Он поднял завод и посёлок

17 сентября 2020
0
372

В эпоху перемен немало предприятий меняют названия (а то и профиль), но многие горожане называют их по-старому. В числе таких объектов – завод СМО (строительно-монтажного оборудования), нынешний литейно-механический. Это одно из старейших предприятий Уральска.

Закалённый в боях

6 декабря 1941 г. на станцию Деркул прибыл первый эшелон с оборудованием эвакуированного с города Усмани Воронежской области литейно-механического завода. В январе 1942-го он начал выпускать мины и снаряды. Однако наиболее яркие страницы в истории завода связаны с именем Кирилла Яковлевича Каштана.

Он родился в 1918 г. в селе Антоновка Хмельницкой области на Украине в крестьянской семье. В 1939 г. окончил Бердичевский машиностроительный техникум и до декабря 1940 г. работал техником-технологом на Мелитопольском заводе имени Воровского.

В 1940 г. Кирилл Каштан призывается в ряды Красной Армии. Великую Отечественную войну он встретил на западной границе СССР. Затем Каштан направляется в Оршанское лётное училище, в качестве курсанта участвует в боях с немецкими захватчиками.

После окончания училища в Орше Кирилл Яковлевич прошёл подготовку в Ворошиловградском училище лётчиков-штурмовиков, которое в то время базировалось в Уральске.

На фронте Каштан прошёл большую жизненную школу. Проявляя смелость, отвагу, он закалил свой характер, любые задания выполнял ответственно и профессионально. Эти качества очень пригодились ему уже в ближайшем будущем.

В 1946 г. Каштан как специалист промышленности увольняется из рядов Советской Армии. В том же году он поступает на завод им. К. Ворошилова в отдел труда. В 1953 г. Кирилла Яковлевича назначают его начальником. Через пять лет Каштан заканчивает Ленинградский кораблестроительный институт и возвращается на «Ворошиловский».

В сентябре 1965 г. Уральским горкомом партии он выдвигается на должность главного инженера завода СМО, а в декабре того же года назначается директором этого предприятия.

Мост для Уральска

Завод выпускал бурильные установки, чугунные и канализационные люки, трубогибочные станки, чугунную фасовину и строительную технику. С приходом Каштана налаживается производство навесного оборудования к трубоукладчикам, оконно-рамочных переплётов и начинается техническая реконструкция.

Объём производства вырос на 600 000 рублей и составил в 1970 г. более 2 000 000 рублей. Численность работающих возросла до 600 человек.

Большой проблемой для заводчан и жителей посёлка было отсутствие автомобильного моста через Чаган. Приходилось подвозить рабочих на автобусе до железнодорожного моста, по которому они переходили на другой берег. Там их ждал другой автобус, на нём они и добирались на работу. Имелся ещё один путь – вкруговую по саратовской трассе…

Кирилл Яковлевич, будучи человеком дотошным, каким-то образом узнал, что в одном из близких Приуралью регионов Союза отложили строительство моста. Кирилл Яковлевич вышел на высокие союзные инстанции и смог договориться о перевозке в Уральск уже подготовленного для строительства моста оборудования.

Долгожданное сооружение скоро начало действовать. Если бы не настойчивость и хозяйская смекалка Каштана, Уральск долго бы мучился без автодорожного моста через Чаган. При финансовом участии завода заасфальтировали дорогу, соединяющую посёлок с городом.

Директор СМО огромное внимание уделял СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ. В 1970 г. построен первый пятиэтажный жилой дом и несколько коттеджей для рабочих, прокладываются газопровод и водопроводные сети, возводятся два детсада, 12-я средняя школа. Инфраструктура посёлка Деркул во многом формировалась благодаря заводу СМО и на его средства.

Чествование участников Великой Отечественной войны на площади около завода СМО

С заботой о людях

Кирилл Яковлевич Каштан проявил себя принципиальным, требовательным руководителем. Он не терпел некомпетентности и разгильдяйства. В то же время Каштан очень близко воспринимал чужую боль, проблемы, всегда стремился помочь людям.

Особое внимание Кирилл Яковлевич уделял сплочению своих работников в крепкий коллектив. Он был убеждён: люди должны не только работать, но и культурно, с пользой для здоровья отдыхать. Поэтому заводчане нередко выезжали на природу, участвовали в спортивных соревнованиях.

Трудовую славу заводу СМО в период руководства Кириллом Яковлевичем создавали начальник ремонтного участка Геннадий Владимирович Малышев, слесарь, спортивный организатор Геннадий Васильевич Малышев, токари Юрий Потанин, Николай Щеглов, плавильщик металла Юрий Великанов, работница литейного цеха Гульфария Беришева, начальник отдела труда и зарплаты Анатолий Степнов и другие.

В 1976 г. построен литейный цех с общим объёмом литья 10 000 тонн. При вводе его в эксплуатацию объём производства по заводу достиг 4 500 000 рублей в год.

В ознаменование 25-летия Победы в Великой Отечественной войне силами завода при активном участии подшефной школы № 12 воздвигнут памятник-обелиск павшим воинам-землякам, заложен сквер, где жители Деркула стали ежегодно отмечать День Победы.

Завод СМО из отстающих выдвинулся в число передовых. Он награждался переходящим Красным Знаменем Минтяжстроя Казахской ССР за победу в социалистическом соревновании, дипломами, заносился на городскую Доску Почёта. Эти успехи стали возможными благодаря самоотверженной работе всех заводчан во главе с Кириллом Яковлевичем Каштаном, который руководил предприятием до 1978 г.

Он награждён орденом «Знак Почёта», семью медалями, многочисленными грамотами. Скончался Кирилл Яковлевич 19 сентября 1989 г.

На бывшем заводе строительно-монтажного оборудования, ныне ПК «Уральский литейно-механический завод», свято чтут память о Кирилле Яковлевиче Каштане – замечательном человеке.

Фото автора

Обсуждение закрыто.

ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top