Объединяясь, возрождаться

28 мая 2015
0
2446

Анатолию Александровичу Авилову 70 лет, но на возраст он не обращает внимания. В прошлом полковник милиции, сейчас ведет активную работу по возрождению казачьей культуры и воспитанию молодежи в её духе. 15 лет возглавляет общественное объединение «Уральско-Яикское казачество». Под его руководством казаки занимаются благотворительностью, восстанавливают церкви, а также выпускают газету «Казачьи ведомости».Он родился 21 ноября, в день Архангела Михаила – покровителя яикских казаков, чей лик изображен на полковом знамени общины. Стоял у истоков создания «Союза казаков Казахстана» и лично жал руки двум президентам.

– Анатолий Александрович, как Вы общались одновременно с Нурсултаном Назарбаевым и Владимиром Путиным?

– Путин приезжал в Уральск вместе с Нурсултаном Абишевичем. Народ вышел их встречать. В толпе стояли и представители нашей казачьей общины. Не знаю почему, но первые лица двух стран подошли к нам, оба протянули мне руки. Я не растерялся, поздоровался с ними одновременно. К тому же удалось перекинуться с ними парой фраз. Было очень приятно. К слову, «Союз казаков Казахстана» избрал Нурсултана Назарбаева почетным атаманом.

– Расскажите о своих корнях?

– Сам родом из казачьей станицы. Мой прадед был казак, а значит дед тоже. Разговоры о казаках в семье велись всегда.

Прадед Федор Авилов потомственный донской казак. Родом из простых, но впоследствии дослужился до атамана, тому есть документальное подтверждение. Данные были найдены в московских архивах. Известно, что был переселен в Казахстан во времена столыпинской реформы. Здесь завел семью и обосновался навсегда. Алексей Федорович Авилов, отец моей матери, родился уже на этой земле.

Его я хорошо знал, он прожил долгую жизнь и умер в 102 года. До последних дней оставался в трезвом уме и светлой памяти. До первого класса я воспитывался у него. Характер у деда был твердый, рука тяжелая, а сердце мягкое. Местные казаки его уважали. Вспоминая, как он жил, я бы не сказал, что он был предан только казачеству, больше он любил землю. Долгие годы работал бригадиром на колхозных плантациях. С утра до вечера был в поле. Разжиться по-настоящему власть не давала, но хозяйство у него все-таки было крепкое: домашняя птица, овцы, несколько голов скота. Женат был два раза. Первая супруга, моя родная бабка Граня, была женщиной шустрой и строгой. Я ее тоже хорошо помню. В руках у нее всегда был посох, которым она нас иногда прикладывала, если хулиганили. Но она умерла намного раньше него. Жить один он не хотел, поэтому привел в дом другую женщину, с которой прожил долго, но и ее похоронил. В избе был красный угол, в котором стояли несколько икон. Бабушки молились, а дед проходил мимо. До конца своих дней он так и остался атеистом. Вместо молитв и поклонов читал книги, газеты, хотел быть в курсе последних событий, происходящих в стране. Свои последние дни доживал в доме сына Константина Алексеевича.

– Как Вы стали атаманом?

– Меня выбрали в 2000 году. До этого я просто состоял в казачьем обществе, возглавлял отдел безопасности. Предлагать должность пришли несколько старейшин, сейчас многих из них нет в живых. Сначала отказывался, но потом все-таки решился. Был собран Большой казачий круг, на котором проведено тайное голосование, где меня, с перевесом в 75 голосов, и выбрали. Все это мероприятие проходило в зале ДК «Зенит». После подсчета мандатов и официального объявление победителя, прошел обряд посвящения в атаманы. Это интересное действо. Так как казак без веры – не казак, мне предложили показать нательный крест. Я рассказал о своей биографии, ответил на простые вопросы старейшин и священнослужителя.

– Ты православной веры?

– Да.

– Крест нательный при тебе?

– Да.

– Покажи!

Все это время моя рука была на Евангелие. То есть нужно было говорить только правду. Потом двое есаульцев держали меня за руки, а третий ударил несколько раз нагайкой по обнаженной спине. Присутствующие три раза крикнули «Слава атаману!». Батюшка Владимир благословил. Тут же мне передали документы, печать и самый главный символ атаманской власти – булаву. Ее мы заказали на заводе «Металлист». Сейчас я храню ее у себя дома. Скоро соберемся на Большой круг, будем избирать нового атамана, символ передам ему.

– Много дел у объединения?

– Цель общественной организации – возрождение казачества, в том числе православных храмов. Проведена большая работа. Восстановили храм в поселке Серебряково. Деньги собирали всем миром. Во время революции здание бывшей церкви определили под склад.

Трагический случай произошел в тот момент, когда с храма сбрасывали колокол. Он разбился, осколком был убит один из участников осквернения.

О возрождении храма первыми заговорили сами жители. Они обратились с предложением к нам. Мы объявили сбор денег. Наняли бригаду каменщиков. Работа закипела. Крест помогла приобрести Епархия. Сейчас собираем средства на звонницу.

Построили церковь в поселке Переметное. Деньги также собирали все вместе. Помогли меценаты, в том числе Виталий Каркула. 500 тысяч выделил предприниматель, атаман «Союза казаков Казахстана» Юрий Захаров. Только на одну крышу у нас ушло 2,5 млн. тенге. Никольский храм также принял нашу помощь. Звонница была восстановлена нами, храмы в Аксае, в Дарьинске.

– Что подразумеваете под воспитанием молодежи на казачьих традициях?

– Прежде всего – это уважение к старшим. Слово старейшины для казака – закон. Приобщение к православной вере – самое главное. Все наши мероприятия проходят или в храме, или в присутствии священника. Со всеми, кто желает войти в общество, обязательно беседует священник. Если человек не крещён, проходит подготовку ко святому Таинству, и затем совершается сам обряд. И только потом происходит верстание в казаки, как правило, в храме. Детям стараемся внушить понимание ценности семьи. К слову, всего в объединение входит около 700 человек.

– Что собой представляет казачество Казахстана?

– На территории республики остались четыре бывших казачьих войска России. Это Оренбургское, Сибирское, Уральское и Семиреченское. Мы занимаем активную гражданскую позицию. В преддверии выборов Президента собирали голоса в поддержку его кандидатуры и одновременно опрашивали людей, есть ли у них родственники по линии казачьей, чтобы выяснить, сколько примерно потомков казаков живет сейчас в Казахстане. По нашим данным, около 300 тысяч.

– И все-таки, кто такие казаки?

– Итальянский купец и путешественник Марко Поло еще в XV веке писал, что «при московском царе есть посольство народа, именуемого себя казаки. Когда казаки садятся в круг и гуторят по своему, русские их не понимают». У казаков своя культура, свои песни, танцы. На все это любо-дорого смотреть. У нас имеется свой ансамбль «Михайлов день». До недавнего времени им руководила Галина Вологина, теперь руководитель Александра Щербакова.

– Раньше лозунг казаков гласил: «За Бога, царя и Отечество!». Сейчас он как звучит?

– «За веру, за мир и согласие в Отечестве!».

Фото: Ярослав Кулик
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top