Незабытое время

30 августа 2018
0
1203

Областной краеведческий музей, пожалуй, самое популярное место, куда приходят гости города. Интерес вызывает каждый зал, но особенно «Казахское ханство». Иностранцев поражают не только выставленные экспозиции, но и традиции, о которых им рассказывают экскурсоводы.
Надия Жастлек и Асыл Ыкыласбекова молодые специалисты. Надия в этом году окончила высшее учебное заведение. Асыл немного проработала до декретного отпуска и вот вернулась снова. Девушки любят свою работу и считают ее интересной.

– В музее постоянно проходят мероприятия, – объясняют специалисты. – Не так давно открыта экспозиция, посвященная 101-летию областных газет. Прошла выставка работ популярной алматинской художницы-иллюстратора Ансаган Мустафы.

Уралец Бейбит Нугманов привел сюда коллегу из Атырау. Бейбит признается, за три дня они уже успели осмотреть все достопримечательности города, осталось посетить музей Емельяна Пугачева. Куаныш Кенжибай в полном восторге. К тому же к истории у него интерес особый, ведь он хочет найти хоть какую-то информацию по поводу без вести пропавшего в годы Великой Отечественной войны деда Оранбая Кенжибаева. Известно, что он ушел на фронт в самом начале войны, призван был в Уральске. Где и как погиб, семья так и не узнала.

Музей живет своей спокойной, размеренной, но очень плодотворной жизнью. Экспозиции меняются, обновляются. Что-то убирается, а что-то достается из богатых фондов.

В зале искусств также обновлены экспонаты. Родной внук Дины Нурпеисовой передал в дар музею ее камзол. Заметно постаревший и выцветший от времени, он по-прежнему главный свидетель ее творческой жизни, а также выступлений. В какой период она его носила – неизвестно. Но, глядя на одежду, можно представить, какого роста и какой комплекции была известная кюйши.

– Она родилась и выросла в местечке Бекетай кумы Жанакалинского района Западно-Казахстанской области. Похоронена в Алматы. Народная артистка Казахстана участвовала в республиканском смотре народного искусства в 1937 году. В возрасте 75 лет – в первом Всесоюзном смотре народного искусства. В 83 года стала призером на Декаде искусств в Ташкенте, где выступали представители нескольких республик Средней Азии, – рассказывают гостям экскурсоводы.

По соседству с камзолом – гармонь. Такая же историческая ценность: ведь на ней когда-то играл сам Гарифулла Курмангалиев, его имя носит областная филармония. Инструмент молчит, но, говорят специалисты, находится в хорошем состоянии, так что если его взять в руки и растянуть меха, он снова «запоет». Но касаться музейных экспонатов нельзя – все они за стеклом. Здесь еще головной убор Гарифуллы, в котором он выходил на сцену в роли Естая в опере «Биржан и Сара».

– Он сумел оставить неизгладимый след в казахской культуре как выдающийся концертный исполнитель и оперный певец, автор собственных ярких сочинений – песен, стихов, поэм, как самобытный и неповторимый киноактер, собиратель фольклора и талантливый педагог. Он был одним из самых любимых народом певцов. Большая часть его концертной жизни прошла в гаст-рольных поездках. Всегда и везде ему сопутствовал успех, восторженный прием, неумолкающие аплодисменты. Наиболее значительные и ответственные гастроли по СССР – Москва, Ленинград, Киев, Ташкент, Ашхабад, Фрунзе, – продолжают рассказывать экскурсоводы.

Экскурсию, как правило, начинают с первого этажа, дальше идут по порядку. Задача экскурсовода – доходчиво и грамотно рассказать о каждом зале как на казахском, так и на русском языках. С иностранцами, а они здесь тоже частные гости, общаются через переводчика.

Иноземцы любознательны, хотят многое узнать и понять. К тому же казахская культура для них – самая настоящая экзотика. Они не устают задавать вопросы, на которые музейные работники стараются ответить.

Негласное правило – помимо глубоких знаний у экскурсовода должен быть приятный голос, четкая дикция, чтобы гостю не прислушиваться и не переспрашивать. И, конечно, на лице у сотрудника должна быть улыбка.

– Наш музей как визитная карточка Уральска. Мы создаем впечатление о городе, людях, которые здесь проживают. И нужно показать, что мы грамотные, культурные и приятные, – улыбаются девушки.

В этом же зале представлены два сценических костюма актрисы Хадиши Букеевой, чье имя носит областной Казахский драматический театр, и оперной дивы Розы Джамановой.

– Будучи студенткой Государственного института искусств, Роза Джаманова дебютировала на сцене Казахского театра оперы и балета им. Абая, с которым связала свою дальнейшую певческую карьеру. Это был 1953 год. Прекрасный голос, глубина создаваемых образов, высокая вокальная культура позволили молодой певице быстро стать одной из ведущих солисток театра, обратить на себя внимание публики и прессы, получить почетные звания заслуженной артистки Казахской ССР и народной артистки СССР.

Обладая обширным репертуаром, Роза Умбетовна исполнила практически все ведущие женские партии оперных спектаклей театра, – рассказывает Надия.

Асыл продолжает разговор о Хадише Букеевой:

– Она родилась в 1917 году в селе Казталовка. Рано лишилась родителей и воспитывалась в детском доме.

В 1932 году ее устроили учиться на подготовительные курсы Алма-Атинского института. Там она уже принимала участие в спектаклях художественной самодеятельности. Потом направлена на учёбу в техникум сценических искусств в Ленинграде. Её наставниками были видные мастера сцены: Леонид Вивьен, Всеволод Мейерхольд, Василий Меркурьев.

После окончания училища поступила в труппу Чимкентского областного казахского драматического театра.

С 1942 года – актриса Казахского государственного театра драмы им. М.О. Ауэзова (Алма-Ата), где выходила на сцену до конца жизни.

Экскурсовод должен обладать энциклопедическими знаниями. И это обязательно. Чтобы идти в ногу со временем, знания нужно постоянно пополнять. В помощь идет все – литература местных библиотек, интернет-сайты. Схалтурить не получится. Посетитель нынче грамотный и требовательный, так что если предложить непроверенную информацию, может поспорить.

На полную экскурсию по музею уходит примерно около двух часов, хотя и тут время не ограничено. Если какой-то экспонат вызвал особенный интерес, значит, у него придется задержаться.

– Сложно работать с большой группой детей, ведь нужно рассказывать так, чтобы они, затаив дыхание, слушали, а не разбежались по залу, – делятся Надия и Асыл. – Конечно, опыт приходит с годами, нам помогают сотрудники, которые проработали здесь много лет. У них есть чему поучиться.

Марат Бисенгалиев, известный во всем мире скрипач-виртуоз, заслуженный деятель РК, который сейчас живет в Англии и выступает в сопровождении всемирно известных оркестров, начинал в Уральске. И именно здесь, в областном музее, его первая крошечная скрипка, на которой когда-то учился юный музыкант. Она еще помнит своего маленького хозяина. Правда, без него не сможет издать ни единого звука, не сможет рассказать о нем. За нее это сделают профессиональные экскурсоводы.

Фото: Ярослав Кулик
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top