Новые подходы к отходам

22 июня 2017
0
1654

С Зарипой Хайроллиевной Кунашевой я впервые познакомился в прошлом году на Международной выставке, которая проходила в теннисном центре в Уральске. Там, где обычно спортсмены состязаются за победы на кортах, в этот день предприниматели из Казахстана и России демонстрировали свою промышленную и другую продукцию. И хотя никакого конкурса не было, каждый старался тогда показать себя и свой товар с лучшей стороны, надеялся, что форум даст некий толчок движению вперёд его бизнеса. На этом фоне павильонная секция Западно-Казахстанского государственного университета имени М. Утемисова выглядела достаточно скромно: несколько тёмных кусков какого-то материала, похожего на асфальт, тут же кое-какая наглядная агитация… И хотя сюда, как мне показалось, заглядывало не очень много посетителей центра, кандидат химических наук доцент Зарипа Хайроллиевна с радушием гостеприимной хозяйки встречала каждого и предоставляла всю необходимую и исчерпывающую информацию по интересующему вопросу.

З.Х. Кунашева (слева) с коллегами

В отличие от других секций выставки, где обычно вниманию посетителей предлагалась готовая продукция, в университетской главным образом надеялись найти партнеров по завершению того дела, которым тут занимались последние несколько лет. Подчеркивалась не столько возможность быстрой практической отдачи от вложенных средств, сколько важная экологическая составляющая. Дело в том, что представители одного из старейших вузов республики предлагали при строительстве и ремонте автомобильных дорог активно использовать карбонатный шлам: один из основных отходов производства при добыче углеводородного сырья на Карачаганакском месторождении, что в Бурлинском районе.

До 2009 года отходы крупного газоконденсатного месторождения просто утилизировались на месте, и это было не лучшим решением экологической проблемы. Перед учеными вуза была поставлена задача: найти приемлемое практическое применение отходам добычи углевородородного сырья. Главное, чтобы свести к минимуму их негативное воздействие на окружающую природную среду и в то же время чтобы из этого можно было извлекать существенную экономическую выгоду.

К тому времени, то есть к моменту нашей встречи, у Зарипы Хайроллиевны и ее молодых помощников, студентов-старшекурсников естественно-географического факультета уже были кое-какие существенные наработки.

В 2012 году на дороге в сторону пригородного поселка Достык (бывший РТС) была произведена укладка в экспериментальных целях нового асфальтового полотна протяженностью сто пятьдесят метров. В этих работах помимо ЗКГУ имени М. Утемисова участвовали ТОО «Перспектива КАН» и ученые Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского. Минуло пять лет, а мониторинг за опытным участком трассы до сих пор осуществляется.

– Особенность асфальта, который был там уложен, – делится З.Х. Кунашева, –  в том, что в его составе не менее семи процентов занимает минеральный порошок, произведенный из карачаганакского бурового шлама. Эксперимент показал, что материал, использованный дорожными строителями, высокого качества. Он устойчив к резким перепадам температуры, вообще к погодным условиям, к механическому воздействию. Можно уверенно сказать, что такое дорожное покрытие при правильной эксплуатации прослужит не менее пятнадцати-двадцати лет. В настоящее время, – подчеркнула Зарипа Хайроллиевна, – строители для своих производственных нужд отходы мраморного производства завозят, кажется, из юго-восточных регионов Казахстана и из Узбекистана. Учитывая большие расстояния, одна доставка сырья делает его достаточно дорогим. Наш же порошок нисколько не уступает своими качествами привозному. Не говоря уж о том, что его производство будет налажено под боком, на одном из местных заводов.

– Так в чем же дело, почему, насколько мне известно, дорожные строители по-прежнему сырье, о котором вы говорите, завозят издалека?

– Причин этому несколько, – ответила со вздохом собеседница. – До 2009 года, подчеркну еще раз, карбонатный шлам на Карачаганаке утилизировался просто – закапывался в землю. Теперь экологическое законодательство это делать строго запрещает. И тех отходов, которых накопилось на Карачаганаке за последние семь-восемь лет, пока недостаточно для того, чтобы наладить производство минерального порошка для дорожной отрасли в промышленном объеме. Вот если бы удалось еще наладить доставку и переработку аналогичных отходов с углеводородного месторождения в соседнем Тенгизе…

Кроме того, чтобы заинтересовать в перспективном деле представителей бизнес-сообщества, необходимо позаботиться и о включении нового материала – плода многолетней работы ученых и студентов уральского вуза – в специальный Реестр товаров Республики Казахстан. Процедура эта долгая, займет год-полтора, и сейчас уже подготовлен соответствующий пакет документов для решения данного вопроса.

Затем в университете стали изучать, где бы еще найти применение минеральному порошку. Обратили внимание на лес и зеленые насаждения вдоль дорог. В районе поселка Большой  Чаган сделали противопожарную полосу длиной более полукилометра. Она оправдала возлагаемые на нее надежды, став надежной преградой на пути степных пожаров.

И еще нашли применение отходам с Карачаганака. Оказалось, что они являются весьма эффективным средством, позволяющим уберегать автомобильные трассы от разрушения. Благодаря «вымощенным» ими обочинам, влага не проникает под дорожное полотно, увеличивая тем самым срок его службы. На «новых» обочинах не растет ничего, что также сулит немалую экономию народных средств. Ведь соответствующим дорожным службам приходится ежегодно немало усилий затрачивать на борьбу с этой растительностью. Когда Зарипа Хайроллиевна рассказывала мне об этом, она опиралась на результаты работ, полученных экспериментальным путем в Бурлинском районе. Кстати, финансирование осуществлялось со стороны недропользователей с Карачаганакского месторождения.

Бизнес выжидает, не горит пока желанием вкладываться в то, что не дает быстрой отдачи, если вообще таковая будет.

И все-таки, несмотря на постоянную нехватку финансовых средств, З.Х. Кунашева вместе с группой студентов-энтузиастов в настоящее время занимается новыми перспективными разработками. Меня с ними на днях познакомили. Я увидел, в частности, образцы материала, состоящего из цемента и упоминавшихся уже отходов добычи углеводородов на Карачаганаке. Из этого материала, несложного в изготовлении, можно делать тротуарную плитку.

А в твердых кругляшках розового цвета, показанных мне в институтской лаборатории и  напоминавших нечто вылепленное детишками в песочнице, трудно было увидеть… будущие внутренние стены и перегородки зданий. Но, как меня заверила Алмагуль Шамилова, уже без пяти минут выпускница вуза, которая активно участвовала в этих исследовательских работах, – материал, состоящий в основном из гипса и минерального порошка, весьма перспективен для использования в этой сфере строительства. Плюсов немало: экологическая безопасность, существенное энергосбережение при эксплуатации объектов, возведенных с его использованием; удешевление стоимости строительно-монтажных работ и, наконец, – высокое качество новинки.

В конце мая в Уральске прошел Первый Международный  форум «Современные вопросы экологии и энергосбережения. Новые подходы и пути развития». Зарипа Хайроллиевна приняла участие в его работе. Состоялся большой и плодотворный разговор ученых, представителей власти и бизнеса Казахстана и России о том, что надо сделать для укрепления политики государств в области энергосбережения, о совершенствовании природоохранного законодательства, о принципах и направлениях развития зеленой экономики; о современных научно-технических разработках, касающихся охраны окружающей среды, и многом-многом другом. Казалось бы, что тут особенного? Поговорили и разошлись-разъехались. Однако Зарипа Хайроллиевна так не считает. Уже сам факт проведения такого большого и важного мероприятия свидетельствует о том, что внимание общества к проблемам, решением которых на протяжении ряда лет занимаются в университете, растет, и это обнадеживает.

ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top