Операция «Анти-Фау»

26 октября 2017
0
2388

После поражений под Сталинградом и Курском в фашистской Германии под сильнейшим нажимом Гитлера ускорились работы по созданию «оружия возмездия». И вот, в ночь на 13 июня 1944 года Лондон впервые попал под обстрел немецкими самолётами-снарядами «Фау-1» – сегодня подобные летательные аппараты именуются крылатыми ракетами. Затем в дело пошли баллистические ракеты «Фау-2». И хотя обе «Фау» поступили на вооружение с существенными недоработками, ущерб британской столице они принесли немалый. В течение трёх месяцев только «Фау-1» полностью разрушили более 25 000 зданий, а потери убитыми и ранеными составили около 21 000 человек. Об этом часто пишут наши историки, почему-то умалчивая о том, что Германия имела обширные планы по нанесению ракетных ударов по территории СССР на заключительной стадии войны.

Баллистическая ракета «Фау-2»

Ракетами – по Ленинграду

Во второй половине июля и в августе 1944 года гитлеровские ракетчики начали запускать «Фау» и с бомбардировщиков Хе-111, базировавшихся на аэродромах Голландии. Так они рассчитывали компенсировать потерю стартовых позиций на побережье Франции, занятыми в результате открытия второго фронта союзниками.

Тогда-то и родилась идея у эсэсовского руководства использовать самолёты Хе-111, вооружённые «Фау-1», для налётов на промышленные города СССР, расположенные в глубоком тылу. В то время Германия ещё владела обширными территориями Советской Прибалтики, Карелии, частью Финляндии, и планировалось их использовать в качестве плацдарма для нанесения ударов. Беда в том, что баллистические ракеты «Фау-2», дальность полёта которых составляла около 300 километров, а рассеяние доходило до 15-18 километров, для этой цели не годились.

В такой обстановке Гитлер, доведённый до бешенства невозможностью взять Ленинград, приказал обстрелять его ракетами «Фау-2». В районах Таллина и Пскова закипели работы по сооружению стартовых площадок для их запуска. Но эти базы свое-временно обнаружили подпольщики и разведка, и они были уничтожены нашей авиацией вместе с находящимися там ракетами. Такая же участь постигла и сверхсекретный и тщательно охраняемый эшелон «Р-13» с ракетами «Фау-2» – его подорвали партизаны недалеко от Пскова. Теперь надеяться приходилось только на Хе-111.

Этот бомбардировщик обладал дальностью полёта 2500 километров с рабочей высотой полёта 8 тысяч метров. Да ещё самолёт-снаряд после отделения от самолёта-носителя мог пролететь около 300 километров. В своих мемуарах матёрый разведчик бригаденфюрер СС Вальтер Шелленберг вспоминал:

«Бомбардировке должны были подвергнуться индустриальные комплексы Куйбышева, Челябинска, Магнитогорска, а также районы, расположенные за Уралом».

По мнению кандидата технических наук Валерия Родикова, столь дальних объектов могли достичь только одиночные самолёты или их небольшие группы. «Чтобы надёжнее было, рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер и его подручные решили: выпущенный с бомбардировщика самолёт-снаряд должен навести на цель лётчик-смертник. Так и точнее будет, полагали они, и сманеврировать лётчик сможет, чтобы преодолеть ПВО, да и технических неполадок, как, например, преждевременного подрыва боевого заряда, что нередко случалось у «Фау-1», и других неисправностей можно избежать», – отмечает Родиков. («Загадки звёздных островов», книга третья, Москва, «Молодая гвардия», 1986 год, стр. 112).

Замечание очень существенное. Тогда становится понятной цель срочного набора 250-ти лётчиков-смертников, о котором упоминали некоторые очевидцы событий. Приказ о наборе отдал не кто-нибудь, а известный диверсант Отто Скорцени. Скорее всего, именно этим лётчикам предназначалось точно навести ракеты на цель.

Идея самолёта-снаряда, пилотируемого смертником, отнюдь не оригинальна. В 1944 году в Японии создали самолёт ОКАП-11, в отличие от воздушно-реактивного «Фау-1» у него имелся ракетный двигатель. Стартовал снаряд, пилотируемый камикадзе, с бомбардировщика «Мицубиси» за 80 километров до цели. Затем он планировал со скоростью 370 км/ч. Непосредственно вблизи цели включались ракетные двигатели, и самолёт разгонялся до 855 км/ч. Самолёт-снаряд содержал боевую часть весом 1,2 тонны.

Упоминает Родиков о ещё одном показательном факте. Дело в том, что гитлеровцы тоже с помощью пилота-смертника намеревались попасть по Нью-Йорку сверхдальней двухступенчатой ракетой А9/А10. Расчёты такой ракеты лежали в сейфе главного конструктора «Фау-2» Вернера фон Брауна ещё с 1941 года. Её проект, разработанный в 1943 году, отложили, поскольку все силы бросили на доработку «Фау-2». И вот когда начиналась агония Третьего рейха, Браун и предложил фюреру повергнуть американцев в шок – произвести ракетный обстрел Нью-Йорка.

Гитлер пришёл в неописуемый восторг: ещё бы – попасть такой суперракетой (впервые в мире двухступенчатой!) в объявленное заранее время в центр Нью-Йорка! Тогда американцы наверняка будут сговорчивее на начавшихся в Берне сепаратных переговорах! Гитлер отдал приказ о срочной разработке такой ракеты.

Баллистическая ракета «Фау-1»

Холостой выстрел

В тёмную ночь с 29 на 30 ноября 1944 года с немецкой подводной лодки в непосредственной близости от американского берега отплыла надувная резиновая лодка с двумя агентами. Лодка незамеченной причалила к берегу. Так началась операция «Эльстер».

Перед агентами поставили задачу установить на самом высоком здании Нью-Йорка – Эмпайр-Стейт-Билдинг – радиопередатчик, который следовало включить в определённое время, чтобы навести гигантскую ракету на это здание.

В качестве первой ступени служила ракета А-10 высотой 18 метров и весом 75 тонн, полный вес двухступенчатой ракеты А9/А10 составил 100 тонн. За 35 минут полёта, израсходовав 70 тонн горючего, она должна была донести до Нью-Йорка одну тонну взрывчатки.

Немецкий публицист Юлиус Мадер в своей книге «Тайна Хантсвилла» пишет, будто 8 января 1945 года прошёл первый пробный пуск ракеты А9/А10, закончившийся неудачей. А 24 января состоялся ещё один пробный пуск, после которого фон Браун заявил, что проблема второй ступени якобы технически решена.

Родиков решительно не согласен с Мадером и пишет, что вряд ли вообще состоялись испытания ракеты А9/А10 в целом: создать трансконтинентальную ракету в такой лихорадочной спешке в последние месяцы войны – дело попросту нереальное.

Скорее всего, прав историк ракетной техники Вилли Лей, который в своей книге «Ракеты и полёты в космос» утверждает, что первую ступень А-10 так и не построили, а по проекту А-9 смогли изготовить лишь два-три макетных образца.

Между тем гитлеровские агенты в Нью-Йорке провалились, их арестовало ФБР. Тогда фон Браун предложил новый вариант – пусть ракету наведёт пилот-смертник. Однако стремительное наступление советских войск в ходе Висло-Одерской операции сорвало работы по этому плану.

Ставка Верховного Главнокомандования, учитывая возможность применения фашистами «Фау-1» против советских городов, приказало командующему артиллерией Н. Воронову принять необходимые меры по защите Ленинграда, который мог в первую очередь подвергнуться налёту самолётов-снарядов, и других городов страны от беспилотных средств воздушного нападения.

В ленинградских частях ПВО для действий против «Фау-1» выделялись четыре полка истребительной авиации, свыше 100 батарей зенитной артиллерии и более 200 аэростатов заграждения. Плотность боевых порядков зенитной артиллерии создавалась таким образом, чтобы вести огонь по каждой цели силами не менее трёх батарей одновременно.

Взлётно-посадочные площадки истребительной авиации ПВО разместили на направлениях ожидаемых ударов «Фау-1» таким образом, чтобы перехватить их на значительном расстоянии от города.

Истребительные авиационные полки, выделенные для борьбы с крылатыми ракетами, получили самолёты новейших марок и радиолокационное оборудование. Наблюдательные посты и РЛС обеспечивали оповещение о подлёте «Фау-1» на удалении 120 километров от города. Принимались и другие меры защиты.

Вот как было! Остаётся удивляться молчанию историков и кинематографистов: возможность обстрела Ленинграда ракетами «Фау-1», ликвидация упомянутого секретного поезда и прочие подобные эпизоды вполне заслуживали если не специального фильма или серии статей, то хотя бы упоминания в учебниках. Ан нет! Молчок! Вот сняли в 1973 году киноэпопею «Блокада» и тоже об угрозе обстрела «Фау-1» Ленинграда промолчали. Это всё равно что писать об освоении космоса и не заметить полёта Юрия Гагарина…

Может, ЦК КПСС, КГБ спустили секретную директиву о запрете упоминать о подобных вещах? Но тогда непонятна цель таких запретов, если они имели место: о «Фау» ещё с 1970-х годов написаны горы статей в открытой печати – какой смысл замалчивать планы гитлеровцев разрушить Ленинград «оружием возмездия» и героическую борьбу советских военных, партизан и других патриотов по срыву этих планов?!

Советский ответ

В июне 1944 года, когда стало известно о применении гитлеровцами «оружия возмездия», в Государственный Комитет Обороны вызвали наркома авиационной промышленности А. Шахурина, командующего ВВС генерала А. Новикова и конструктора В. Челомея, разрабатывавшего реактивные двигатели. Им поручили создать новое оружие – беспилотную боевую технику.

Согласно решению ГКО, Владимир Николаевич Челомей назначается главным конструктором и директором завода соответствующего профиля. В этом направлении у Челомея уже имелся определённый задел.

(Продолжение следует)

ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top