Опередивший время

6 октября 2022
0
893

Музей Уральского отделения дороги, которым много лет заведует ветеран труда, труженик тыла Михаил Тихонович Надточий, постоянно пополняется новыми экспонатами. Но тот, что довелось увидеть здесь недавно, во многих отношениях уникален. Это макет первого в мире паровоза обтекаемой формы – «Иосиф Сталин».

Эта супермашина создана в годы индустриализации в Советском Союзе в связи с резким ростом товарооборота. Спроектировали паровоз в 1931 году на Коломенском паровозостроительном заводе инженеры Сушкин, Лебединский и Сломинский. Уже в октябре на предприятии завершили строительство первого такого паровоза. По решению рабочих завода изделию присвоено имя «ИС-Иосиф Сталин».

Весь 1932 год паровоз проходил обкатку. Как пояснил М. Надточий, эта машина имела колёсную формулу 1-4-2: одно направляющее колесо, четыре ведущих, два – поддерживающих колеса. Средняя мощность паровоза – 2500 л.с., максимальная – 3400 л.с. при форсировке котла 80 кгп/кВ.м/час.

В 1935 году строительство паровоза передали Ворошиловградскому заводу. В сентябре 1936 года, с учётом итогов обкатки, замечаний и предложений, спроектирован паровоз «Иосиф Сталин» обтекаемой формы. Год спустя с конвейера предприятия сошёл первый в мире паровоз обтекаемой формы под таким же названием. Такая конструкция изделия дала экономию 200-250 л.с. при скорости 150 км/ч – сопротивление ветра удалось снизить в сотни раз!

В том же году начато серийное производство таких паровозов. Всего выпущено 1055 паровозов обтекаемой формы.

Первые паровозы «Иосиф Сталин» поступили на линию Москва-Ленинград, они обслуживали дальние пассажирские поезда, в том числе «Красную стрелу». По мере выпуска новые паровозы заменяли прежние серий «С», «СуЛ» и других. Новые машины работали на 21-й из 48 дорог Советского Союза: Октябрьской, Московско-Донбасской, Московско-Киевской, Северо-Донецкой, Юго-Восточной, Юго-Западной, Южной, Казанской, Одесской, Пермской, Томской, Южно-Уральской, Омской и других.

По мере эксплуатации паровоз «Иосиф Сталин» совершенствовался. Осевую нагрузку снизили с 20 до 18 тс, что позволило задействовать такие паровозы на восточных дорогах страны. Благодаря повышению производительности котла скорость движения возросла до 170 к/ч. Вместо спиц были установлены диски на колёсах.

Паровоз «Иосиф Сталин» считался одним из лучших советских паровозов, гордостью советской паровозостроительной промышленности. Магистральный пассажирский паровоз «Иосиф Сталин» являлся самым мощным пассажирским паровозом в Европе. На Всемирной выставке 1937 года в Париже он произвёл фурор и единогласно получил мировую премию «Гран-при».

Немало тогдашних экспертов считали, что паровоз «Иосиф Сталин» опередил своё время. Даже внешний вид напоминал картинки из фантастических фильмов и романов! Машина продолжала успешно работать, показывая чудеса производительности.

Пришедший к власти Первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущёв в контексте «борьбы с культом личности Сталина» раскритиковал обтекаемую форму паровоза и потребовал заменить обозначение серии. Её сменили на «ФДп». Обтекатели с паровоза сняли.

В конце 1960-х годов начался массовый переход железных дорог СССР на тепловую и электрическую тягу. Но даже в таких условиях первый в мире паровоз обтекаемой формы верно служил людям до 1972 года – окончания эпохи паровозов.

В 2022 году макет паровоза «Иосиф Сталин» изготовил мастер локомотивного депо станции Илецк Лев Леликович Саркисян и передал его музею Уральского отделения дороги. Такие экспонаты особенно ценны тем, что показывают развитие инженерной мысли на железнодорожном транспорте, в чём советская транспортная школа показала себя одной из лучших в мире.

Фото автора
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top