Обыкновенное чудо

9 февраля 2017
0
1189

«Смеркалось; на столе, блистая,
Шипел вечерний самовар,
Китайский чайник нагревая»

                                     А.С. Пушкин
                           «Евгений Онегин»

Недавно в областном Центре детско-юношеского туризма и экологии сотрудниками дома-музея Е. Пугачёва была организована выставка «В зеркальном блеске самовара…». Экспонаты представлены фондом историко-краеведческого музея.

Областной музей является хранителем редчайших экспонатов разных эпох,  сокровищницей интересных и редких коллекций, рассказывающих об истории быта населения Приуралья. Это один из старейших музеев Казахстана. За длительный период существования он прошел трудный путь становления и развития. Музейный фонд в настоящее время насчитывает свыше 130 тысяч единиц хранения по разделам документального фонда, живописи, одежды, предметов быта и.т.д. Одним из интересных коллекций является собрание самоваров. Там представлены интересные образцы самых знаменитых тульских фабрик второй половины XIX века: братьев Алексея и Василия Баташевых, братьев Шемариных, семейства Тейле и других. Самовары, самовары походные, самовары малых объемов, сувенирные – все эти разновидности представлены в нашей коллекции. В фонды музея самовары поступили в основном от жителей города и районов области.

Предмет этот ныне является исчезающим видом. Долгое время за самоваром признавалась лишь утилитарная функция. Это одна из причин того, что старинных сосудов сохранилось крайне мало. Вторая причина: за годы советской власти было уничтожено 96% всех изготовленных самоваров. С каждым годом настоящих антикварных становится все меньше и меньше, найти их все труднее, и, возможно, скоро они исчезнут из продажи и останутся только в частных коллекциях и музеях.

Их форма постоянно упрощалась, пока не приняла вид привычной нам банки. А прежде они были и цилиндрические, и особо популярные – в форме вазы или усеченного конуса, позже появились шаровидные. Самые редкие и дорогие делались из серебра, кустарные – из жести, а наиболее распространенные – из меди, никеля и латуни.

XIX век – «золотой век» самоварного дела в России. Каждая фабрика старалась придумать свой непохожий на другие самовар. Отсюда такое разнообразие форм: конические, гладкие, граненые, шарообразные, в стиле, воспроизводившем античные формы амфор. Крайне разнообразны были размеры и емкости: от стакана до двадцати литров. В конце XIX – начале XX века имели самые различные обиходные названия, указывающие на форму: «банка», «рюмка», «ваза», «желудь», «дуля», «репка», «пасхальное яйцо», «пламя» и другие. Такие же самовары можно увидеть и в нашей коллекции.

Первоначальной родиной самовара в России является Урал. До сих пор можно встретить в различных источниках повторение старой легенды, согласно которой самовар в Россию из Голландии завез Пётр I, но в действительности самовары появились через полвека после смерти царя. Родиной самоваров считают Тулу, однако, исторические факты свидетельствуют о том, что первенство принадлежит Суксуну. В документах 1740 года впервые упомянут 16-фунтовый медный луженый самовар, изготовленный на Суксунском заводе. А про тульский первое упоминание историки нашли лишь в 1746 году. В то же время, бытует мнение об одновременном начале производства – заводы в Суксуне и Туле принадлежали Демидовым, а перевезти мастеров для Демидовых из одного места в другое не представляло особого труда… Самовар стал фирменным знаком и символом Суксуна. В 1850 году в одной только Туле было 28 самоварных фабрик.

Самовар – устройство для кипячения воды и приготовления чая. Первые упоминания о нем относятся к 1567 году, когда Петров и Ялышев побывали в Китае и описали растение и напиток, из него приготовляемый. Однако только в 1689 году, после подписания знаменитого Нерчинского договора о торговле с Китаем, чай начинает распространяться. Восточный напиток оказался настолько популярен, что повлек за собой появление другого неотъемлемого атрибута застолья – самовара.

Хочется остановиться на  маленьком самоваре в форме «вазы». На нем клеймо «Паровая фабрика Р.А. Тейле в Туле». Рейндгольд Эрдман Тейле приехал в Тулу в 40-х годах XIX века из Пруссии. В 1870 году он открыл небольшую фабрику. Основной продукт – самоварные детали, запчасти. В дальнейшем Рейнгольд Тейле женился на Берте Данневит, уроженке Саксонии. В 1879 году Рейнгольд подает прошение в департамент торговли и мануфактур на утверждение образца клейма, которое он намеревается накладывать на свои самовары. Фабрика развивалась и приносила хороший доход, выпуская не только самовары разных видов, но и другие хозяйственные товары. В середине 80-х годов XIX века фабрика Тейле сгорела дотла. Хозяин восстановил ее, но объемы уменьшились. Скоро случился еще один пожар, который сделал положение еще хуже. После ремонта Р. Тейле продал ее в 1891 году Александру Степановичу Баташеву, сам поступил к нему управляющим.

Самым интересным экспонатом был походный самовар, который делится внутри на две части. С одной стороны, возможно, готовили еду, а с другой кипятили воду для чая.

Приборы такого типа давно были известны в Китае, они служили именно для приготовления горячей воды. Как китайские, так и японские сосуды для кипячения воды («хого», «цибати») имели все основные конструктивные признаки самовара: объединенные в одной конструкции сосуд для воды, жаровню для углей и трубу, проходящую через сосуд.  Издавна самоварные устройства известны в Иране. На археологических раскопках в Азербайджане обнаружены глиняные самовары, возраст которых составляет не менее 3 600 лет.

Неизменный атрибут городского быта XIX и начала XX веков, самовар упоминается едва ли в каждом значительном произведении русских писателей той поры. Без самовара не обходится ни одна сцена семейного чаепития.

Отношение к самовару у большинства очень теплое, он является для них символом домашнего уюта, семейного очага. Он был не только востребованным, но и дорогостоящим предметом быта.

Всё возрастающий интерес к истории самовара как самобытного предмета русского декоративно-прикладного искусства и быта обуславливает собирательство во многих музеях.

Это медное чудо имеет живую душу, так как вечны понятия, олицетворением которых всегда был самовар: гостеприимство и радушие, дружеское общение, домашний покой и уют.

Целью выставки явилось ознакомление с историей возникновения самовара, а также предоставление информации об интересных и редких видах, рассказывающих о быте населения Приуралья.

В церемонии открытия выставки приняли участие члены кружка «Жас тұлға», участники круглого стола, сотрудники Центра и представители СМИ.

В. Нажмеденова,
заведующая филиалом Дома-музея Е. Пугачёва
Фото: Ярослав Кулик

Добавить комментарий

ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top