О беспредельном

16 января 2014
0
2678

Выставка уральского художника Василия Яроцкого «Звездные пейзажи» в кинотеатре имени Гагарина подарила горожанам приятные впечатления, связанные с темой Космоса.

Непривычные глазу картины и их поэтично звучащие названия сосредотачивают внимание публики: «Земля среди звезд», «Начало творения», «Платина недр», «Аккорд» (триптих). Если эти работы понятны с первого взгляда, то другие вызывают некоторые размышления и бурную фантазию. К примеру, «Летящая к Солнцу» – с женской изящной фигуркой и спиралью в области… лица, а также лирично-романтичная «Полет землян на Марс», где мужчина с женщиной, словно в капсуле, устремлены в даль. Не мудрствуя лукаво изображена «Мадонна», держащая на руках младенца, святая святых одновременно рождает чувства трепета, благоговения и умиротворения. Оптимизмом веет от «Розы мира» (триптих, коллаж), концепция которой перекликается с теорией русского духовидца, мыслителя, писателя Даниила Андреева. Теплая улыбка закрадывается, глядя на человека или ангела с распростертыми огромными крыльями – «Юноша и звезда».

«Я, извините за выражение, реалист», в свое время сказал известный русский живописец Серов, отражающий в картинах быт, взаимосвязь человека и природы, пейзажи, образы современников, портреты. Василий же в своем творчестве по большей части оторван от реалий жизни и относит себя к художникам-космистам. То есть является сторонником философского мировоззрения, в основе которого лежит представление о единстве Космоса и человека, о Космосе как живом организме, интересуется вопросами мироздания, эволюции.

Его работы уносят зрителей в другие миры, измерения, побуждая к размышлению и воображению. Живопись выделяется необычностью тематики, манерой воплощения идей, использованием разных художественных решений и материалов: холст, картон, масло, акрил, эмаль, фольга, металл и другое. Он участник многих городских, областных и республиканских выставок: «Жазира-Жайык» – 2009 г., «Золотая осень» – 2012 г., десяти персональных. На одной из них, «Мир Солнца», солнечные блики и желтые тона буквально струились, излучая свет, тепло, радость. Можно сказать, светоносный позитив заполнял все пространство выставочного зала. В этот же раз в «Звездных пейзажах» превалировали синие, голубые, фиолетовые, кобальтовые цвета, точки, штрихи, пунктиры… Символы устремлялись вверх, в бесконечность, кружили и звучали в мелодичных, порой весьма динамичных ритмах. С его слов, в основе многих работ лежат ассоциации.

Василий Федорович – уралец, 1955 года рождения. В детстве занимался у Гофмана в кружке изобразительного искусства при Доме пионеров. Уже в юности его воображение занимали неизведанные пространства Вселенной. Углубленный в себя и несколько отстраненный от шумных и озорных сверстников, он пытался красками запечатлеть на бумаге свои смутные представления о том, что тогда занимало умы человечества – освоение космического пространства. После окончания восьмого класса уехал в Киев и поступил в художественно-промышленный техникум. Впоследствии работая в детской художественной школе, на время отошел от своей любимой тематики, но затем вновь обратился к ней, и по сей день его волнуют космические темы. «Принимал участие в организации «Центра цвета» в Москве, – вспоминает художник. – На одной из персональных городских выставок побывал местный поэт и драматург Владислав Ирхин, которого заинтересовали мои работы, он поддержал меня, и тема окрепла. Она перекликается с теориями Циолковского, Вернадского, Чижевского».

Во многих его работах просматривается женский образ. В некоторые композиции включены изображения… печатного происхождения, по-моему, вырезанные из журналов, и мне это, честно сказать, не импонирует. «Чей профиль в картине «Видение»? – обратилась я к нему. «Это жена одного из первых космонавтов Павла Поповича – Марина, военный летчик-испытатель, доктор технических наук, Герой Социалистического Труда. Когда у нее спросили, верит ли она в НЛО, она сказала, что не просто верит, а встречалась воочию, и с тех пор заболела уфологией и темой аномальных явлений. В выпущенной ею книге собраны свидетельства трех тысяч очевидцев о неопознанных летающих объектах из уст летчиков, космонавтов. Есть разумные миры помимо нас, но они не вступают с нами в контакт…»

Василий Федорович часами может говорить на тему связи человека с Космосом, о Беспредельности, сотворении Мира, чем одних слушателей увлекает, вторых настораживает, третьих побуждает глубже заинтересоваться и вникнуть. Другие просто наслаждаются творениями. «Спасибо за выставку! Заряжает, дарит позитив, заставляет задуматься о смысле жизни», так написала в книге отзывов посетитель Майя.

Однако художник не ограничивается только отражением умозаключений ученых, собственных виртуальных ощущений и впечатлений, его живо интересуют и вопросы повседневной жизни. Одним из плодов творчества стал герб Западно-Казахстанской области, где ключевым аспектом являются вышки Карачаганакского газоконденсатного месторождения. Говорит, что продолжит работать в этом же направлении, но главная мечта создать в городе музей «Евразия-Космос», идею которого он вынашивает не первый год.

Фото: Ярослав Кулик
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top