Неутраченный колорит

14 января 2021
0
5247

В моду снова входят национальные украшения. Благодаря мастерам древняя методика ювелирного искусства дошла до нас практически без изменений.

Маленький кусок серебра в руках опытного мастера, члена Союза художников СССР, деятеля культуры РК Тулепбергена Рахимовича Сарманбекова легко превращается в красивый перстень или браслет. Ювелир работает в разных техниках – чеканка, чернение, инкрустирование. Создает изящные украшения из серебра больше 30 лет. Его ремесло требует грубой силы и аккуратности одновременно.

У казахов есть пословица: «Если в ауле живет хоть одна женщина, то ювелир без работы не останется». Серебряные изделия были не просто украшением, они являлись оберегом от всего плохого – сглаза в первую очередь. Девушки были буквально увешаны серебряными украшениями. Чем старше становилась красавица, тем больше на ней было колец, браслетов и подвесок. У каждого изделия – свое предназначение. Одни рассказывали, есть ли у нее жених, по другим можно было узнать историю рода и положение в обществе. Также считалось, что у женщины через руки уходит энергия, и, чтобы ее сохранить, на запястья надевали браслеты – білезік. Но еще эти парные украшения говорили о том, что их обладательница замужем.

В волосах девушки живет душа, так тоже считали в старину. От злых духов казашку защищали шашбау. Украшения на косах декорировали камнями, монетами, колокольчиками. Считалось, что их звуков боится шайтан. И парень свою девушку мог узнать по звуку колокольчика. У каждой невесты он звенел по-особенному, в зависимости от ее походки, осанки, темперамента.

Известно, когда девушка выходила замуж и приходила в дом жениха, она носила браслет с кольцами, и это украшение имело символическое значение. Через год родители невесты навещали ее. Если кольцо острием вперед, то это означало, что с дочерью все в порядке. Традиции, связанные с украшениями, хранят и в наши дни. И сегодня матери жениха на сватовство все также дарят құдағи жүзік – перстень, который символизирует соединение двух сердец. А юные модницы вновь открыли для себя шекелік – височные украшения.

В ЗКУ имени Утемисова древнее мастерство изучают на факультете декоративного искусства. Студенты с удовольствием осваивают древнее мастерство ювелиров и даже организуют свои выставки. Обучает их известный в этих кругах мастер Тулепберген Рахимович Сарманбеков.

Он же обладатель Гран-при в номинации «Лучшее ювелирное искусство».

Но мастер гордится не своими заслугами, а работами своих учеников, даже если они еще не совсем идеальные. Узорчатые кольца, воздушные серьги, изящные тонкие браслеты, выполненные их руками, произведением искусства назвать пока трудно, но уровень подготовки виден. Учитель уверен, с годами и они набьют руку и отточат свое мастерство. Станут в ряд его талантливых учеников, среди которых члены Союза художников Казахстана А. Абуов, М. Жумабекова, Д. Капашев, Т. Мукашев, С. Мухамбеткалиева. Они особая гордость Тулепбергена Рахимовича.

Для него самого все начиналось в 1975 году, с поступления в Алмаатинское художественное училище.

После 8 класса пошел работать на стройку. После окончания смены и в выходные дни посещал изостудию Павла Леонтьевича Черкасского, внука известного художника. Он учил не только живописи, но и готовил к предстоящим экзаменам. Тогда вышло постановление ЦК о возрождении народных промыслов, Тулепбергену Рахимовичу предложили учиться на Украине, он согласился. Город Косов, куда приехал, промышляющий народными ремеслами, встретил со всем радушием. Сначала жил на квартире, с ним еще два парня из Казахстана, потом переехали в общежитие. Правда, в учебе поблажек не давали, учились как все, на украинском языке. Впоследствии выучил его настолько, что перевод делал моментально. Там были хорошие, оснащенные всем необходимым мастерские, преподавали замечательные педагоги. Парень из Казахстана всем сердцем полюбил Украину.

Как говорит Тулепберген Рахимович, на одну работу может уйти от одного дня до нескольких месяцев, все зависит от настроения. Сам он нередко берется за несколько работ одновременно. Агат, нефрит, аметист, горный хрусталь – от его камней, оправленных металлом, трудно отвести взгляд. Работает преимущественно в национальном стиле. Сейчас это особенно модно и актуально.

«Жаман кiсіден, жаман сөзден сақтасын», – с такими словами предки бросали серебряные украшения в воду, где купали ребенка, отмечавшего свои сороковины – қырық су. В воду падали кольца, браслеты, серьги и другая красота. Для маленькой девочки это было началом подготовки приданого для свадьбы и своего рода обрядом очищения.

– С серебром связывали понятия чистоты, красоты и здоровья, а все украшения из него обладали, по поверьям, некой сакральной силой и служили оберегами, – говорит зергер. – Почему именно серебро, а не золото получило такое широкое распространение? Во-первых, золото не всем доступно, а серебра было достаточно, поскольку из него чеканились монеты. Во-вторых, украшения для казахов носили скорее сакральный, священный характер, чем декоративный. При этом каждое изделие несло свой особый смысл. По нему можно было с точностью определить, к какому сословию принадлежит человек, где он родился, каков его нынешний статус.

Студенты Тулепбергена Рахимовича при изготовлении украшений чаще используют более дешевый материал – латунь, медь. Бывает и серебро, но редко. Прежде чем приступить к делу, разбирают моторы, распутывают катушки, так добывают металл. Есть среди начинающих и девушки.

– Станет ли студент профессионалом, зависит от его трудолюбия, – рассуждает преподаватель. – Конечно, талант важен, но в большей степени нужно все-таки стремление. Я в свое время горел идеей стать художником. У многих ребят я вижу тот же блеск в глазах.

Сегодня его работы украшают многие частные коллекции, а также Центральный музей в Алматы. Он участник и победитель многих республиканских и региональных выставок и конкурсов в Алматы, Нур-Султане, Атырау и других. Работы отличаются национальным колоритом, богатой фантазией, тонкостью и изяществом элементов. Особенно это просматривается в женских украшениях.

– Нужно знать свою историю, а в искусстве ее легко прочитать, – говорит мастер. – Все годы, пока девочка росла, мать бережно и кропотливо собирала ей приданое. В огромный кованый сундук складывались красивые нагрудные украшения (оңiржиек), кольца, серьги, накосные украшения (шолпы, шашбау), декорировка для будущего саукеле (головной убор невесты был богато украшен специально изготовленными украшениями – шекелiк, шашбау). Звон монет в шашбау и шолпы отгонял злых духов. Получая знания, ребята не только учатся мастерству, они знакомятся с историей народа, традициями, обрядами. А это должен знать каждый.

Фото: Ярослав Кулик
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top