Опасные «паромы»

1 ноября 2018
0
106

Порой можно услышать полные удивления вопросы: почему американцы летают в космос на российских «Союзах»? Куда подевались их хвалёные «шаттлы» – корабли многоразового использования?
Насколько они надёжны?

Космический корабль «Союз»

«Перспективная» программа

Работа над созданием многоразового транспортного космического корабля типа «Спейс Шаттл» («Космический паром») началась в 1969 году. В неё активно включились крупнейшие аэрокосмические фирмы «Мак-Доннел-Дуглас», «Нортамерикэн», «Рокуэллинтернэшнл», «Груманн», «Боинг».

Особенно большой размах проект получил после провозглашения его президентом Ричардом Никсоном «национальной программой США». Как всегда в подобных случаях, на затраты не скупились. Однако первый полёт многоразового орбитального транспортного корабля «Спейс Шаттл» состоялся более чем через 10 лет.

Сначала построили экспериментальный образец корабля этого типа «Энтерпрайз», на котором отрабатывалась техника взлёта, посадки, системы теплозащиты, управления. Затем вступили в строй четыре корабля – «Челленджер», «Колумбия», «Дискавери» и «Атлантис», составившие космическую эскадру США. Позже добавился «Эндевор». Этой эскадре, которая стала гордостью Пентагона, отводилась большая роль в развёртывании противоракетной обороны.

В июле 1982 года, ещё не возвестив миру о планах создания стратегической ПРО, президент Рональд Рейган подписал директиву по вопросам национальной коcмической политики. Использование «космических паромов» объявлялось в ней одной из перспективных национальных программ.

Под дудку Пентагона

Конструкция пилотируемого «Шаттла», рассчитанного на 100 запусков, включала в себя орбитальную ступень, выполненную по самолётной схеме, два твердотопливных ускорителя и внешний топливный бак с жидким водородом и кислородом. Общий стартовый вес её превышал 2000 тонн. Зона действия космического челнока простиралась до высоты около 1000 км. Главными достоинствами орбитальной ступени, по оценкам Пентагона, стали возможность широкого манёвра на орбите и наличие грузового отсека с раскрывающимися створками.

Именно с помощью «шаттлов» предполагалось поднять в космос и смонтировать боевые орбитальные платформы, лазерные установки, электромагнитные пушки, спутники разведки, обнаружения, целеуказания, наведения и многое другое. Вот что писал по этому поводу один из крупнейших в мире военных экспертов Владимир Белоус:

«По расчётам американских специалистов, только в первый год развёртывания СОИ (стратегической оборонной инициативы, основы программы «звёздных войн» – А.С.) потребуется вывести в космос большое количество оружия, оборудования, конструкций общим весом около 1200 тонн. Для претворения в жизнь всей программы СОИ, по подсчётам Пентагона, необходимо осуществить до 5000 запусков «космических паромов» сполным грузом на борту» (В. Белоус, «США: «Бог на стороне больших батальонов», Москва, Военное издательство, 1990 год, стр. 181).

В известном американском художественном фильме начала 1980-х «Ангар-18» (о катастрофе НЛО) «Шаттл» показан во всей красе. Его грузовой отсек по размерам подобен железнодорожному вагону и позволяет размещать в нём полезный груз весом около 30 тонн. Маневровые качества позволяют ему сблизиться со спутником противника, захватить его, обследовать или извлечь находящуюся на нём аппаратуру.

Американский шаттл «Атлантис»

На кромке грузового отсека размещён дистанционный манипулятор с длиной стрелы 15 метров. Столь длинная металлическая рука даёт возможность с пульта оператора выводить на орбиту различные спутники и снимать с орбиты спутники противника. В грузовом отсеке могут размещаться твёрдотопливные буксиры одноразового действия. Они способны переводить доставленные в космос спутники с рабочей орбиты «Шаттла» на стационарную.

Кораблям «Спейс Шаттл» отводилась важнейшая роль в проведении испытаний космического оружия. Неслучайно американский генерал Абрахамсон настойчиво отстаивал в Сенате необходимость их использования для усовершенствования космических ударных вооружений.

С 1985 года подавляющее большинство полётов «Дискавери», «Атлантиса» и других «шаттлов» проводилось в интересах военного ведомства США. Они выводили в космос военные спутники связи «Милстар», оснащённые специальной защитой от электромагнитного излучения ядерного взрыва. Такие спутники могут использоваться при ведении «звёздных войн».

«Союз» вместо «Шаттла»

Как особо отметил Владимир Белоус, с первых же запусков многоразовых кораблей их преследовали различные неисправности, которые до поры до времени удавалось ликвидировать без трагических последствий. Но военные постоянно торопили.

Для протаскивания через Конгресс новых ассигнований на программу СОИ необходимы эффектные демонстрации, и Пентагон постоянно подталкивал руководителей НАСА к уплотнению графика полётов. Потом разразился скандал: астронавт Джон Янг прямо обвинил руководство НАСА в пренебрежении к мерам обеспечения безопасности в угоду соблюдения жёсткого графика полётов.

И вот 28 января 1986 года разыгралась трагедия. В это ясное морозное утро старт корабля «Челленджер» с семью астронавтами на борту проходил в штатном режиме. Заработали основные двигатели, затем твердотопливные ускорители. Корабль плавно набирал высоту, но через минуту, когда он находился на высоте 15 км, внезапно взорвался топливный бак. Превратившись в груду горящих обломков, «Челленджер» на глазах у миллионов телезрителей рухнул в океан.

Гибель астронавтов вызвала в США шок, заставила многих задуматься над теми последствиями, которые влечёт за собой милитаризация космоса. Американский еженедельник «Гардиан» предупредил, что «это были первые жертвы «звёздных войн».

Представим, что «Челленджер» взорвался бы в условиях, когда на орбите СССР и США развернули боевые платформы и другое оружие. Кто мог бы разобраться, стал ли такой взрыв результатом неисправности систем корабля или его уничтожило противоспутниковое орудие противника? Ответ однозначен: никто. Последовал бы ответный удар, а затем гибель человечества в ядерной войне.

Мог ли спастись экипаж «Челленджера»? Нет. Так уж устроены «шаттлы», что их взлётом полностью управляла электроника. КОМАНДИР КОРАБЛЯ НЕ ИМЕЕТ НИ МАЛЕЙШЕЙ ВОЗМОЖНОСТИ ВМЕШАТЬСЯ, ЧТО БЫ НИ ПРОИЗОШЛО. Твердотопливные ускорители невозможно выключить после зажигания. Нельзя также замедлить процесс горения. Экипаж «прикован» к ускорителям до полного выгорания в них топлива.

На российских «Союзах» ЧП крайне редки. Одноимённая ракета-носитель давно признана самой надёжной в мире. Главное внимание уделено именно безопасности космонавтов: при малейшей неисправности срабатывает автоматическая система их спасения. В крайнем случае, командир корабля может начать действовать самостоятельно.

Благодаря чётко сработавшей автоматике недавно выжили и благополучно приземлились российский космонавт Алексей Овчинин и американец Ник Хейг. Глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин объявил, что этот же экипаж вновь отправится в полёт весной 2019 года. И вот недавно пришло новое сообщение: старт перенесён на 3 декабря 2018-го.

Амбициозные, но очень дорогие и ненадёжные «шаттлы» списаны в утиль – у американцев не оставалось иного выбора, как летать на орбиту на более надёжных «Союзах». Они так и поступили.

Обсуждение закрыто.

ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top