Незабытая самобытность

24 декабря 2015
0
3128

В Казахском драматическом театре День казахской культуры представила «Едил-Жайыкская община», работу которой возглавляет Аманжол Зинуллин. Праздник организовали с размахом. В фойе гостей встречал оркестр народных инструментов, а также работы художников, декораторов, ремесленников и экспонаты из историко-краеведческого музея.

– Цель мероприятия – пропаганда национальной культуры, – сказал Аманжол Зейнуллаевич. – Молодежь должна знать историю, традиции и, конечно, язык, которому, к сожалению, некоторые не уделяют должного внимания. Мы не можем считать человека по-настоящему культурным, тем более патриотом страны, если он не знает родную речь. Сегодня среди приглашенных много молодых, в том числе студенты, ученики школ. Концертная программа рассчитана на них, но несет в себе не столько развлекательный, сколько воспитательный характер. Сейчас продемонстрируют традиции, обычаи народа, а также напомнят каноны казахского менталитета. О нем будет идти речь в теат-ральной постановке. В рамках одного мероприятия все отразить сложно, поэтому в будущем община работу будет продолжать.

Внимание гостей привлекают стилизованные панно и картины. Работы представили художницы декораторы Салтанат Куспаева и Тогжан Бабиева. Как объяснили девушки, на создание новой серии их вдохновили традиции. Работы отличаются образностью, каждая деталь имеет глубокое смысловое значение.

– У казахов много обычаев, большинство из которых связаны с бытом, повседневной жизнью, будь то рождение ребенка или свадьба. Каждый – не просто ритуал, здесь целая философия. Композиция «Бесікке салу». Мы видим, что ребенка кладут в колыбель, благословляют, желают долгой и счастливой жизни, – говорит Тогжан. – Обряд сопровождается песнями, словами назиданий. Другая работа носит название «Тұсау кесу» – перерезание пут. Вся семья собралась вокруг малыша, ему желают удачной жизни. Путы перерезают в момент, когда малыш начинает делать первые шаги. Родители стараются, чтобы это сделал уважаемый человек. Считалось, что таким образом ребенок переймет удачу и по жизни пойдет уверенно.

Во время обряда перед ребенком клали деньги, конфеты. Особое внимание уделялось тому, к чему он потянется. Это был знак, определяющий его дальнейшую судьбу.

Работы Тогжан и Салтанат выполняют из кожи и фанеры, используют акриловые краски. Это не первая их выставка. Не так давно они вернулись из Астаны.

– Большое внимание уделяем декоративным элементам в виде треугольных деталей, называемые в традиционном искусстве «тұмарша». Они символизируют триединство мира и несут в себе положительную энергетику, – объясняют художницы. – На каждом имеется полый элемент. Известно, в древности в него закладывали частицы тотемных животных: когти волка, перья совы. Позже их сменили письмена с сурами из Корана.

Напротив композиций разместились экспонаты из историко-краеведческого музея, в том числе представлены украшения из серебра. Ювелирное искусство занимает особое место в истории казахской культуры. Именно в нем наиболее полно и ярко отражаются идеалы народа, его вкусы, уровень художественных и материальных ценностей.

– Каждая деталь – символ. Вот это кольцо – «Құдағи жүзік», его наши предки надевали на два пальца. Оно символизировало объединение двух родов, а мелкая зернь – плодородие семьи, – объясняют сотрудники музея. – С серебром связывали понятия чистоты, красоты и здоровья, а все украшения из него обладали, по поверьям, некой сакральной силой и служили оберегами. Почему именно серебро, а не золото получило такое широкое распространение? Во-первых, потому, что золото не всем было доступно, а серебра было предостаточно, поскольку из него чеканились монеты. Во-вторых, украшения для казахов носили скорее священный характер, чем декоративный. По нему можно было с точностью определить, к какому сословию принадлежит человек, где он родился, каков его нынешний статус. В огромный кованый сундук складывались красивые нагрудники, кольца, серьги, накосные украшения. Головной убор невесты был богато украшен специально изготовленными серебряными орнаментами. Звон монет отгонял злых духов.

Студентки педагогического колледжа имени Досмухамедова демонстрируют мастер-класс. Девушки занимаются шитьем – самым распространенным видом рукоделия среди казахских женщин. Работа кропотливая, каждый стежок должен быть аккуратным, поэтому они не спешат.

– Раньше орнаментом из ткани украшали юрту, – говорят девушки. – Узоры в принципе были одинаковыми, но в то же время у каждой мастерицы свой. Различались по сочетанию цвета, размера орнаментального рисунка и так далее. Конечно, каждая девушка, прежде чем выйти замуж должна была научиться шить и вязать. – Мы это все умеем (смеются).

Кобыз за многовековую историю своего существования практически не изменился. Его также делают из дерева, обтягивают кожей, вместо струн – конский волос. Мастер Аслан Серикбаев, преподаватель музыкального колледжа имени Курмангазы представил инструменты, изготовленные им самим.

Правда, кобыз Аслана мало напоминает современный инструмент, он словно покрыт пылью истории. Автор делится, что целенаправленно состарил его. Особенность в том, что Аслан один из немногих мастеров, кто использует старинную технику изготовления. Инструмент выдалбливает из цельного куска дерева, а струны делает из кишок барана.

Рядом с кобызом лук. Он был у каждого охотника. Его Аслан тоже смастерил сам.

Оружие рассматривают Геляман Даингалиев и Кабдулмажит Акылбек. Они спортсмены, неоднократные победители национальной борьбы казакша курес, а также ученики Теректинской школы. Вид у парней колоритный, борцовская форма, а через плечо – волчья шкура.

– Сегодня мы продемонстрируем некоторые приемы казакша курес, – говорят ребята. – Это самый популярный вид борьбы у казахов. Ни одно торжество, ни один праздник или свадьба раньше не обходились без поединков джигитов.

Ни один праздник не обходится без угощения. Жительница Теректинского района Кулян Джумагалиева представила собственную продукцию: айран, каймак, вареный курт, масло, вареный сахар.

Все участники праздника смогли воочию убедиться: Великая степь не потеряла свою уникальность, а традиции и обычаи не забыты.

Фото: Ярослав Кулик
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top