Обратной дороги нет. Машиностроение как локомотив казахстанской экономики

5 января 2017
0
2518

В конце 2011 года в рамках рабочего визита Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева в Москву произошло историческое событие: таможенная тройка – Казахстан, Россия и Белоруссия – вышла на новый виток интеграции. В ходе встречи глав трёх государств были подписаны документы, закладывающие основу для формирования с 1 января 2012 года Единого экономического пространства (ЕЭП), а также создана Евразийская экономическая комиссия. Три страны в рамках Таможенного союза идут к ЕЭП с последующим развитием Евразийского экономического союза. Самая многообещающая в Центральной Азии экономика Казахстана сформировалась, но её экспортно-сырьевая направленность ещё даёт о себе знать.

Сырьевой синдром

Казахстан, как и Россия, богат природными ресурсами, в том числе нефтью и газом. Однако уровень развития любой страны зависит прежде всего от уровня развития машиностроения, так как эта отрасль требует наличия высокого уровня науки, сложной производственной технологии, соответствующего оборудования, высококвалифицированных кадров и солидного финансового капитала.

Со страной, где развито машиностроение, будут стремиться установить тесные партнерские отношения все больше государств. Развитость машиностроения предоставляет возможность широкого маневра на экономической арене, налаживания поставок продукции машиностроения, в том числе в менее развитые страны. А это новые рынки сбыта, а значит финансовое благополучие Казахстана. Поэтому необходим объективный и честный анализ ситуации в казахстанском машиностроении.

Лидерами в машиностроительном производстве являются США, Германия и Япония. К ним приближаются бывшие аграрные страны – Испания, Греция, Бразилия, Аргентина, страны Юго-Восточной Азии. Доминирующее положение этих стран обусловлено наличием мощного научно-технического потенциала и правильной ориентацией в тенденциях и направлениях развития мирового машиностроения. Разработка и выпуск новых наукоемких видов продукции машиностроения, как одно из направлений, является основным в этих странах.

В СНГ в области машиностроения лидируют Россия, Белоруссия и Казахстан. Уровень украинского машиностроения, которое в советское время занимало второе место после РСФСР, сегодня заметно упал.

Директор «Центра экономики и финансового инжиниринга» Айбек Кажкен обратил внимание на примечательный факт. Если производство продукции массового потребления, основанное в большинстве случаев на сборочном производстве с использованием импортных узлов, агрегатов и комплектующих в Казахстане более развито, то производство наукоемкой продукции незначительно. Из 37-ми подотраслей укрупненной отрасли машиностроения развиты 14 подотраслей и металлообработка.

С 1990 по 1999 г. объем производства машиностроительной продукции упал в Казахстане в пять раз, одной из главных причин чего стало почти полное прекращение государственного финансирования и неразвитость государственного лизинга. Сказалось также дробление крупных предприятий и создание на их основе неконкурентоспособных мелких производств, слабое внимание подготовке кадров для машиностроения.

Вопросы развития отечественного машиностроения предмет пристального внимания Президента Нурсултана Назарбаева и Правительства. Стало очевидным, что дальнейшее продолжение политики развития промышленности, ориентированной на добычу сырья, в ущерб нуждам обрабатывающих и перерабатывающих отраслей, чревато самыми серьезными последствиями для будущего страны. Назрел решительный поворот экономического курса на путь интенсивного наращивания производственного и научно-технического потенциала обрабатывающей и перерабатывающей отраслей, в первую очередь машиностроительной промышленности.

Стало увеличиваться госфинансирование машиностроения, что позволило в 2007-2010 годах оживить производство. Это хорошо видно на примере Уральского завода «Зенит», который наладил регулярный выпуск сторожевых пограничных судов.

Главным фактором, ограничивающим эффективность использования мощностей машиностроительных заводов Казахстана, стала недостаточная конкурентоспособность выпускаемых ими изделий и связанный с этим низкий спрос на продукцию. Причина – низкое техническое состояние активной части производственных фондов, неконкурентоспособность на стадиях жизненного цикла изделий ввиду использования устаревшей технологии, отсутствие систем менеджмента качества, слабый маркетинг, узкая номенклатура продукции машиностроения.

Потенциал – в дело!

Задача перед руководством Казахстана встала чрезвычайно сложная – возродить машиностроение, причем как можно в более короткие сроки. Иначе наша страна с ее топливно-сырьевыми экономическими приоритетами при всем желании не сможет войти в число 50-ти самых развитых стран мира.

Пока переключались финансово-административные рычаги, дали о себе знать другие механизмы – рыночные. Дело в том, что с 1999 по 2003 годы число крупных и средних предприятий машиностроения снизилось с 1876 до 208. При этом неуклонно возрастал общий объем производства и падала численность промышленно-производственного персонала. Это, как особо отмечал Айбек Кажкен, свидетельствует о позитивном развитии за счет интенсификации производства, роста производительности труда.

Необходимо также отметить общий рост предприятий машиностроения, что связано с развитием малого предпринимательства. Стали приниматься меры по налаживанию собственного производства комплектующих, материалов и других ресурсов. Пока все это поставляется из России и других стран СНГ, что с учетом высоких транспортных расходов приводит к удорожанию продукции казахстанского машиностроения.

Несмотря на то, что Казахстан располагает высоким научным, научно-техническим потенциалом и высоко-квалифицированными специалистами, достаточным количеством учебных заведений, в машиностроении квалифицированных кадров явно не хватает. В начале 2000-х годов техническое и профессиональное образование явно не соответствовало требованиям работодателей и рынка труда по уровню квалификации работников. Система образования, особенно ее конечная составляющая – вуз, не в полную силу вошли в рынок товаров и услуг. Они не участвовали в реализации кадровых программ регионов и плохо знали требования потенциальных работодателей.

Не случайно Президент Нурсултан Назарбаев в своих посланиях народу Казахстана и выступлениях поставил задачу привести техническое и профессиональное образование в соответствие с требованиями времени. Ведь сегодня рынок стимулирует потребности в образовании и науке, а тут еще Казахстан вступил в ВТО, в мире нарастают процессы глобализации. А это увеличивает спрос на высокоинтеллектуальный труд и научные разработки.

Для возрождения машиностроения и его дальнейшего развития необходимо открыть новые проектные, конструкторские бюро, отраслевые научно-исследовательские институты высшей квалификации, центры сертификации, информации, стандартизации, нормоконтроля, испытательные станции, органы технадзора, опытно-экспериментальные базы…

Предстоит большая и очень трудная работа, требующая недюжинного терпения. Но по-другому нельзя. Иначе наша страна так и останется сырьевой республикой.

Выгоды интеграции

Есть еще один рычаг, который может придать казахстанскому машиностроению мощный импульс. Речь идет о политических процессах в СНГ и интеграционных инициативах Нурсултана Назарбаева.

В одном из интервью казахстанский Лидер отметил:

«… Казахстан осуществляет мощную программу индустриализации. Только за два года будет введено 350 предприятий, и обрабатывающая промышленность уже начинает преобладать в экономике. Это огромная работа для всей страны и всех граждан» («Казахстанская правда», 22.11.2011).

То есть, отход от сырьевой направленности экономики начался. Чтобы его ускорить, необходимо использовать выгоды интеграции Казахстана, России и Белоруссии. Согласование тарифов на услуги монополий, размеров государственного долга, уровней инфляции, безработицы и, конечно же, падение административных и таможенных барьеров улучшит функционирование казахстанской экономики, позволит наладить собственное производство комплектующих изделий, материалов, удешевить транспортные расходы. Тогда, при условии повышения качества продукции, конкурентоспособность нашего машиностроения возрастет.

В октябре 2016 года в Астане на площадке Службы Центральных коммуникаций состоялась пресс-конференция с участием министра по инвестициям и развитию Жениса Касымбека. Он назвал сферы, наиболее привлекательные для инвесторов:

«Мы видим, что идёт увеличение инвестиций в отдельные таргетируемые отрасли программы индустриализации: в химическую промышленность фармацевтику, машиностроение. Положительная динамика в привлечении иностранных инвестиций наблюдается благодаря улучшению инвестиционного климата».

Глава ведомства рассказал и о планах экспорта выпускаемых в Казахстане автомобилей: «Мы планируем выйти на крупносерийное производство автомобилей к 2025 году, достичь 50% локализации в ближайшие три года, начав экспорт автомобилей в Россию и Центральную Азию».

Дело в том, что в последнее время в Восточном Казахстане наращивается сборка иномарок, развиваются контакты с российским «АвтоВАЗом»: летом 2016 года в регионе побывал новый глава этого автогиганта Николя Мор. «АвтоВАЗ» заинтересован в продвижении своей продукции на обширные рынки Центральной Азии. Сотрудничество с российскими коллегами может оказаться очень полезным для казахстанских автопроизводителей и в плане приобретения нового опыта, и в плане дальнейшего развития своего производства.

Возрождение казахстанского машиностроения, реализация перспективных, в том числе совместных с Россией и другими странами, проектов позволит создать немало новых рабочих мест.

Машиностроение как стержень экономики должно стать локомотивом ее развития. Необходимо продолжать научные изыскания в этой области, собирать объективную информацию о положении дел как в экономике в целом, так и в машиностроении, изучать мировой опыт и вырабатывать конкретные научно обоснованные предложения.

Время сырьевых приоритетов для Казахстана прошло. Наступило время инноваций, современных технологий, большой науки, работающих на экономику. Процесс пошел, главное – не расслабляться. Обратной дороги нет!

Автор: Александр Суетин
Фото: Ярослав Кулик

ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top