– За 35 лет я выпустила несколько классов, – и все ребята стали для меня, как родные, – признаётся она. – Когда-то думала: ну, когда же это закончится – тот с физкультуры сбежал, этот три дня в школе не появляется. Звонишь родителям, разбираешься, просишь выяснить, повлиять, иногда и наказать. Дочки мне всегда говорили: мама, ты про своих учеников больше думаешь, чем о нас, говоришь о них постоянно, как будто не мы, а они твои родные. И знаете, я только теперь поняла, что классное руководство – это не работа, это душевное состояние, когда ты уже не можешь чужих детей отличить от своих. Думаю, без класса учитель в школе – сирота. Сейчас мне не хватает этих эмоций, этой душевной неуспокоенности за своих учеников. Хотя я и теперь за них переживаю, думаю, как устроили свою судьбу, чем занимаются. Когда встречаю кого-то из своих ребят, обнимаемся с ними, болтаем…

Сауя Жумаевна рассказывает и о своей семье: старшая дочка Жанна пошла по стопам мамы – она закончила педагогический колледж и теперь воспитатель в детском саде. Она замужем. В её семье подрастает маленькая дочка. Средняя – Айнагуль – бухгалтер в банке. Сейчас она в декрете, в её семье недавно появились сыночки-близнецы, ухаживать за ними помогает старшая восьмилетняя сестрёнка.

Самая маленькая – Венера – недавно закончила ЗКГУ. Она химик-технолог, но пока никак не может найти работу по специальности.

– Если оглянуться назад, то я абсолютно ни о чём не жалею, – откровенно говорит наша героиня. – Я рада, что 40 лет назад выбрала профессию педагога, благодарна судьбе, что у меня есть семья – муж, дети, и очень довольна, что мои уроки принесли пользу.

Фото из семейного альбома
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top