Нежный возраст

27 февраля 2014
0
1900

Современная школа: ученики и учителя дерутся на уроках. За обиженных детей вступаются родители. Так кто же побеждает в «боях», сильнейший или старший? В Интернете появилось видео – потасовка старшеклассника с учителем на уроке химии. После выяснилось – происходящее было снято не в казахстанской школе.

Распоясавшаяся молодежь – тема многочисленных материалов в СМИ и телевизионных дискуссий. Взрослые пытаются понять, почему благополучное поколение, не знавшее нужды и горя, отличается особой агрессией. Что заставляет обеспеченных всем необходимым детей, стиснув кулаки, вымещать злобу друг на друге, а иногда и на взрослых.

Совсем недавно в одной из российских школ случилось ужасное – ученик расстрелял учителя. Как выяснилось – из-за оценки.

У нас огнестрельное оружие в школу пока не проносят (тьфу-тьфу), но вот держать в руках нож, как показывает криминальная статистика, подростки умеют.

Недавно ученик одной из лучших школ города совершил преступление: зарезал своего одноклассника. Как показало следствие, причиной стала небольшая размолвка на уроке физкультуры. Кровавую разборку устроили после занятий. Свидетелями убийства стали несколько учеников из этой же школы.

В прошлом году произошел аналогичный случай, сценарий тот же. Правда, обошлось без жертв, но удар ножом ученик 9 класса сопернику все-таки нанес. Еще один факт – школьник обругал педагога нецензурной бранью, учитель вынужден был подать в суд.

На скамье подсудимых ювенального суда снова ученик. Юноша пришел в школу в нетрезвом состоянии, как выяснилось, перед уроком выпил пиво, а затем устроил небольшую потасовку в классе.

Разбушевавшегося школьника успокаивали учителя и инспектор полиции.

Что заставило парня напиться, выяснили быстро. Он, как оказалось, поругался с девушкой. Наказание понес не сам, так как ему нет 18 лет, а родители. В общей сложности им пришлось выплатить штраф в размере 4 МРП.

Что же происходит с подростками?

На вопрос мы попросили ответить психолога Райсу Байдалиеву:
– Школьные психологи вряд ли могут исправить создавшуюся ситуа-цию, так как они беспомощны. Профессия предполагает состояние внутренней свободы. А наши учителя загружены настолько, что выполнять основную работу им некогда. Они заняты оформлением документации. Да и зарплата учителя на сегодняшний день ничего кроме отчаяния и обиды не вызывает. Многие дети это хорошо понимают.

Подростковый возраст. Включается лимбическая система, которая отвечает за внутреннее состояние организма и за эмоции. А эмоции в этом возрасте зашкаливают. Для того, чтобы подростка кто-то понял, нужно, чтобы он понял себя сам.

В этом возрасте ребенок плохо выносит давление со стороны и находится в двойственной реальности. С одной стороны ему все говорят: «Ты уже не маленький и должен вести себя как взрослый», а с другой стороны у него нет прав. Я помню, когда нам было по 15 лет, мы с удивлением заметили, что некоторые учителя к нам стараются обращаться на «Вы». Это было забавно, вызывало в нас небольшое самодовольство. Мы чувствовали себя взрослыми. Это формировало определенное поведение. К этим педагогам и мы относились с уважением. А те преподаватели, которые были фамильярны, его не заслуживали.

Педагог, который загнан в рамки программы, на уроке зачастую не использует весь арсенал возможных средств, а просто давит на ребенка. Одна агрессия порождает другую. Когда существует уважение прав, не возникает проблемы жестокости и враждебности. Мы живем в обществе, где не уважаются права детей. В среднестатистической семье не принято переживать по поводу того, что чувствует ребенок. Есть определенный алгоритм, как общаться. Ему постоянно говорят: «Когда вырастешь, будешь поступать, как хочешь, а сейчас делай, как говорим тебе мы!» Он привыкает к давлению, но это не значит, что принимает его.

Получается, есть демонстрация того, что мы для своего ребенка ничего не жалеем, у него все то, что он хочет, но при этом ребенок совершенно лишен возможности быть принятым и уважаемым в семье. Занятые родители не слышат и не хотят его слышать. Он говорит: «Я не хочу это делать», но никого не интересует почему. Очень часто протест и сопротивление – способ привлечь к себе внимание. Я убеждена, что случаи проявления агрессии подростками – это их отношения с миром взрослых людей. Они не могут предъявить агрессию к взрослым, предъявляют ее друг к другу.

Если учителя хотят заслужить уважение, они должны приложить небольшое усилие – уважать детей и их права. Не нужно давить, постарайтесь разобраться.

ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top