Они были первыми

24 декабря 2015
0
3591

Александр ДобрынинШоу-бизнес, популярная музыка, или, как модно сейчас говорить, попса, заполонили теле- и радио-эфир. Порой создается впечатление, что нет классики, джаза, фольклора… Вот Денис Майданов страстно, с надрывом поет про вечную любовь, но вот выбегают на сцену полуголые девицы и открывают рот под фонограмму, «исполняя» полнейшую бессмыслицу. Молодежь слушает, а люди постарше ругают такую «музыку» на чем свет стоит. Однако защитная реакция слушателей, в том числе и части молодежи, давно сработала: с подачи группы «Самоцветы», исполнившей в 1996 году новые версии своих старых хитов, не чиновниками, а самим народом был запущен российский общенациональный проект «Старые песни о главном». Народ потянулся к духовности, красивым, написанным профессионалами, песням. Такие же процессы стали происходить в Казахстане и некоторых других бывших союзных республиках. Как-то в новогодние дни показали уникальный концерт «ВИА-хит-парад». На сцену вновь вышли убеленные сединами участники групп «Поющие гитары», «Ариэль», «Лейся, песня!», «Акварели», «Поющие сердца»… Не было «Веселых ребят». А ведь именно об этом ансамбле музыканты бывших советских поп- и рок-групп до сих пор отзываются с большим уважением – случай редчайший. Что же такого совершили «Веселые ребята», которым в марте 2016 года исполняется 50 лет?

Через тернии к року

Историю группы невозможно представить без Павла Слободкина – ее основателя, бессменного руководителя, композитора, аранжировщика, впоследствии доцента кафедры режиссуры ГИТИСа. Многие музыканты и критики называют Слободкина «предтечей советского биг-бита и раннего русского рок-н-ролла», «папой советской поп-музыки».

Руководитель «Веселых ребят» родился 9 мая 1945 года в семье профессиональных музыкантов. У Слободкиных часто бывали Гилельс, Рихтер, Шостакович, Ойстрах и другие мэтры классической музыки. Паша стал рано к ней приобщаться, он стал также помогать отцу исполнять его цирковые номера. В таком качестве отец и сын Слободкины успешно выступили на 70-летнем юбилее И. Сталина, четырехлетний Паша был приглашен в ложу и даже сидел у вождя народов на коленях.

После окончания музыкальной школы по классу фортепиано Павел учился в музыкальном училище при Московской консерватории, участвовал в джазовых фестивалях. В 17 лет он становится руководителем ансамбля Марка Бернеса, а два года спустя группы певицы Гелены Великановой.

Но Слободкину быстро надоело быть на вторых ролях: сердца молодых завоевывало творчество Элвиса Пресли, «Beatles», уже в начале 1960-х годов в СССР были созданы первые самодеятельные рок-группы. По Москве ходили слухи, что в Ленинграде вот-вот состоится первое выступление профессионального коллектива. Как потом выяснилось, ими оказались «Поющие гитары». К тому времени Слободкин решает создать свою группу, которая играла бы новую по тем временам музыку.

Многие чиновники от культуры называли тогда еще безымянных «Веселых ребят» «буржуазным ансамблем» и пытались разогнать его. Но Слободкина не проведешь: он сделал хитрый ход. Павел пробился в радиопередачу «С добрым утром!». Музыканты были представлены как ансамбль «Весёлые ребята». Напутственную речь им произнес сам Леонид Осипович Утесов. Крикуны замолчали, а «Весёлых ребят» услышал весь Советский Союз. Одна из их первых песен – «Как прекрасен этот мир» Юрия Антонова на стихи Владимира Харитонова – тотчас стала хитом.

«Весёлые ребята» играли музыку в самых разных стилях. Как и «Поющие гитары», они сначала исполняли преимущественно инструментальную музыку и русскоязычные версии западных хитов. В 1968 году группа Слободкина выпустила на фирме «Мелодия» «миньон» (маленький виниловый диск) из песен «Beatles» на английском языке. Случай для того времени уникальный и достаточно смелый: министр культуры Екатерина Фурцева устроила настоящие гонения на новые музыкальные веяния с Запада и зарождающийся советский рок.

Именно «Весёлые ребята» первыми стали исполнять классику – Паганини, Баха, Прокофьева, Грига, Моцарта… И задолго до бума на рок-обработки классики, который был на Западе и связывался в основном с именами «Emerson, LakeandPalmer» и «Genesis».

К рок-музыке «Весёлые ребята» еще вернутся, с начала 1970-х годов они плодотворно работают с такими мастерами песни, как композиторы Давид Тухманов, Юрий Антонов, поэты Владимир Харитонов, Михаил Пляцковский, Игорь Шаферан, Леонид Дербенев… Больше стал писать песен для группы и сам Слободкин.

Ансамбль стал настоящей кузницей кадров для отечественной рок- и поп-музыки. Из «Весёлых ребят» вышли Леонид Бергер (впоследствии он эмигрировал в Австралию), Вячеслав Добрынин, Александр Градский, Александр Лерман, Вячеслав Малежик, Анатолий Алешин (будущий солист группы «Аракс»), Александр Буйнов, Михаил Файбушевич, Юрий Петерсон (позже – солист ансамблей «Самоцветы» и «Пламя»), Александр Барыкин, Алексей Глызин, Александр Добрынин (он исполнял суперхит конца 1980-х «Розовые розы»), Людмила Барыкина, Светлана Резанова, Нина Бродская… Именно в «Весёлые ребята» принес свои первые песни начинающий композитор Юрий Антонов. Наконец группа Слободкина стала взлетной площадкой для Аллы Пугачевой.

Пугачеву открыл Слободкин

В 1974 году «Весёлые ребята» выступали в Барнауле. Клавишник и солист Александр Буйнов в одном из интервью вспоминал: «Во дворце спорта я обратил внимание на одну певицу, такую хорошенькую, рыженькую, – она выходила петь в мини-юбочке – ножки, фигурка – все было в полном порядке…А когда она запела «Я прощаюсь с тобой у последней черты», я вообще сомлел и сходу в нее влюбился. Мы познакомились, это и была Алла Пугачева».

Буйнов и другие музыканты «Весёлых ребят» пошли к Слободкину уговаривать его взять Пугачеву в ансамбль. К общей радости оказалось, что он ее тоже приметил и уже вел с Аллой переговоры.

Обложка винилового диска, изданного в 1987 г. на фирме «Мелодия»

Вот что сказал по этому поводу музыковеду Николаю Добрюхе Павел Слободкин: «Дело в том, что я всегда работал с хорошими артистами и вероятно, благодаря этому у меня сложилась определенная школа: я считал, что у вокалиста должен быть определенный эмоциональный художественный образ на сцене. Обычно же для всех советских музыкантов того периода главным был момент какого-то ремесленного начала, а художественная область отходила на второй план… У Аллы же, может быть, было меньше вокала, но в то же время была какая-то своя, быть может, не до конца раскрытая краска, которая, безусловно, нравилась каким-то, я бы сказал, независимым пониманием всех тех песен, которые она бралась петь». (Н. Добрюха, «Рок из первых рук», Москва, «Молодая гвардия», 1992 г., стр. 270).

Будучи солисткой «Весёлых ребят», Пугачева в 1974 году получает третью премию на 4-м Всесоюзном конкурсе артистов эстрады. На конкурс «Золотой Орфей» в Болгарию должен был ехать другой певец. Но по каким-то причинам он не поехал.Слободкина вызвали в министерство культуры и сказали: «Если Пугачева не получит звания лауреата, то можете никогда сюда не приходить по подобным вопросам».

Для Пугачевой сшили новый костюм, но самое главное – Слободкин сделал новую аранжировку песни Эмила Димитрова «Арлекино». За две недели до «Орфея» на фестивале «Киевская весна» украинское руководство попросило Слободкина… выкинуть Пугачеву из программы. Ее довели до слез. Во многом благодаря твердой позиции музыкантов Алла вновь вышла на сцену.

В интервью украинскому радио руководитель «Весёлых ребят» заявил, что скоро на эстрадном небосклоне СССР загорится новая яркая звезда. Многие посчитали это блефом и просчитались: Пугачева с песней «Арлекино» взяла на «Золотом Орфее» первую премию!

Странно, но о весомой роли Слободкина и «Весёлых ребят» в судьбе Аллы Пугачевой никто даже не упоминает. Но ведь Алла Борисовна как творческая личность сформировалась именно в «Весёлых ребятах»! Да, вскоре после победы на «Орфее» они превратились в аккомпанирующий состав при Пугачевой, стали терять творческое лицо. Самой же певице рамки ансамбля стали тесными. Через два года она уходит из него.

От Братиславы до Уральска

В конце 1970-х – начале 1980-х годов в рок- и поп-музыке происходит настоящая техническая революция: группы осваивают новейшие модели синтезаторов и другой аппаратуры, богаче и выразительнее становятся аранжировки, звуковые и световые спецэффекты. «Весёлые ребята» резко изменили свое творческое лицо, отказались от духовой секции, зазвучали современнее, острее и сделали ход, неоднозначно воспринятый критиками: русские версии западных хитов.

В исполнении группы Слободкина они имели большой успех на Московской Олимпиаде 1980 года и вошли в четвертый «гигант» группы – «Музыкальный глобус». Причем композиция Д. Бове «Мона Лиза», единственная вещь на английском на упомянутом диске, явно выигрывала в сравнении с версией оригинала – одной из британских групп. В то время у «Ребят» был потрясающий солист Роберт Мушканбарян, обладающий красивым, высоким голосом диапазоном почти в 4 октавы.

Именно «олимпийский» состав «Весёлых ребят» и приехал в Уральск в июне 1980 года. Группа в течение недели давала по 3-4 концерта в день во всех городских ДК. Везде был аншлаг и огромный успех. Группа «оторвалась» на всю катушку – исполняла на концертах 10-минутный рок-н-ролл на английском… о благоустройстве городов, заботе о человеке, где были слова о «темных уральских улицах». Молодежь на концертах и в кулуарах хохотала: освещать надо улицы Уральска, благоустраивать его! Чиновники наверняка бы обиделись на такую критику, но они не знали английского. Зачем, однако, обижаться: на то они и «Весёлые ребята», что веселятся и не раскисают!

Во второй раз группа приехала в наш город в 1990 году, полностью обновив состав, главной фигурой в котором стал солист Александр Добрынин. Его «Розовые розы» просто пленили почти 4 тысячи зрителей на тогдашнем стадионе «Авангард». К тому времени «Веселые ребята» стали больше ориентироваться на поп-музыку. В 1987 году они выпустили очень удачный альбом «Минуточку!!!», в который вошли мелодичные, со вкусом аранжированные Слободкиным песни «Не волнуйтесь, тетя!», «Автомобили», «Чертаново», «Пришла пора», «Шутовское королевство»…

Но незадолго до выхода этого диска «Весёлые ребята» выпустили одну из первых в СССР кассетных рок-работ «Банановые острова». В ее создании участвовали композиторы Ю. Чернавский и В. Матецкий. Позже Слободкин скажет о «Банановых островах»: «Это типичный музыкальный речитатив от Мусоргского, а вот тематика – от Чуковского. В итоге получилась речитативная «чукоккала». Типа «рэпа». Фактически мы первыми в стране «застолбили» стиль «рэп».

Позже некоторые молодежные издания признали «Банановые острова» лучшим альбомным открытием года.

«Весёлые ребята» объездили с гастролями весь Советский Союз, десятка два зарубежных стран, были лауреатами всесоюзных и международных конкурсов, фестивалей, в том числе фестиваля «Братиславская лира» (1986 г.). Общий тираж выпущенных группой Павла Слободкина пластинок составил 180 миллионов экземпляров – абсолютный рекорд среди всех рок- и поп-групп СССР и СНГ.

«Весёлые ребята» раньше всех начинали и позже всех уходили в небытие» – говорил Слободкин. Но в небытие они не ушли! Несмотря на то, что сейчас группа официально не существует, до сих пор выступает на сцене целая плеяда ярких исполнителей, воспитанных в «Весёлых ребятах». История продолжается!

«Рождественские встречи». Бывшие солисты «Весёлых ребят» Александр Барыкин, Алла Пугачёва и Александр Буйнов

Автор: Александр Суетин

ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top