Незабытое время

2 февраля 2017
0
1810

Старый Уральск, новый, современный… Любая эпоха нашего города отражена в строке, и это сделали многие и многие люди, жившие и живущие в Приуралье и далеко за его пределами. И все они или почти все «стекаются» в одну точку, под названием музей «Старый Уральскъ». Вопрос: как удаётся организаторам музея «стягивать эти силы» в своеобразном «штабе», куда не зарастает народная тропа? Феномен.
И объяснений много: искренняя забота сохранить свою историю, истинная духовность, бескорыстное созидание, острое желание передать потомкам раритеты, донести былое, настоящее, взрастить смену…
У истоков этого большого дела – Женщина и горстка единомышленников-мужчин. Мы их знаем, они среди нас, трудятся как пчёлки, и каждый четверг ждут гостей, чтобы напитать всех информацией, организовать встречу с интересными людьми, познакомить с коллекционерами, творцами слова, живописи и многого другого. В этом году музею исполнилось 14 лет.

Наверное, уже все жители города знают, как начинался единственный в своем роде музей: с выставки старых открыток в книжном магазине, от которой покупатели загорелись и принесли поблекшие от времени фотографии своих предков. Инициатором выставки стала хозяйка магазина Наталья Сладкова. Ее поддержали Геннадий Мухин, Алексей Чистяков, Анатолий Трегубов, Александр Курлапов и другие неравнодушные к прошлому люди, писатели, коллекционеры, историки, краеведы. Что-то пришлось со временем покупать для выставочных экспонатов, что-то принесли в дар жители. Фонд музея растет, только в истекшем году он увеличился на двести экспонатов.

Каждый год музей проводит экскурсии, дни памяти, акции. В 2016-м реализовали проект «Посети музей», побывав в музеях города и области. Как подчеркнул Сергей Быков, сотрудник областной детско-юношеской библиотеки им. Есенжанова, активный помощник «Старого Уральска», музей сегодня держится в основном на Александре Ялфимове, Геннадии Мухине (директоре) и Андрее Матушкине. К слову, для тех, кто не знаком близко с музеем: Натальи Сладковой, его основательницы и общественного деятеля, к сожалению, уже нет. Чтобы сохранить музей, нужны средства, поэтому решили создать ОО «Клуб друзей музея», на сегодняшний день в его составе 54 человека.

На День рождения музея пришло много гостей и каждый говорил самые теплые, сердечные слова в адрес людей бескорыстных, служащих идее сохранения истории Приуралья, патриотов, оставляющих след реальными делами. Простите, но в рамках газетной публикации невозможно упомянуть всех и рассказать обо всем, настолько много сделано за эти годы сотрудниками и сподвижниками музея.

Но есть еще нечто ценное, что можно взять всегда с собой – книгу, и те знания, что хранятся в ней, останутся в памяти навсегда. Издательство «Оптима» выпустило 74 книги. И сегодня хочется сказать о них.

Передо мной лежат всего три. Я открываю первую попавшуюся страницу сборника «Горынычъ», там рассказ С. Киселёва из Атырау «Не взял грех на душу». Вечером 1917 года казаки задержали подозрительного человека. «Допросить бы яво, да поздно уж, казаки; успеем, утресь допросим». Арестованного поместили в сарай находящегося поблизости дома казака Давыда Скоробогатова, наказав ему не спускать глаз с чужака, стеречь до утра, а потом они пустят его в расход. В своих подозрениях они не ошибались, он действительно пришел в разведку.

Доброжелательный Давыд поневоле стал сообщником казаков. Сказать, что его это тяготило – не сказать ничего. Он маялся, обходя в который раз свой немудреный камышитовый сарай, обмазанный глиной, и, тяжело вздыхая, заходил в дом. Жена тоже не спала, напряженно вглядываясь в окошко: «Убъют они яво, утресь допросют и на распыл. Грех на дом свой возьмем, Клементич…». Давыда Клементьевича эта мысль тоже мучала, а тут еще и баба в кон сказала. Если бы в бою, думал он, рука не дрогнула бы на нехристя-коммуняку, а так получается, убивство.

Эх, была не была, махнул он рукой, взял пешню и, пробив дыру в сарае, сказал ему уносить ноги. Тот опешил, не зная, что и делать, правда ли, что враг его отпускает. Арестант был татарином, звали его Ягофар Аллояров. Ну… Побег татарин.

Утром заявились казаки. Атаман, узнав, что красный убег, пришел в ярость. Поостыв, обратился к старикам: «Господа старики, казак Давыд плохо стерег лазутчика и тот удрал. Какое наказание по завету дедов заслуживает сей нерадивый служака?» Старики посоветовались и вынесли вердикт: «Отрезать яму бороду за ето!» Не долго думая, к нему подошел офицер, достал шашку из ножен и откромсал бороду провинившемуся. Кто-то может сказать: легко, дескать, отделался. Однако же лишиться бороды для старообрядца было самым большим позором. Давыд в ужасе ринулся в дом, слыша за спиной насмешливый гогот мужиков.

Что было потом? Говорят, что Давыд в 1920 году замерз насмерть в отступе с толстовцами. А татарин запомнил, кто спас ему жизнь, и позже, когда стал большим начальником, приезжал к вдове и сыну погибшего, напомнив, что «батька спас ему жизнь, и если будут какие трудности, пусть обращаются». Сын Константин действительно обратился к нему один раз, тот слово сдержал, помог. Аллояров впоследствии написал книгу воспоминаний об установлении Советской власти. Вот такая история, одна из многочисленных из двадцатых годов прошлого века.

И вновь я открываю наугад следующую книгу. «Нас приучили быть безликими винтиками в государственной машине. Нам втолковывали, что незаменимых людей, как и винтиков, нет. Копни в подсобке – найдешь нужный «винтик»: инженера, организатора, артиста, поэта… Нам забивали головы бредом власть имущие, утверждая бездумную стадность и потогонную систему труда. Когда мы поймем, что каждый человек – неповторимый индивидуум, незаменимая личность, что жизнь человека принадлежит не власти, не государству, а только самому человеку и обществу, тогда мы и постигнем всю преступность чудовищного, дикого массового террора, с его отстрелами «дичи», заложничеством, умерщвлением голодом, изнурительным трудом и прочими коварными каверзами, направленными против безоружного народа, и осознаем то страшное злодеяние, что совершено в России с ее народом». Кому принадлежит отрывок? Писателю, фронтовику, лауреату Международной премии им. Шолохова Николаю Чеснокову в его книге «Расправа. Голод».

До слез прошибает рассказ о Кольке и Генке, рыбачавших на Чагане, когда один упустил окуня-великана, и у другого рыба оборвала леску и ушла вглубь. Как сидели они понурые, и вдруг вспомнили, что у Гены за околышем кепки есть запасные крючки. Насадили. Наловили. И, счастливые, возвращались домой. Дорогу им преградили местные хулиганы, состоялся неравный «бой». Из кармана Гены выпал и потерялся перочинный нож с перламутровой ручкой – ценное достояние в те времена. Друзья в поисках исползали всю поляну, но тщетно.

Он нашел его случайно, когда повзрослел, и гулял с девушкой. Ошибиться не мог, на нем было нацарапано «Колька» и «Генка». Девушка настояла, чтобы он выбросил находку, и, юноша, повинуясь, выкинул в реку. Она сказала, чтобы он съел шестилепестковый цветок сирени и загадал желание на счастье. Он подчинился. «Иногда я вспоминаю тот ножик, те времена, свою старую улицу, деревянный мост через нашу реку, которого давно и в помине нет, и думаю, что именно тогда мы и были самыми счастливыми на земле», – пишет, как вы, наверное, уже догадались, писатель Геннадий Доронин в книге «Бершарал».

Люди, которые пишут, и о ком пишут – удивительные, каждый человек индивидуален и неповторим. Многие из них собираются в музее, тянутся к свету и сами излучают его. И эта необыкновенная аура притягивает других как намоленное место, как место силы, энергетики, давая импульс и пробуждая самые лучшие стороны души человеческой.

Вот всего лишь один из отзывов о музее, написанный в 2016 году депутатом Парламента РК С.И. Верхо: «Какая великая мудрость заложена музеем. Это кладезь совести, чести, широта и гордость за свое Отечество. История чтится и выписывается золотым словом в продолжение современной истории. Молодежь, гордитесь и приумножайте славу своей земли. Мы все – дети своего Отечества».

Фото: Ярослав Кулик
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top