Операция «Анти-Фау»

9 ноября 2017
0
77

(Продолжение. Начало в № 43, 44)

Королев С. П.В послании Черчилля речь идёт о ракете «Фау-2», упавшей по счастливой для англичан случайности на территории Швеции 13 июля 1944 года. В июне-августе все компоненты этой ракеты доставили в Лондон. Тогда же в британскую столицу поступили и некоторые важные части «Фау-2», добытые участниками польского движения Сопротивления.

Но как видно из послания, многое тогда ещё оставалось неясным: характер топлива, вес боевого заряда, дальность действия… Внимание англичан к радиомеханизму ракеты было связано с их надеждами воздействовать на него с помощью помех. Они ошибочно считали, что «Фау-2» управляются дистанционно по радио. Но это относилось только к ракете, упавшей на территории Швеции.

Дело в том, что именно на ней испытывалась система дистанционного управления по радио, разработанная для зенитного управляемого снаряда «Вассерфаль». Когда ракета достигла высоты 1800 метров, вдруг появились кучевые облака, и инженер-оператор потерял её из вида. Чтобы не допустить падения ракеты на побережье к югу от стартовой площадки, он умышленно развернул ракету на север, и она улетела в сторону Швеции.

И. Сталин ответил:

«В связи с Вашим последним посланием необходимые указания относительно испытательной станции в Дебице мною даны. Представитель Генерального штаба Генерал Славин установит необходимую связь по этому делу с генералами Берроузом и Дином. Мне понятно, что Британское Правительство проявляет к этому вопросу серьёзный интерес. Поэтому я обещаю Вам, что возьму это дело под свой личный контроль, чтобы было сделано всё, что будет возможно, согласно Вашему пожеланию…

22 июля 1944 года».

В сентябре английская делегация побывала на испытательной станции. По оборудованию полигона, оставшимся фрагментам ракет удалось определить характер топлива и другие важные характеристики.

Знать характер топлива было чрезвычайно важно! Ведь чтобы ракета не взлетела, её надо лишить топлива, а это можно сделать, разбомбив заводы, которые его производят. До этой поездки англичане считали, что в «Фау-2» в качестве окислителя используется перекись водорода, а не кислород, как оказалось на самом деле. После возвращения делегации в Англию Черчилль телеграфировал Сталину:

«…В настоящее время мне стало известно, что специалисты возвратились в Англию, привезя с собой ценную информацию, которая заполнила некоторые пробелы в наших познаниях о ракетах дальнего действия.

Прошу Вас принять мою благодарность за превосходную организацию этой поездки и за ту помощь, которая была оказана нашей миссии советскими властями. С искренним уважением, Ваш Уинстон Черчилль.

16 октября 1944 года».

Командировка на Запад

В конце войны американцы устроили подлинную охоту за немецкими специалистами-ракетчиками, ракет-ной технической документацией и материальной частью. За океаном вовсю готовились продолжать немецкие работы по созданию ракетного оружия. Ещё бы: у американцев в их монопольном распоряжении имелась атомная бомба. Организация её оперативной доставки в любую точку планеты давала Пентагону неограниченную власть над миром.

Спецслужбы из кожи вон лезли, чтобы всё, что имеет хоть малейшее отношение к ракетам, не попало в СССР. Например, американцы вывезли практически всё оборудование подземного завода в Нордхаузене вместе с обнаруженными там 100 готовыми ракетами, запасными частями и технической документацией. Всё это погрузили в 341 товарный вагон и спешно отправили в Антверпен, а оттуда за океан в Новый Орлеан.

Американцы действительно торопились: согласно союзническому соглашению о разделе Германии на зоны оккупации Нордхаузен передавался советским войскам.

Вернера фон Брауна и его соратников перевезли в Америку, где они сразу же приступили к восстановлению своих ракет А-4, для чего им отвели полигоны близ Форте-Блис и в Уайт-Сэндс (Нью-Мексико). Команде фон Брауна в качестве первоочередной задачи поручили выучку персонала американской армии и фирмы «Дженерал электрик» обращению с «Фау-2». Американский генерал Тофтой свидетельствует:

«Мы были жалкими приготовщиками, когда мой штаб привёз из Германии эти ракеты. Немецкая ракета «Фау-2» сэкономила для американских военных исследований 50 миллионов долларов и пять лет времени».

Таким образом, положение уже в начальной стадии ракетной гонки с США для советской стороны осложнялось: наши-то инженеры практически ничего о ней тогда не знали! Поэтому, наряду с продолжением работ по созданию ракет отечественных конструкций, Советское правительство срочно направило в Германию С. Королёва, В. Глушко, М. Тихонравова и других компетентных специалистов.

Тот, кто имеет отношение к технике, знает, как трудно, а подчас и невозможно разобраться в сложном устройстве без исчерпывающей технической документации. Но именно в таком положении оказались наши специалисты! Чертежи либо сожгли немцы, либо вывезли американцы. Сами ракеты либо взорвали, либо вывезли на Запад. Пришлось инженерам самим разбираться в конструкции ракет и даже впоследствии собирать их для проведения испытаний, в том числе и в полёте.

Пройденный этап

В основу ракеты «Фау-2» ее первоначальные создатели положили идеи Константина Циолковского и немецкого пионера космонавтики Германа Оберта. Многое из того, что использовалось в «Фау-2», ещё в 30-е годы применялось в нашей стране. В частности, устройство подачи компонентов топ-лива и само топливо А-4 применялось в отечественных ракетных двигателях. То же самое относилось и к автоматическим системам управления полётом и целому ряду других устройств.

Хотя А-4 и вобрала в себя техничес-кие достижения тех лет, но, по мнению наших специалистов, это был уже пройденный этап в ракетном деле. Тщательные исследования и испытания собранных ракетных образцов показали, что как основа для разработок перспективных ракет «Фау-2» явно не годилась. Ракеты должны быть более совершенными, иметь большую дальность полёта. Для их создания нужен новый подход, новые смелые технические решения!

Поэтому не зря съездили в Германию советские инженеры: во всех этих вещах требовалось удостовериться. Могло ведь получиться и так, что какой-то неучтённый, незамеченный Королёвым и его соратниками нюанс «Фау-2» воплотился бы в выдающуюся ракетную характеристику у их американских конкурентов и противников. А мы бы, как говорится, локти кусали…

Но теперь забот только прибавилось: чтобы разработать новые ракеты и наладить их выпуск, необходимо создать новую отрасль промышленности. Причём с нуля! Поручить разработку ракет уже сложившимся коллективам, например, авиационным, не представлялось возможным. В послевоенном мире вновь запахло порохом, бывшие союзники нацеливали на СССР армады бомбардировщиков с ядерными бомбами. Нужен ракетно-ядерный щит, причем нельзя ослаб-лять и производство других видов вооружения.

Главный конструктор

И вот в марте 1946 года на первой же послевоенной сессии Верховного Совета СССР обсуждался проект пятилетнего плана восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946-1950 годы. В докладе Госплана СССР в числе других важных задач подчёркивалась необходимость обес-печить работы «…по развитию реактивной техники, применению нового типа двигателей, создающих новые скорости и мощности».

В 1946 году принимается историческое решение о создании ракетостроительной промышленности, выделения для этого значительных средств, материальных ресурсов и кадров.

В августе 1946 года Сергей Королёв назначается главным конструктором по созданию комплексов автоматически управляемых баллистических ракет дальнего действия.

Кандидатуру Сергея Павловича выбрали не случайно. Он был руководителем знаменитого ГИРДа. При его непосредственном участии создавалась и испытывалась первая советская жидкостная ракета 09. В ГИРДе и Реактивном научно-исследовательском институте он руководил разработкой различных типов ракет.

За время многолетней работы в области ракетной техники Королёв накопил богатейший опыт и глубокие знания по этой тематике. С появлением первых сведений о «Фау-2» Королёв внимательно изучил все имеющиеся по ней материалы. Так что он отлично понимал задачи, связанные с созданием новых ракет.

Одновременно произведены назначения главных конструкторов систем радио- и автономного управления полётом ракет, средств наземного оборудования, гироскопических систем, ракетных двигателей.

Коллектив Валентина Павловича Глушко, работавший в годы войны над созданием вспомогательных авиационных ракетных двигателей, занялся разработкой двигателей для дальних ракет.

Ведущим коллективом-разработчиком ракетных комплексов баллистических ракет дальнего действия стал коллектив Особого конструкторского бюро, руководимый Сергеем Королёвым.

Чтобы претворить столь грандиозные планы в реальность, в 1946-1947 годах проводится огромная организаторская работа. Созданы новые предприятия, научно-исследовательские институты, мощная экспериментальная производственная база с гигантскими испытательными стендами и сверхзвуковыми аэродинамическими трубами, другим уникальным технологическим оборудованием…

(Окончание следует)

ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top