Неразрывные узы

28 мая 2015
0
3152

Историю своего народа Абуезид Хасиев знает хорошо, хотя сам родился и вырос в Казахстане. О гонении ему рассказывали родители. В феврале 1944 года более полумиллиона чеченцев были депортированы из мест своего постоянного проживания в Среднюю Азию и Казахстан. В их числе и его семья. В Талдыкурганскую область они прибыли, как и другие переселенцы. Их везли в товарном вагоне. Многие не вынесли тяжелой дороги, погибли. Их семье повезло. До места назначения добрались все: дедушка и бабушка, родители, четверо детей. В руках ничего лишнего. То, что успели прихватить, ведь времени на сборы не было совсем. Со слов отца он знает, с какой теплотой встретили чеченцев казахи. Простые люди делились последним. Приносили продукты, одежду. Власть выделила каждой семье по корове. Абуезид родился уже на новом месте, поэтому хорошо знает местные обычаи и казахский язык.

В Западно-Казахстанскую область он приехал сразу после окончания пушно-мехового техникума в г. Балашове Саратовской области. Работал заготовителем в Жангалинском районе. Там создал семью, там же родились его дети. В Уральске семья живет с 2001 года. Какое-то время хотели вернуться на родину, но так и остались в Казахстане.

– У нас в области есть своя чеченская диаспора, – продолжает хозяин дома. – Мы все друг друга знаем, общаемся, но самое главное, храним родной язык и традиции, которых у нас много.

Если говорить о чеченцах, то в первую очередь стоит вспомнить об их гостеприимстве. Встретить кунака со всеми почестями и уважением – неписаное правило. Есть поговорка: «Куда не заглядывает гость – туда не заглянет и добро». Чеченская семья всегда готова принять гостей.

– Пришел человек в дом, его нужно угостить и уже потом расспрашивать о делах, – говорят хозяева. – Неважно, занят ты каким-то делом или нет, посвяти гостю столько времени, сколько нужно.

В их двухкомнатной квартире место найдется каждому. Пока хозяин рассказывает, супруга Хейжаб торопливо накрывает на стол. Тут же объясняет: «У нас так, сначала чай, уже потом все разговоры».

Они вместе больше 40 лет. У них четверо детей и десять внуков. Родительский дом – причал, куда повзрослевшие дети торопятся в свободное от дел время. По традициям с родителями живет самый младший сын Ислам со своей семьей. Поэтому все домашние дела Хейжаб помогает выполнять молодая сноха.

Глава семьи – Абуезид. Он пользуется непререкаемым авторитетом и уважением. В хозяйственных вопросах всегда руководит женщина.

– Существует «нохчалла» – свод правил этики, обычаев, традиций, принятых в чеченском обществе. Это своего рода кодекс чести, по которому мы живем, – рассказывает Абуезид. – Отсюда черпаются самые главные жизненные знания – умение строить свои отношения с людьми, почитание женщины.

Уважение к старшим – главный пункт. Поэтому у чеченцев нет домов престарелых. Есть у старика дети, родственники или нет, всегда найдутся люди, которые возьмут его к себе и будут о нем заботиться.

– Правда, детские дома имеются. Однако ребят не бросали родители, их много осталось после войны, – поясняет пожилой мужчина. – Но воспитанием в духе своего народа занимаются и там. Этому большое значение уделяет сам президент Рамзан Кадыров.

Накрывать на стол Хейжаб помогает сноха. За все время нашего присутствия девушка не проронила, ни слова. Тот, кто хоть как-то сталкивался с чеченской культурой, знает: скромность – одно из главных качеств чеченской невестки. Даже самая современная келин старается всегда и во всем угодить своему мужу и его родителям. К ним она обращается, называя их не иначе как «дада» и «нана» – отец и мать.

С выбором невесты Исламу помогли родители. Несмотря на то что они прожили всю свою жизнь в Казахстане, её привезли из Чечни. У чеченцев не принято брать жену другой нации. Объясняют, что так молодым гораздо легче понять и притереться друг к другу. Поэтому разводы в таких семьях тоже большая редкость.

– Наши молодые живут вместе два года, – говорит Хейжаб. – Я стараюсь учить сноху вести домашнее хозяйство, готовить национальные блюда. Конечно, она все это умеет, но совет свекрови всегда к месту.

– Знакомство жениха и невесты – отдельная тема, – объясняет Абуезид. – Раньше юноша и девушка встречались у родника, поскольку в представлении народа он дан людям от создателя. Согласно обычаям, девушка и молодой человек не могли быть на свидании только вдвоем. Это неприлично. Подойти к избраннице совсем близко тоже нельзя. Встреча всегда происходит засветло, в присутствии друзей. До 70-х годов было принято воровать невесту. Сейчас, как правило, отправляют сватов. Если смогли договориться, то потом едут за ней с подарками. Свадьбы проходят весело. Но женщины и мужчины за столом сидят отдельно. Танцевать вместе можно, но при этом мужчина должен находиться от партнерши на определенном расстоянии. Дотрагиваться до нее нельзя. Это оскорбление. Спиртного на свадьбе нет. Народ придерживается канонов ислама. С пяти лет ребенок совершает намаз, а с 7 лет девочке повязывают на голову платок, который она уже не снимает.

Главное угощение – жижиг галныш. Вареное мясо и галушки. Издревле галушки готовились из кукурузной муки с добавлением стакана горячей воды. Хейжаб совсем недавно приехала из Чечни. Оттуда женщина привезла кукурузную муку и любимую чеченцами черемшу.

– Жижиг галыш можно смело назвать аналогом бешбармака,– делится хозяйка. – Это, конечно же, не совсем то блюдо, но у них есть общее. У казахов много мяса и тонко раскатанные лепешки, а у нас то же самое, но галушки. Обязательно подается чесночный соус. Есть в нашей кухне и – «побратим» украинских вареников. Только вместо привычной картошки или творога чеченки заправляют тесто черемшой и крапивой. Подается блюдо со сметаной.

Фото: Ярослав Кулик
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top