Об авианосце замолвите слово

1 октября 2020
0
121

(Окончание. Начало в № 39)

Авианосец «Адмирал Кузнецов»

С падением Никиты Хрущёва тут же ушли в прошлое совнархозы и кукуруза в Заполярье, однако убеждение, что «авианосец – исчадие капиталистического ада», крепко засело в умах советских руководителей. Имелся ещё один фактор, чисто личностный. Единственный из ведущих советских военных руководителей, профессионально разбирающийся в военной технике и имеющий огромное влияние на других членов Политбюро, Дмитрий Фёдорович Устинов был противником строительства авианосцев и всячески тормозил попытки их создания.

С «нецензурными» мыслями

Новые корабли по-прежнему проектировались с упором на противолодочные операции. Главный корабль – противолодочный крейсер с авиационным вооружением проекта 1143 «Киев» заложили на Черноморском судостроительном заводе в 1970 г. В 1972-м «Киев» спустили на воду и сразу же заложили следующий крейсер – «Минск» (спущен на воду в 1975 г., вошёл в строй в 1978 г.).
И вдруг меняется классификация корабля – «Киев» стал авианесущим крейсером.

В 1976 г. корабль совершил переход из Чёрного моря на Северный флот. Впервые советские самолёты взлетали с палубы корабля вдали от родных берегов. На протяжении всего перехода «Киев» сопровождали корабли и самолёты НАТО. Михаил Никольский замечает по этому поводу следующее:

«В массовых газетах и на ТВ корабли типа «Киев» часто называют авианосцами, что в корне неверно. Хотя по своей архитектуре «Киев» действительно весьма походит на классический авианосец, а на его борту могут базироваться до 36 летательных аппаратов, в действительности он представляет собой уникальный тип боевого корабля, аналогом которому могут быть разве что линкоры-авианосцы 20-х годов» (М. Никольский, «Современные авианосцы», 2001 г., стр. 100).

По мнению Никольского, с технической стороны можно было построить нормальные авианосцы. И дальше нечто вообще потрясающее:

«Думается, появление уникальных в мировой практике интегральных авианосцев-БПК-ракетных крейсеров связано с интригами в военно-политическом руководстве страны, попыткой любой ценой протащить самолёт на палубу корабля. Слово «авианосец» по-прежнему в верхах относилось к НЕЦЕНЗУРНЫМ» (выделено мной – А.С., там же, стр. 104).

Между тем авианосцы США буквально расползлись по всей планете, благодаря чему американское господство на морях и океанах стало преобладающим. Позже это понимали сторонники и последователи Николая Кузнецова, «продавливая» некоторые идеи по авианосцам в советском руководстве.

С тех пор эллинг судостроительного завода в Николаеве – единственного в СССР, имеющего возможность строить авианесущие корабли, никогда не пустовал. В 1975 г. после «Минска» заложили третий крейсер серии – «Баку». Корабль вскоре переименовали в «Новороссийск» в память об участии Леонида Брежнева в событиях на Малой Земле.

«Киев» и четвёртый и последний авианесущий крейсер опять-таки под названием «Баку» (первоначальное название «Харьков») вошли в состав Северного флота, «Минск» и «Новороссийск» – в состав Тихо-океанского.

У этих кораблей могла быть долгая история. Однако грянули развал Советского Союза, кризис 1990-х и пошло-поехало: три корабля вывели из состава ВМФ в 1993 г. в юношеском для авианосцев возрасте. «Киев» отслужил 18 лет, «Минск» – 16 и «Новороссийск» – ДВА года, в то время как в США нормальным сроком эксплуатации авианосца считается 40-50 лет. Эти бывшие советские корабли продали за рубеж НА ЛОМ.

По мнению военных экспертов, ничто не мешало переквалифицировать авианесущие корабли в крейсера-вертолётоносцы, что и сделали с последним кораблём серии, переименованным в 1990 г. в «Адмирал Флота Советского Союза Горшков».

Тяжёлый металл

Первый настоящий авианосец проекта 1143.5 заложили в 1982 г. в Николаеве под названием «Рига». Перезаложили под новым именем «Леонид Брежнев», ходовые испытания судно прошло под названием «Тбилиси» и вошло в состав ВМФ другого государства – России – как «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов».

В 1996-м авианосец совершил первый дальний поход из Баренцева в Средиземное море. В ходе плавания отрабатывались задачи боевой подготовки. В Средиземном море российские лётчики обменялись визитами дружбы с американскими коллегами из состава авиагруппы авианосца «Америка».

Второй авианосец проекта 1143.6 заложен под наименованием «Рига», позднее переименован в «Варяг» и «приватизирован» Украиной. Корабль довели до 70% готовности. Затем корпус авианосца продали НА ЛОМ в третью страну.

В 1984 г. умер Устинов и сменилось руководство Генштаба, которое также не жаловало авианесущие корабли. У сторонников плавучих аэродромов появился шанс. Началось проектирование АТОМНОГО авианосца «Ульяновск». Его заложили в Николаеве в ноябре 1988-го.

Но уже вовсю шла перестройка. Судно довели только до 20% готовности. После краха Союза по распоряжению президента Украины Леонида Кравчука «Ульяновск» разрезали на МЕТАЛЛОЛОМ, чтобы освободить стапель для постройки торговых судов для иностранных заказчиков.

Вот и получилось, что после всех передряг, интриг с сумасшедшей волной переименований, продаж на лом ЕДИНСТВЕННЫМ авианосцем в современной России остаётся «Адмирал Кузнецов».

Между тем здравомыслящие военные специалисты задавались вопросом: что делать, если вдруг возникнет ГОРЯЧАЯ ТОЧКА где-нибудь на Дальнем Востоке? Или в том же Средиземном море? У США 13 авианосцев, а у нас один… Но именно этот единственный российский авианосец наделал шума на весь мир и ответил на сомнения скептиков – отлично показал себя в деле, выполняя боевые задачи у берегов Сирии.

Когда «Адмирал Кузнецов» проходил пролив Ла-Манш, это, как писали «Аргументы недели», привело британских военных в бешенство. Они кричали о «русской военной угрозе» и призывали укрепить военно-морскую мощь Британии.

Появление «Кузнецова» с кораблями сопровождения в Средиземном море, особенно в районе российской военно-морской базы в Сирии – Тартус, подход кораблей Черноморского флота и Каспийской флотилии (через Волго-Донской канал) сразу изменили в регионе военно-политическую обстановку в пользу России.

Теперь, похоже, до всех дошло: авианосцы необходимы. Необходим, как пишет М. Никольский, СБАЛАНСИРОВАННЫЙ ФЛОТ. Оказывается, материальные затраты на эксплуатацию ударного авианосца вместе с кораблями охранения и вспомогательными судами снабжения почти аналогичны затратам на содержание тактического крыла ВВС, базирующегося на наземных аэродромах.

Однако, в отличие от стационарного аэродрома, ударный авианосец имеет возможность в течение суток передвигаться на 600 миль и действовать в любом районе Мирового океана. Неслучайно в России намерены строить второй авианосец.

Век продолжается

Как, однако, выглядит будущее авианосцев? Дело в том, что ещё при Советском Союзе на Каспии успешно испытан «убийца авианосцев» – ударный экраноплан «Лунь», о котором мы неоднократно рассказывали. «Лунь», вооружённый противокорабельными ракетами «Москит», недоступен для радаров и на высоте 5-10 метров развивал скорость до 500 км/ч. Этот корабль находился в составе Каспийской флотилии и в 2003 году списан. Достаточно вывести несколько таких «Луней» в Мировой океан, и все американские авианосцы окажутся под «колпаком» этих «кораблей-самолётов».

Сами Штаты много лет бьются над ними, но пока большого прогресса не видно и до постройки ударного экраноплана дело не дошло. А вот Россия возобновляет программу по экранопланам: планируется постройка таких машин как гражданского, так и военного назначения.

Вряд ли, однако, массовое появление ударных экранопланов сделает бессмысленной постройку авианосцев. Последние необходимы ещё и как средство дипломатического давления, «демонстрации силы». Недостатками же экранопланов являются сложность в управлении и невозможность передвижения при высокой волне. Над этими проблемами конструкторам ещё работать и работать.

В капитальном труде В.П. Кузина и В.И. Никольского «Военно-Морской Флот СССР. 1945-1991 гг.» приводятся данные расчёта, которые показывают, что вместо постройки в 1960-1990 гг. противоавианосных сил, включающих 16 дизельных подводных лодок с противокорабельными ракетами, 37 атомных подводных лодок с ПКР и 19 крейсеров, можно было ввести в строй 20 авианосцев, близким по своим характеристикам американским кораблям, и перейти от задачи уничтожения авианосцев к задаче уничтожения палубной авиации и завоевания превосходства в воздухе. США же за это время построили 20 многоцелевых авианосцев.

Так или иначе, но об авианосцах современные военные России, США, Великобритании, других стран слово, как говорится, замолвили. Особенно это актуально для России: ещё в строю люди, проектировавшие советские авианосцы, ещё в строю «Адмирал Кузнецов»… Можно этим воспользоваться. Так что век авианосцев продолжается.

Обсуждение закрыто.

ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top