«Нескромный» талант Сакена

5 января 2023
0
701

В галерее ДК «Атамекен» проходит выставка картин члена Союза журналистов и Союза художников РК Сакена Гумарова «Загадочный мир Сакена». Представлены работы из частных коллекций и фондов областного историко-краеведческого музея.

Чуть раньше, в выставочном зале города, открыли выставку, посвященную Дню Независимости, на которой представили творческие работы учащихся и педагогов детской художественной школы имени Сакена Гумарова, а также местных мастеров. Гости выставки: учащиеся школ и преподаватели, член Союза художников РК, ученик Сакена Нажмеддинулы Гумарова – художник, поэт, музыкант Ерсайн Жапақ Кайырлыұлы, Мухангалиев Жанболат Жүсіпұлы – заведующий домом-музеем С. Гумарова, Толыбаева Гулжанат Рамазановна, – экскурсовод дома-музея, Темиршеева Турсын Амангельдиевна, – методист отдела воспитания отдела образования Уральска, директор выставочного зала Гиниятов Ахмет Тлегенұлы.

Сакен Гумаров прожил недолгую, но яркую и насыщенную жизнь. Рисование для него являлось чем-то естественным и гармоничным, без чего он не мог. Уверовал: настоящий художник не тот, кого признали или наоборот – не признали. Художник – это судьба, и всю свою сознательную жизнь он верил в нее. Свои сокровенные мысли, а также душевные переживания доверял холсту.

Он родился в Бокейорде, в 1937-м году, в небольшом ауле, среди песков. Но именно эта «скучная» картина переливающихся под солнцем барханов дала волю его фантазии. Еще в детстве в его голове рождались причудливые образы, которые потом он отразил на своих полотнах.

В своих интервью он часто говорил, что в каждом художнике заложена генетическая память прошлого, которая ведет за собой. В детстве мог часами проводить время среди барханов и наблюдать, как движутся пески. И, кажется, он действительно слышал, как они стонут и поют. Чуть позже понял, что каждая песчинка несет в себе память ушедших цивилизаций. Он так и не смог принять распространенное выражение «голая степь». Уверял, что это не так, там есть жизнь, которую он чувствовал. Видел цветные миражи, и эти краски потом тоже были в его полотнах. Он чувствовал вибрации, и эти знания ему словно кто-то передавал. Мастер верил: есть мировая душа и мировой разум. В современном мире все завязли в материализме и совсем забыли о духе, поэтому своим творчеством он хотел помочь людям вспомнить об истинном.

Практически сразу после его рождения, мать умерла. Мальчика отдали на воспитание в бездетную семью родного дяди. С юных лет он отличался от своих ровесников. Любил учиться, и был очень любознательным, много читал. А после окончания школы поехал в Москву и поступил в ГИТИС, откуда потом ушел. Затем Ленинградский институт театра, музыки и кино, его Гумаров, к сожалению, тоже не закончил. Через два года вернулся назад. Стал работать на местном телевидении режиссером. В это же время продолжал писать стихи. В 1988 году оказался первым режиссером-постановщиком фильма «Наурыз думан». Его коллеги вспоминали, за какую бы работу ни брался, старался быть правдивым. Его интерес к режиссуре понятен – дядя, у которого воспитывался, был художественным руководителем районного театра. С юных лет будущий художник наблюдал, как создаются театральные декорации, рождаются образы. Уже потом он сам организует телевизионный кукольный театр и будет уверен, талантливому человеку не стоит замыкаться на чем-то одном.

Сакен Гумаров мог параллельно писать несколько картин. Сначала – линия, потом – наполнение цветом. Все его полотна как бы составляют оркестровку. Иногда оставлял работы, возвращался к ним через некоторое время. Работал, никогда не думая об итоге. И только когда заканчивал, начинал понимать, автором какой картины он оказался в этот раз.

Современные искусствоведы определяют стиль Сакена Гумарова как авангардизм. Некоторые даже считают его основоположником нового направления в живописи. Свое творчество он сравнивал нередко и с национальным. И это правда. Достаточно вспомнить войлочные кошмы, различную домашнюю утварь с национальным зооморфным или космогоническим орнаментом.

Дом-музей Сакена Гумарова посещают часто. Здесь его мастерская, а теперь хранится его творческое наследие. Друзья вспоминают: Сакен был человеком скромным, нескромным, пожалуй, был его талант – искрящийся, заразительный и яркий. Не каждому понятный, но имеющий исключительную особенность не мог оставлять равнодушным никого. Его картины или искренне любили и проникались ими раз и навсегда, или сразу не принимали. Сам автор считал это вполне понятным. Он говорил, что каждый воспринимает его творчество в меру своей подготовленности.

Сегодня в музее хранятся всего лишь 25 картин, хотя когда-то их было около 100. Многое продано в частные коллекции, в том числе вывезено за границу, а также являются собственностью одного из банков в Уральске. Но где бы ни находились яркие, сочные, пропитанные энергией полотна, они как осколки разноцветной разбитой мозаики, собранной невпопад, по-прежнему радуют зрителя.
Гости музея могут увидеть личные вещи художника – мольберт, банки с кистями на рабочем столе, залитом краской, а также коран с четками, которые когда-то хранились в его доме. На стенах фотографии семьи, друзей. Здесь же и его документы. Музей открыт в 1995 году.

Сакен Гумаров – член Союза журналистов СССР, член Союза художников Казахстана. Живописью занимался 30 лет. О себе писал: «Рисовал с тех пор, как помню себя, работал только в масле. Не ограничивал себя жанрами, темами, также не зацикливался на национальном, классовом, социальном и расовом различии. Косвенно и страстным образом на творчество влияла музыка, архитектура и поэзия».

Музей открыли после его смерти. Также после смерти некоторые его полотна выставлены за границей. Прошли выставки в Венгрии и Чехии. В 1990 году в Алматы художник познакомился с известным венгерским тюркологом Йожефом Тормой, тогда послом Венгрии в Казахстане. Восхищенный работами Гумарова, дипломат пообещал выставить произведения в Будапеште на одной из престижных выставок. Но при жизни художника этого сделать не успел. Позже Торма все-таки побывал в Уральске, посетил могилу художника, музей, сблизился с его семьей. Он решил: душа Сакена сохранена в картинах, поэтому выставка должна состояться. Венгры встретили творчество казахстанца восторженно. Было много позитивных откликов, его творчество отмечено дипломом. Следующая выставка прошла в 2002 году в Праге, во время саммита Казахстана и Чехии. Её посвятили двум самым известным казахским художникам: нашему земляку Сакену Гумарову и пейзажисту Жанатаю Шарденову. После этой выставки картины Гумарова номинировали на премию Сальвадора Дали, но за неимением альбома европейского стандарта премия так и не была присуждена. Альбом, соответствующий европейскому образцу, выпущен только к 70-летию художника в местной полиграфической корпорации при поддержке областного акимата.

Фото: Ярослав Кулик
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top