Незабытый обычай

1 августа 2019
0
190

По традиции казахов, существующей много веков, свататься идут с коржин, специальной глубокой сумкой, украшенной узорами в национальном стиле. Его наполняли подарками для родственников невесты. Коржин обычно шили из ткани или кожи. Обычай сохранился и до наших дней, но больше чисто символически.

В древние времена в коржин в качестве подарков складывали ткани, курт, иримшик, сушеные и вяленые деликатесы. Сегодня приношения могут быть очень дорогими, в зависимости от состоятельности жениха.

Вообще казахский народ уделяет огромное внимание знакомству с будущими родственниками (сватами). Считается, что обмен подарками и любезностями в этот момент – это залог дальнейших теплых отношений между сторонами жениха и невесты.

Подвязывается коржин красивой декоративной веревкой, сплетенной из ярких нитей. К ней также привязываются различные недорогие украшения, чаще всего кольца, серьги, бусы или другая яркая бижутерия. Все это раздается присутствующим подружкам и снохам невесты для настроения.

Обычай давать кийт также сохранился. Самый ценный подарок предназначен для родителей невесты. Другие сваты получают дары по степени родства. Подарки также зависят от толщины кошелька жениха. К примеру, некоторые семьи, чтобы угодить будущим родственникам, дарят норковые шубы и дорогие пальто.

Всем известно, казахский народ ценит родственные связи, поэтому в самый ответственный момент, например, перед свадьбой родня помогает.

Будущая новобрачная выходит к сватам лишь после того, как они перезнакомятся со всеми ее родственниками, договорятся с ними о свадьбе и калыме. Перед ее выходом представители жениха должны вручить семье чисто символическую плату за смотрины. Только после этого девушку демонстрируют будущим родственникам.

Далее следует обряд, который официально закрепляет за девушкой статус невесты. Сваты надевают на нее серьги, как правило, эта почетная обязанность возлагается на мать жениха. Также сваты должны вручить подарки другим членам семьи, в основном это золотые украшения: колье, броши, кольца. Калым за невесту – то, без чего в былые времена не могла состояться казахская свадьба. Количество голов скота, которое требовали за невесту в прошлом, зависело также от благосостояния семей, намеревающихся породниться. За дочь крупного бая нередко платили до 1000 голов КРС, тогда как бедняки довольствовались 5-6 в качестве выкупа.

Еще один обычай велит родственникам невесты обеспечить ей приданое, включающее ковры, постельные принадлежности, посуду. Родственники жениха должны выделить молодой семье деньги на приобретение мебели. Очевидно, что далеко не каждая помолвка заканчивается браком. Если жених уже после визита сватов и уплаты калыма вдруг раздумывает жениться, не имея на то предусмотренных обычаем оснований, на возврат выкупа за невесту ему рассчитывать не приходится. Более того, семья обманутой девушки вправе принудить ветреного юношу к уплате штрафа, размер которого оговаривается отдельно. Иная ситуация складывается, если договор не соблюдается невестой или ее родственниками. В этом случае семья девушки должна не только полностью вернуть уплаченный им выкуп, но и компенсировать нарушение договора путем выплаты штрафа.

Проводы девушки («Қыз ұзату») – красивая церемония, с которой испокон веков начинается казахская свадьба. Традиции велят семье невесты в этот день и смеяться, и проливать слезы. Радость должен вызывать тот факт, что дочь, выходящая замуж, выросла красавицей и умницей. Источником грусти является необходимость расставания с девушкой, которая отныне будет принадлежать другой семье.

Сваты уводят невесту из дома очень рано, нередко ее уход совпадает по времени с восходом солнца. Традиция возникла не случайно, ведь восход солнца во всем мире ассоциируется с началом новой жизни. Семья не выпустит дочь из дома без традиционной прощальной песни, которая носит название «қоштасу жыры».

Обычно за девушкой приезжают 5-7 сватов, но возможно и большее число людей. Руководит процессией главный сват, именующий себя «бас құда». К этому человеку невеста должна будет относиться с уважением на протяжении всей жизни.

Свадебная церемония «Некеқияр» – обряд, без которого не может состояться казахская свадьба. Традиции велят для совершения свадебного обряда приглашать муллу. Перед этим человеком помещается чаша, наполненная водой и накрытая тканью. Иногда в воду добавляются сахар и соль, согласно поверьям, это приносит молодоженам счастье, защищает их от супружеских измен. Вокруг муллы собираются родственники и друзья, приглашенные на церемонию. Он произносит молитвы, после чего жених и невеста в присутствии свидетелей подтверждают свое согласие на брак. Законы шариата гласят, что при беременности девушки не может состояться казахская свадьба. Обычаи рекомендуют перенести церемонию, дождавшись появления на свет ребенка. В наши дни это правило уже не так строго соблюдается, особенно если речь идет о первых месяцах беременности, когда ее еще можно скрыть.

Вступив в брак, девушка должна торжественно попрощаться с отчим домом, церемония носит название «қоштасу». «Қоштасу» – важная часть такого события, как казахская свадьба, обычаи и традиции которой до сих пор не забыты жителями Казахстана. Новобрачная должна сказать душевные слова прощания всем без исключения членам семьи: матери, отцу, братьям, сестрам, а также другим родственникам, проживающим в доме. Также она обещает вскоре навестить семью, желает родственникам крепкого здоровья и счастья.

Раньше новобрачной нельзя было появляться в доме родителей целый год после свадьбы. Это делается для того, чтобы процесс привыкания девушки к новому дому максимально упростился. Тем не менее это вовсе не означает, что невесте в течение целого года нельзя будет видеться с родителями и другими родственниками. Главное, чтобы встреча происходила не в отчем доме, следовательно, правило не будет считаться нарушенным.

Фото Ярослава Кулика и Нурлана Тастанбекова

Обсуждение закрыто.

ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top