Онгар Ташкенбаев: «Человека держат три троса: культура, язык, семья».

19 мая 2016
0
2220

Наша страна считается одной из самых стабильных и спокойных стран Центрально-Азиатского региона. Этому способствует множество причин, начиная от продуманной взвешенной внешней политики нашего руководства и относительного экономического благополучия в стране, заканчивая менталитетом. И всё же во времена всемирной борьбы с проявлениями терроризма и экстремизма, Казахстан не может оставаться в стороне. Как выполняется Государственная программа по противодействию религиозному экстремизму и терроризму, насколько велика опасность того, что мир и спокойствие в стране могут быть нарушены проявлениями экстремизма? Как не допустить распространения радикальных идей и уберечь молодёжь от вступления в ряды экстремистов?
Об этом наш разговор с начальником отдела Центра изучения проблем религий областного управления по делам религий Онгаром Ташкенбаевым.

– Еще недавно наш западный регион называли самым уязвимым для проникновения радикальных идей, учитывая его географическое расположение и отношение к нефтеносным регионам. За связи с такими экстремистскими группами, как движения салафитов и ваххабитов были задержаны десятки человек. Есть данные о том, что десятки, если не сотни воюют сейчас в Сирии совместно с террористами так называемого ИГИЛ. В настоящее время эта ситуация как-то изменилась?

– В западных регионах Казахстана эта проблема не стояла и не стоит так остро, как в южных областях страны – Туркестане, Шымкенте. Но попытки внедрить радикальные идеи были не только в западных и южных областях, но и по всему Казахстану. Из России воевать в рядах террористов в Сирию, Египет, на Северный Кавказ уехали, по официальным данным, пять тысяч человек, у нас такого нет. У нас сильная вертикаль власти, поэтому не удалось расшатать ситуацию.

– Тем не менее, время от времени в СМИ появляются сообщения о том, что молодые люди в одиночку и даже семьями уезжают в Сирию или в другие страны, где идут войны, большинство погибают, но кто-то может и вернуться. И это, считают специалисты, самое опасное, потому что, вернувшись, они начнут вербовать в свои ряды новых членов из числа молодых людей с неокрепшими умами. Почему они уходят? Через какие каналы происходит вербовка?

– Во-первых, молодые люди туда уходят не сами, не по своей воле – их здесь предварительно «обрабатывают». Основным каналом вербовки является Интернет, никакой «фишки» в этом нет, это известно. Они начинают углубляться в эти идеи, им обещают там райскую жизнь, и они поддаются на эту пропаганду, теряют свою идентичность.

Сайты, пропагандирующие радикализм, ваххабизм, закрывают, но держать под контролем Интернет невозможно. На пропаганду ваххабизма тратят огромные деньги, противостоять этому очень сложно. Даже если известно, что молодой человек заинтересовался какими-то идеями, то за это его не посадишь, к каждому молодому человеку, который «копается» в Интернете, полицию не приставишь. Запретами вообще в этом деле многого не добиться.

– Так что же делать, как уберечь молодежь от вредного влияния?

– В первую очередь, должен быть контроль со стороны родителей. Если их сын или дочь «просиживают» на сомнительных сайтах, начинают по ним изучать религию, то это должно их насторожить. Религию нужно изучать в мечети, у имамов. Одна из причин увлечения радикальными идеями – это религиозная неграмотность.

– Но одно время именно мечети стали источником распространения радикальных идей. Об этом даже Президент говорил, что, мол, съездят якобы на обучение в какую-нибудь арабскую страну, а потом возвращаются и начинают в мечетях вещать что попало, и никто их не контролирует.

– Раньше было, сейчас такого нет, в мечетях все имамы проповедуют традиционный ислам, сейчас все знают, что ваххабизм – это неправильно, что терроризм и экстремизм не имеют никакого отношения к настоящему исламу. Сейчас в мечетях работают грамотные имамы, они повышают религиозную грамотность населения. Радикалы теперь в мечети не ходят.


Государство должно пресекать экстремизм и радикализм, откуда бы они ни исходили. Мы должны формировать новые надёжные механизмы преодоления социальной, этнической и религиозной напряжённости и конфликтов. Необходимо жёстко пресекать деятельность нетрадиционных сект и сомнительных псевдорелигиозных течений. Нам нужно усилить профилактику религиозного экстремизма в обществе, особенно в молодёжной среде.

(Из Послания Президента Республики Казахстан народу Казахстана
о программе противодействия религиозному экстремизму и радикализму)


– Все-таки, почему для одних людей радикальные идеи не приемлемы, а другие довольно легко поддаются?

– Есть люди легко внушаемые, есть такие, которых не просто в чем-то убедить. Но главное не это. Главное то, что держит человека. Это, прежде всего, его идентичность, внутреннее ощущение своей причастности к родной земле, к своему народу. Три троса, которые его держат – это культура, язык, семья. Вот эти три вещи держат человека. Нет культуры – обрывается один трос. Нет семьи – обрывается второй. Человека, у которого нет корней, легко пересадить на чужую почву, внушить ему чуждые идеи.

– Но ведь не все едут туда по идеологическим соображениям, многие едут за лучшей жизнью. По каким соображениям больше уходят в ИГИЛ – по идеологическим или за «лучшей» жизнью?

– Больше – по идеологическим. И за лучшей жизнью тоже. Вербовщики проходят обучение и знают психологические приемы – как лучше «промыть» мозги. Они умеют найти в человеке его слабые стороны: одному обещают справедливость и богатство, другому любовь и уважение, третьему – рай после «праведной» смерти. Когда человек зомбирован, он уже не имеет своей воли.

– И тогда его могут использовать в любом качестве – смертника или детонатора для дестабилизации обстановки в стране, регионе. Если нарисовать обобщенный портрет тех, кто поддается такой пропаганде, то как он будет выглядеть – возраст, образование…

– Это в основном молодые мужчины в возрасте до тридцати лет, со средним образованием, чаще из сельской местности, безработные. Есть среди них семейные.

– Что делается для того, чтобы укрепить в молодых людях те «тросы», которые держат их, уберегают от экстремистских идей?

– В этом направлении проводится большая воспитательная работа. Объясняем, что экстремистские течения вербуют в свои ряды несознательных граждан, толкают их на преступления, которые якобы оправдываются «свыше». Но ислам не оправдывает никаких преступлений против человечности и осуждает любое убийство. Разнообразие и разрастание сетей нетрадиционных религий и сект приводит к тому, что молодежь зачастую просто путает общепризнанные мировые религии с сектами, занимающимися, в лучшем случае, вымогательством, в худшем – более тяжелыми преступлениями и терроризмом. Без грамотного разъяснения и профилактики радикальной религиозной идеологии в наше время просто не обойтись. Поэтому Агентство по делам религий во все регионы страны направляет группы специалистов и ученых-религиоведов для встреч с молодежью и верующим населением.

Мы идем в школы, в учебные заведения, объясняем, что такое традиционный ислам, проводим беседы, различные акции, организуем обучающие семинары, снимаем пропагандистские ролики. Сейчас у нас достаточно квалифицированных специалистов в области религиоведения, политологии, теологии, которые способны доходчиво объяснить молодежи, в чем опасность радикальных идей, и что настоящий ислам ничего общего с этими идеями не имеет. Мы вовлекаем молодежь в процесс профилактики экстремизма и терроризма. Вот недавно были подведены итоги творческого конкурса «Храни культуру, не продавай веру». В конкурсе приняли участие 20 тысяч учащихся школ, лицеев, колледжей, высших учебных заведений. На конкурс было представлено двести работ по шести номинациям: лучший рисунок, лучшее стихотворение, лучшая театральная постановка, лучший видеоролик. Цель конкурса – профилактика религиозного экстремизма и терроризма среди молодежи, содействие в укреплении межэтнического, межрелигиозного согласия. Здесь все идет в комплексе – воспитание толерантности, критического отношения к деструктивным религиозным течениям, формирование активной гражданской позиции, знание истории своей страны, гордости за ее героев, создание условий для культурного, духовно-нравственного, патриотического, физического развития детей и молодежи.

– То есть, самая действенная вакцина от ИГИЛ – это патриотизм?

– Совершенно верно. Если человек любит свою страну, свой народ, уважает его язык, культуру, историю, традиции, обычаи, если все это ему привили с детства, воспитали в школе, институте, в обществе, он никогда не поддастся чуждым идеям, не уедет в чужую страну погибать неизвестно за что. Ни одно общество не может жить без веры, без идеологии. Если ее нет, то этот вакуум чем-то заполняется.

По телефонам 144 и 24-46-46 можно получить ответы на все интересующие вопросы, связанные с религией.

ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top