Объединяющий фактор

29 сентября 2016
0
871

Кластерный подход как инструмент повышения конкурентоспособности регионов, инновационного развития их экономики является новым направлением в региональном развитии страны. Основной целью инициативы является создание условий для максимального использования конкурентных преимуществ Казахстана в развитии несырьевого сектора экономики на основе вовлечения частных бизнес-структур в сферу индустрии. Создание кластеров – это не только развитие экономики, но и один из путей выхода из кризиса. Директор центра кластерного развития АО «Казахстанский институт развития индустрии» Тимур Шалабаев объяснил, что такое кластерный подход.

Тимур Шалабаев (второй слева) в составе рабочей группы

– Тимур Махмутович, поясните, что значит кластерное развитие?

– Кластер – это производственная система, состоящая из группы предприятий, объединенных между собой в единую технологическую цепь, где первичный продукт проходит все стадии переработки до конечной продукции. Как у любой системы, у кластера есть определенные свойства. Это глубина переработки продукции, охват цепи производств, степень сложности данных видов производств, потребность в финансах, кадрах, оборудовании, степень вовлечения в кластер национальной экономики. Имеет значение, насколько его конечная продукция конкурентоспособна, будет ли она пользоваться спросом во внутреннем и внешнем рынках, является ли сырье быстро возобновляемым. Не на последнем месте роль кластера в деятельности региона, государства, решении социальных интересов. По функционированию кластер – замкнутая система, находящаяся под единым управлением. Исходя из этого, при создании кластера мы должны выяснить все его достоинства и недостатки. Только после этого принимать решение, где этот кластер использовать с поддержкой государства. Если говорить совсем простым языком, то кластер – это неофициальное объединение нескольких предприятий на одной территории, которые работают в одной сфере. Между собой объединятся производители, переработчики и сбытчики.

– Была ли попытка развития кластерного подхода в прошлом?

– Да. 12 лет назад. Тогда даже приглашали автора кластерной теории господина Портера. Работали целые направления, но в то время ситуация в стране, сам казахстанский бизнес были другими. За эти 12 лет мы шагнули далеко вперед. В стране появились новые компании, освоены новые рынки.

– По каким направлениям будут создаваться кластеры?

– В обрабатывающей промышленности. В числе других: транспортная логистика, лёгкая промышленность, строительные материалы, пищевая промышленность, туризм и нефтегазовое машиностроение. Для успешной реализации кластерной инициативы предусмотрены общесистемные меры по совершенствованию законодательства, созданию элементов инфраструктуры, реализации конкретных инвестиционных проектов и решению вопросов кадрового обеспечения.

– Внедрением данного проекта занимается АО «Казахстанский институт развития индустрии»?

– Да, наш аналитический центр, который также является оператором программы «Производительность – 2020». Мы мониторим ход реализации государственной программы индустриально-инновационного развития и параллельно запускаем новый проект по стимулированию кластерного развития в стране. Проект предполагает в пилотном режиме поддержку кластеров обрабатывающего сектора, то есть не связанных напрямую с добычей минеральных ресурсов.

Задача, которую на данный момент перед нами поставило правительство, – объехать всю страну, встретиться с представителями компаний, акиматов, предприятий исходя из специализации региона. Мы заранее проводим «кабинетное исследование» на предмет выявления концентрации активных компаний в регионе. Рассматриваем их по классификации экономической деятельности, рассматриваем историю развития. Необходимо выяснить какая из них может взять на себя ответственность – объединить вокруг себя другие компании, занимающиеся в этом секторе.

В первый день в ЗКО встретились с заместителем акима области, посетили предприятие ТОО «Кублей», поговорили с предпринимателями и так далее.

Нам задают вопрос: «Зачем нам объединяться»? Приходится объяснять, ассоциация неформальная. Мы не соединяем активы, не принуждаем к сливанию капиталов, объединяем по общности проблем и задач, которые стоят перед ними.

В вашу область приехали уже зная, что здесь активно развивается мясоперерабатывающая отрасль, а также транспортная логистика. Кластер «Транспортная логистика» осуществляется в рамках реализации Транспортной стратегии РК. В данном кластере будут решаться вопросы развития и модернизации транспортной инфраструктуры (автомобильных и железных дорог, объектов придорожного сервиса), а также совершенствования контейнерных перевозок, расширения географии автомобильных перевозок, приведения отечественных стандартов в соответствие с международными требованиями и совершенствования нормативной правовой базы. Вокруг этих направлений сконцентрируется определенное количество компаний, в большей степени малый и средний бизнес.

Встреча с предпринимателями ЗКО

– Какова ситуация по стране?

Каждый регион уникален, но везде есть возможность создавать кластеры и их развивать. В некоторых областях что-то похожее уже имеется. Например, в ЮКО мелкие фармацевтические предприятия объединились в три крупные компании: АО «Химфарм», ТОО «КазМедПрибор», ТОО «Зерде – Фито». Приглашена в кластер Медицинская Академия, готовящая фармацевтов. Сюда же вошла Ассоциация дистрибьюторов фармацевтической продукции РК. Данный пример не единичный. В Алматы активно работает ассоциация по направлению легкой промышленности. В рамках кластера «Строительные материалы» создана индустриальная зона в Астане. На ее территории реализуются проекты по производству столярных, бетонных, железобетонных изделий и конструкций. Планируется также строительство заводов по изготовлению сухих строительных смесей, мебели, каркасного домостроения.

В Алматинской области в настоящее время на стадии реализации проекты по производству керамзитового кирпича, керамо-гранитной и кафельной плитки, минеральной плиты (стекловолокно) для сэндвич-панелей. В целом наблюдается рост объемов продукции строительных материалов по всему Казахстану. Как считают специалисты, это происходит за счет увеличения объемов строительства в рамках реализации государственной жилищной программы.

В кластере «Строительные материалы» продукция имеет широкий ассортимент, между производителями которой в большинстве случаев устанавливаются горизонтальные связи. Поэтому кластерный подход ко всему ассортименту строительных материалов невозможен. В данном случае можно выделить только направления, где возможно применение этой системы «Производство мебели и изделий из дерева» или «Производство лако-красочной продукции».

После проведенного конкурса комиссия отберет шесть кластеров, с которыми в течение двух-трех лет будут работать специалисты.

Многие компании ошибочно принимают вертикальные интегрированные холдинги как кластер. Условно есть переработчик, который в себя объединяет несколько производственных объектов: крестьянские хозяйства, откормочные базы, завод по переработке. Это единая система, во главе которой стоит одна компания. Кластер же объединяет несколько компаний. Мы с ними начнем работу, проведем анализ деятельности, затем объясним, какие факторы мешают грамотно развиваться. Причины могут быть разные: технологические, административные, налоговые, подготовка кадров. Также поможем разработать планы на перспективу. В списке вопросов – увеличение объема производства, оптимизация процессов, освоение новых рынков, производство новых видов продукции. На развитие кластера государством оказывается безвозмездная материальная поддержка.

– Создание кластеров – мировой опыт?

– Это мировой опыт поддержки малого и среднего бизнеса. Они активно развиваются в Европе, Южной Америке, в том числе Бразилии, Чили. Мы знаем конечные изделия кластеров-брендов. Всем известно качество итальянской мебели, а также итальянских колготок, в том числе фирмы Sanpellegrino. Это продукты кластеров. На одной территории работает 200-300 маленьких компаний, которые занимаются производством колготок и их реализацией. Кластер Монтебеллуна в Венеции объединил 428 компаний. Это мировой дилер в производстве спортивной обуви для технических видов спорта (мото-, велоспорт), лыжных ботинок. Промышленный округ Манцано в области Фриули-Венеция-Джулия производит 80% стульев в Италии и 50% в ЕС. Производство сконцентрировано в трех городах: Мантацо, Сан-Джовани и Натизоне. Здесь 1200 компаний с общим числом работников 15000. Из которых 37% заняты на конечных стадиях производства, 27% делают полуфабрикаты или отдельные детали, 26% – посредники.

– Когда стартовал пилотный проект?

– В активной фазе мы находимся с весны этого года.

– Всегда ли со стороны предпринимателей встречаете понимание?

– Ситуация 50/50. Одни вникают, в суть дела сразу, загораются, интересуются, спрашивают. Другие относятся скептически, не считают нужным садиться за один стол, как они считают, с конкурентами. Но мировой опыт ведения бизнеса показывает, рано или поздно к этому прийти придется.

– Какие ключевые критерии отбора предприятий?

– Комиссией будут рассмотрены: уровень развития цепочки добавленной стоимости, благоприятная среда в регионе, предполагаемое социально-экономическое воздействие на отрасль и регион. Перспективы развития кластера.

– Спасибо за разговор.

Фото автора

Добавить комментарий

ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top