Незабытые секреты

18 октября 2018
0
196

У каждой культуры своя посуда – фарфоровая, глиняная, жестяная. Казахи, как правило, пользовались деревянной. Обрабатывали карагач и орех, тополь и березу. Известно, что карагач самый твердый и тяжелый в обработке, изделия из него наиболее дорогие, но текстура самая богатая. Искусные мастера украшали посуду резьбой. По особому заказу использовали бирюзу, латунь, кость и коралл.

Деревянную посуду ценили за то, что она долго держит тепло, ее легко перевозить, и она не бьется. К тому же красивая. «Ыдысын көріп асын іш» – посмотрев на посуду, определи хозяйку, говорят казахи.

– В этой казахской поговорке скрыт глубокий смысл, – объясняет Айнура Шадгалиева. – В красивой посуде даже самая простая еда выглядит аппетитно.

В последние годы интерес ко всему национальному вырос, правда требовательнее стал и вкус покупателя. Ценится уже не столько сам колорит, сколько изящество, с которым сделан предмет. Айнура и ее супруг Берик занимаются реализацией необычной деревянной посуды с казахским орнаментом. Товар действительно не простой, рисунок выполнен в строгой технике «золотая гжель». Вы не представляете, как соединить гжель и казахский орнамент? Поверьте, получается удивительно.

А начиналось так. Берик Шадгали, по образованию художник и мастер на все руки, стал изготавливать сундуки. Правда, превратить это в прибыльное дело не получилось. Сундуки делают многие и их не так часто покупают. Тогда супруги решили заняться посудой, но не кустарное ремесло их интересовало: хотели представлять посуду элит-класса. В Казахстане такого производства нет, отправились в Новгородскую область, город Семенов, на завод, где изготавливают эксклюзивную деревянную посуду.

– Стало понятно, что на вещи, выполненные в национальном стиле, и соответственно посуду, имеется большой спрос, – рассказывает Айнура. – В области есть мастера, которые вырезают блюда, но в них нет шика. Нам хотелось, чтобы это был дорогой сувенирный вариант. В Семенове мы объяснили, что приехали из Казахстана, надеемся на взаимовыгодное сотрудничество. Но там нам отказали. Скорее всего, потому, что работы у них своей много да и переучивать художников на казахский орнамент дело не выгодное. Но съездили мы все-таки не зря, ведь там нам посоветовали отправиться в Башкирию, где также есть небольшой завод по производству деревянной посуды и росписи в той же технике. К тому же они используют башкирский орнамент, а он с казахским схож.

Сувенирную посуду с национальным орнаментом в Казахстане не производили никогда. Есть небольшая фирма в Алматы, но там изготавливают только астау. То есть в данный момент мы – единственные, кто продает что-то подобное – башкиры пошли нам навстречу.

Декоративная хохломская роспись выполняется черным и красным (крайне редко каким-то другим) цветом по золотистому фону. Весь секрет в том, что на дерево наносится серебряный оловянный порошок. После этого изделие покрывается лаком и обрабатывается в печи – именно благодаря этому процессу достигается узнаваемый медово-золотой цвет, из-за которого легкая деревянная посуда кажется массивной. Традиционные элементы росписи – стилизованные ягоды рябины или земляники, цветы, иногда фантастические птицы, рыбы и звери. Но Айнуре и Берику нужен был другой рисунок. Они привезли свои эскизы.

Казахские узоры имеют конкретное значение и отражают художественное видение окружающего мира. С давних времен орнаменты считались оберегами, которые защищали людей от злых сил, приносили счастье. Делились на зооморфные, космогонические, растительные, геометрические мотивы.

– Башкиры тоже тюрки, они пьют кумыс, но из другой посуды. Она больше похожа на обычные рюмочки, – рассказывает Айнура. – Пришлось объяснять: нам нужны глубокие пиалы, из которых казахи пьют кумыс или сорпу.

Сегодня на витрине огромный выбор различных сувениров, при желании деревянные расписные ложки, пиалы, косе можно использовать. Качество гарантировано.

– Посмотрите на орнамент. Он казахский, но знатоки сразу подмечают чуть заметные глазу завитки, от которых башкирские художники так и не отошли, – объясняет Айнура. – Мы объясняем, у казахов и рисунки не такие яркие. Все гораздо проще. В общем переубедить сложно. Но, как бы то ни было, посуда, которую мы хотели видеть на рынке, появилась. Ее покупают гости города, иностранцы, и те, кто собирается в загранпоездку и ищет экзотический подарок.

Но есть и другой товар. Например, необычные часы из дерева с символикой города или в национальном стиле. Их также сам мастерит Берик.

Издревле каждое изделие имело свое предназначение. Күбі – деревянный сосуд для взбивания кумыса, айрана, шубата и заквашенного коже. Шара – чаши для кумыса. В некоторых местах их называют тегене. Душистый кумыс в красивой шара – украшение любого дастархана.

Ожау – черпак с длинной ручкой, делают из цельного куска дерева и украшают узорами. На ручке для удобства выпиливают выемку. Ожау бывают как одинарными, так и двойными. Это неотъемлемое дополнение к шара.

Табақ – плоское блюдо для подачи мяса. Для его изготовления используют высушенный дуб или березу. Большой табақ предназначен для уважаемых людей. Украшается только узорами, выбитыми на самом дереве, так как его необходимо часто мыть. Для хранения молока и кумыса шили торсыки из кожи.

Қазан занимает одно из важнейших мест среди прочей посуды. Казахи всю еду (кроме кумыса) готовят в казане, «қара қазан» (здесь слово «қара» означает священный).

Аманат Еслямов занимается резьбой по дереву. Работы его отличаются особым вкусом. Блюдо под бешбармак (астау), небольшой деревянный половник с перемычкой для коже (ожау), сундучки, подставки под чайник, оправы для зеркал, цветы – это еще не весь перечень его богатой ручной коллекции.

Мастер старается сохранить технологии, которыми пользовались предки.

По преданию, Чингисхан в своих походах не расставался с деревянными пиалами, доставшимися ему от родителей. Конечно, у хана была золотая утварь, но он пожизненно был предан дереву. Аманат согласен с Великим каганом – деревянная посуда добавляет еде вкусовые и лечебные свойства. Правда, для этого нужна особая порода. Для изготовления чашек и блюд он использует карагач и березу. Об их целительной силе известно давно. Еще в старину знахари и шаманы настаивали на листьях и почках целебные настои.

– Помимо красивого цвета карагач обладает шелковистым блеском. Также он славится своей прочностью, которая со временем крепнет, – рассказывает Аманат. – Это доступный материал, но работать с ним сможет не каждый. Карагач плохо поддается шлифовке и окрашиванию. Но я свой подход к нему нашел.

Мастерская для Аманата – святая святых. Сюда он никого не приглашает. В тишине и покое занимается любимым делом. Не для денег, как говорит сам, для души. Помещение наполнено ароматом свежей стружки. Среди деревянных чурок, верстаков, разнообразных инструментов для резьбы витает атмосфера творчества. Сначала рождается идея. Затем мысль переносится на белый лист бумаги, а уже потом на дерево.

– Первым делом необходимо подготовить материал, – объясняет умелец. – Брус необходимо «распустить», распилить на части. Дальше сделать набросок на древесине, стараясь обходить все имеющиеся дефекты и некачественные места, имеющиеся на спиле.

У Аманата нет проблем ни с фантазией (по профессии он художник-декоратор, окончил Волгоградский университет), ни с мастерством. Так что любая задумка ему всегда дается.

– Но для работы нужно настроение, иначе ничего не выйдет. Дерево чувствует любовь и душевное состояние, – уверен он. – Уважение и интерес к национальной культуре во мне жили с детства, несмотря на то, что я родился и вырос в России. Наверное, это и есть тот самый зов крови. Вещи, с казахским колоритом привлекали внимание. Был уверен: время придет, и я сам сделаю что-то подобное. Впервые деревянную посуду, сделанную современными мастерами, увидел в гостях, в Алматы. Наши предки не случайно предпочитали именно ее. По практичности и сегодня ей нет равных. В деревянном блюде еда долгое время не остывает. Горячий чай или бульон, поданный гостю в такой пиале, не обжигает рук.

В южных регионах Казахстана (там к традициям относятся наиболее трепетно) хорошо знают: хранящийся в деревянной посуде или кожаных бурдюках кумыс долгое время не теряет свежесть и целебные свойства. Секрет вкуса напитка еще и в правильном разливе. Это надо делать исключительно ожау, имеющем перемычку. Так он больше соприкасается с кислородом, отчего становится мягче на вкус и пьется легче.

В последнее время стало популярным в приданое невесте класть традиционные предметы быта. Издревле у казахов был обычай: ожидая рождения ребенка, глава семьи шел к мастеру – шеберу – и обязательно заказывал ему астау. К моменту рождения малыша посуда уже должна находиться в доме родителей. А годы спустя, когда повзрослевшие сын или дочь сами создавали семьи, родители вкупе с общим приданым одаривали детей этой посудой. Считалось, что она заряжена особой магической силой, способной уберечь дом и семью наследника от злых духов и несчастий.

Фото: Ярослав Кулик

Обсуждение закрыто.

ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top