Онлайн-школа: как наладить процесс?

27 августа 2020
0
590

Родители школьников и сами дети с тревогой ждут наступления нового учебного года, который начнется в формате онлайн. Еще не забылись крики, слезы и истерики, пережитые в апреле-мае, когда все ребята махом перешли на удаленку, как вновь замаячила перспектива «грызть гранит науки» под присмотром мамы и папы, а не профессионального педагога. Как морально подготовиться к самостоятельной учебе, мы поговорили с психологом Айгуль Жалиевой.

Специалист отмечает, что одна из важных составляющих онлайн-учебы – это, прежде всего, подключенные к интернету ноутбуки, компьютеры или же смартфоны. Когда у ребенка под рукой есть отлаженная техника, при помощи которой он сможет выходить на связь с учителями, половина проблемы уже снята.

Что касается психологической подготовки и эмоциональной составляющей учебного процесса, то здесь многое зависит от родителей – именно они должны создать атмосферу, которая бы мотивировала детей на получение знаний. Ребенка нужно настроить на самостоятельную работу – как и в школе, не менее 5 часов своего времени в день он должен посвящать урокам, отвлекаясь на короткие перерывы и отдых, но не забрасывая учебу в дальний угол до прихода родителей.

Сложнее всего, конечно, семьям, где есть дети начальных классов.

«У ребенка в возрасте 6-8 лет кроме родителей и учителей нет других источников полезной информации, – говорит Айгуль Жалиева. – И сейчас, если ваш ребенок не пойдет в дежурный класс, единственным источником знаний для него останутся только мама с папой. И прежде чем начинать его учить – с криками и истерикой – уясните для себя: ваш ученик вообще мало знаком со школьной программой. У нас, взрослых, в окружении коллеги, друзья, знакомые, есть книги, интернет, и мы защищены в этом плане от информационного вакуума. Ребенку в этом плане сложнее – круг его общения узок. Не кричите на него и не ругайте, что он не знает того, чего никогда не знал».

Психолог советует родителям учеников в процессе онлайн-обучения оставаться спокойными, самим понимать то, что ты объясняешь. Зачастую за криками мамы и папы скрывают свою слабость – неумение донести до ребенка нужную ему информацию. Важно самому разобрать, что написано в учебнике, сообщено в видеоуроке, прежде чем начать разбирать с ребенком тему. Вы это проходили, учили в школе, а ребенок сталкивается с новыми знаниями впервые. Для него каждый новый урок – открытие. И на мир он смотрит вашими глазами, воспринимает все через призму ваших ощущений. Ведь именно через своих педагогов ученик формирует доверие к окружающему миру. И если взрослые будут кричать на него, довлеть, то ребенок будет воспринимать учебу как нечто неприятное и даже угрожающее его жизни и здоровью.

Ни в коем случае нельзя дистанцироваться от учебы своих детей и родителям учеников среднего и старшего звена. В 5-11 классах, где в списке уроков есть уже алгебра, геометрия, химия и физика, онлайн-обучение однозначно будет идти сложнее. Детям нужно прикладывать максимум усилий, чтобы освоить темы. Родители подчас тоже испытывают сложности – не все из них помнят формулы и с легкостью могут решить задачи с дискриминантом или доказать теорему Пифагора.

«Не нужно ставить себя на пьедестал и доказывать своему ребенку, что у него идеальные родители, они все знают и могут с легкостью сделать все уроки за него, – говорит психолог. – Нужно дать понять, что вы тоже можете ошибаться, не знать каких-то вещей. Если вы ничего не понимаете в химии и начнете врать, что по этому предмету у вас были хорошие отметки, а по факту не можете объяснить ничего, то ребенок вас быстро раскусит. Честно признайтесь, что не сильны в предмете. И вместе старайтесь разобраться в теме – ищите подсказки на обучающих сайтах. Обратитесь за помощью к учителям ребенка – не стесняйтесь спрашивать. Есть крылатая фраза Сократа: «Не стыдно чего-нибудь не знать, стыдно не хотеть учиться». Если же знания по предмету никак не даются, наймите репетитора.

Серьезная проблема при онлайн-обучении – эмоциональный дискомфорт, возникающий при оторванности от социума. До 3 лет ребенок спокойно и комфортно ощущает себя, общаясь только с родителями и узким кругом родных. Но после ему скучно все время находиться только среди родственников – он начинает искать общения со сверстниками, наступает психологический момент отрыва от мамы и папы. И в это время ему важно утвердиться в группе детей, найти себя в коллективе.

Находиться в изоляции во время карантина, не имея возможности видеть своих друзей и одноклассников, детям сложно. Чем могут помочь им родители?

Рекомендация у психолога одна – детям нужно посоветовать организовать онлайн-площадку – чат в соцсетях, где они будут общаться между собой без взрослых и учителей, делиться новостями, обсуждать интересующие их вещи и события. Любому человеку важно ощущение внутренней свободы, сопричастности к чему-то общему и осознание, что в группе ты – на равных, и никто над тобой не командует. Достаточно вспомнить ситуацию из своей школьной жизни: учителя вызвали во время урока в учительскую, и класс остался без внимания. Детей тут же охватывает чувство всеобщего подъема – веселья, шуток и баловства – это происходит оттого, что ребята чувствуют себя свободными, они используют эти минутки, чтобы не просто подурачиться, а побыть самими собой.

Давайте и вы своим детям возможность немного разгружаться, чувствовать себя свободными во время онлайн-обучения – выходите из комнаты, как педагог из класса, когда у ребенка перемена. Учеба должна чередоваться с отдыхом. Помните об этом, и успешного вам и вашим детям усвоения знаний в онлайн-формате.

Обсуждение закрыто.

ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top