Неразрывна связь времён

21 марта 2019
0
531

У каждого народа есть обычаи и традиции. В них отражается уклад жизни, привычки, национальные особенности. Многое со временем безвозвратно утеряно, но что-то дошло до наших дней и по-прежнему почитается.
Одним из наиболее интересных и значимых является «тұсау кесу» и посвящен он первым шагам ребенка. Обмотанную вокруг ног ребенка веревочку перерезают ножницами. Проведение его ни что иное, как пожелание малышу ровной и белой дороги, счастливой жизни. Родители проводят церемонию по мере своих желаний и возможностей. Но для каждого казаха это, конечно, большое событие.

Сунгат и Жанар Мухамбетжановы к церемонии готовились почти месяц. Первый день рождения их дочери Медины и обряд решили провести торжественно, по такому случаю пригласили друзей и родственников. Мама верит в примету – как проведешь обряд, таким и будет жизненный путь ребенка.

– Никто не отказал, все приехали, – говорит Жанар. – Мы старались, чтобы у всех в этот день было хорошее настроение. И никто из гостей не ушел без символического подарка. Таков обычай.

Приглашали на той заранее, закупали сувениры для конкурсов: все должно быть красочно и красиво.

Важен выбор человека, который будет перерезать малышу путы – тұсау. Есть поверье – ребенок по характеру и темпераменту будет похож на него. То есть для этой миссии выбирался самый достойный.

Сунгат и Жанар попросили приехать из Астаны 11-летнего племянника Диаса. Мальчик занимается бальными танцами, неоднократно становился чемпионом. К тому же он хорошо учится, поет, слушается родителей и помогает им во всем. За это ему положен хороший подарок.

В данном случае продумывают все, даже цвет веревочки, которую перерезают. Обязательно нужна бело-черная. Белый – как символ чистого и доброго, черный – напоминание о плохом. Ее, к слову, можно купить в любом специализированном магазине. А еще обязательно иметь ту самую дорожку с надписью: «Тұсау кесу», по которой ребенок сделает первые шаги.

Родители Медины наняли не только музыкантов и тамаду, но и артистов, которые специализируются на таких национальных обрядах. Творческий коллектив «Нарын-шоу» сделал мероприятие красочным и зрелищным. К примеру, ребенка усадили на трон под шатром и вынесли на руках. Шествие сопровождали девушки в национальных костюмах, которые исполняли песню с пожеланиями счастливой жизни. Затем Диас перерезал веревочку, обмотанную вокруг ног, и Медина пошла. Всех осыпали праздничным «шашу» из сладостей и монет. Один конец веревочки по обычаю остается у родителей, второй отдается паре, которая хочет детей. Чтобы в следующий раз по такому случаю собрались уже у них.

Динаре Байгуатовой 27 лет, она руководитель «Нарын-шоу». Существует коллектив с февраля 2015 года, за это время не только сменили костюмы, но и расширили репертуар. Чаще всего их «заказывают» на свадьбу, причем как на сторону невесты, так и на сторону жениха.

– Мы организуем красивый выход невесты «Беташар». Это обряд, который проводится только после того, как прошли «Құдалық» и «Ұзату». В чем смысл и почему он так важен даже в наши дни? Беташар буквально переводится как «Открывание лица». У девушки новый статус. Новая семья ее не видела, не воспитывала, но уже должна принять в свои объятия. Она не может прийти просто так, поэтому выход торжественный. Поются песни, она кланяется новым родственникам, чтобы показать уважение. Они готовы принять ее в семью, в свой род, в свое сердце!

Но приглашают на любое торжество, которое хотят провести по традиции. С такими же почестями отмечают пятилетие мальчика. Обряд называется «Ашамайға мінгізу», в этом возрасте раньше ему положено было дарить коня, мы сейчас обходимся домброй и камчой. После этого он становится настоящим джигитом. Старики благословляют ребенка, желают, чтобы он вырос смелым, добрым и совершал только хорошие поступки. На каждой церемонии ее участники обязательно надевают красивые национальные костюмы.

Простоя в работе у команды не бывает, сейчас многие обращаются к традициям. Основу любого обряда они знают, но все-таки стараются перевести на современный лад, усовершенствовать и украсить. К тому же возможностей у современного человека гораздо больше. Законодателями моды становятся южные регионы республики. Но много полезной информации черпают в интернете.

У казахов много традиций и обрядов, о которых сегодня заговорили с новой силой. И проводят их не ради красоты, многие хотят прикоснуться к истокам, передать то, что знают, своим детям. Самыми распространенными по-прежнему остаются:

Сүйінші – обычай, согласно которому путник, принесший в дом добрую весть, в благодарность получает от хозяев ценный подарок.

Асар – семья, у которой возникла необходимость выполнить какую-либо спешную, подчас тяжелую работу, имеет право позвать в помощники родственников, друзей и соседей. По окончании дела, для помощников накрывается богатый стол.

Жылу – традиция, связанная с оказанием материальной, моральной и финансовой помощи людям, пострадавшим в результате стихийных бедствий (пожаров, наводнений и т.п.). Все сочувствующие, а не только родственники, имеют право помочь пострадавшим.

Бел көтерер – традиция угощать пожилых людей. Для стариков готовятся вкусные, а самое главное – мягкие блюда, такие как казы, жент, кумыс, творог и т.д. Как правило, данная обязанность возлагается на детей или близких родственников, реже соседей. Традиция является примером заботы о пожилых людях.

Қонақасы – обычай, связанный с угощением гостя. Казахский народ издревле славился своим гостеприимством. Все самое вкусное всегда приберегали для гостей, которых делили на три вида. «Арнайы қонақ» – специально приглашенный, «құдайы қонақ» – случайный путник, «қыдырма қонақ» – нежданный гость. Если хозяин дома по каким-либо причинам отказался соблюдать обычай қонақасы, в отношении него (в давние времена) могли быть применены штрафные санкции.

Қонақкәде – традиция, в соответствии с которой хозяин дома имеет право попросить гостя спеть песню или сыграть на музыкальном инструменте. Қонақкәде – испытание гостя искусством, а также залог веселого застолья.

Ерулік – если в аул прибывали новоселы, в их честь устраивался ерулік – небольшой праздник, позволявший прибывшим быстрее адаптироваться на новом месте. Также ерулік включал в себя и помощь в бытовом обустройстве новичков. Соседи обеспечивали их дровами, питьевой водой и т.д.

Той дастарханы – особая форма торжества, организуемого к празднику или во время него. Помимо посиделок за столом, во время той дастарханы проводятся спортивные, музыкальные, песенные состязания (айтыс), скачки.

Шілдехана – торжество, связанное с рождением ребенка.

Бесікке салу, бесік той – праздник, устраиваемый после укладки новорожденного в люльку. Как правило, организуется на 3-5 день после отпадания пуповины у малыша.

Есім қою, ат қою – обряд имянаречения. Может проводиться в рамках праздника шілдехана, либо во время торжества, приуроченного к укладыванию новорожденного в люльку. Исполнение обряда поручают наиболее уважаемым людям, которые, кроме всего прочего, благословляют младенца.

Фото из семейного альбома Мухамбетжановых и Динары Байгуатовой

Обсуждение закрыто.

ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top