Неравное партнерство

3 мая 2018
0
196

Не секрет, что профессионально-техническое образование требует усовершенствования, поскольку производственные предприятия не хотят брать на практику студентов, в результате будущие рабочие не могут получить навыков, опыта, а в итоге их не принимают, ссылаясь на несоответствие современным требованиям. Есть и другие нестыковки между системой образования и производством, от которых страдают выпускники и сами предприятия, не получающие требуемые кадры. Об этом мы беседуем с заместителем директора по профессиональному обучению ГККП «Уральский политехнический колледж» Жанат Нурахметовой.

– Для кого мы готовим профессионально-технические кадры? – задает риторический вопрос Жанат Сергазиновна. – Для производства. А оно стало частным. Руководители предприятий, с одной стороны, хотят получить дешевую рабочую силу, с другой, не желают брать студентов на практику и выделять им наставников, так как им невыгодно делать это бесплатно. А из каких источников мы будем платить?

Министерство образования не решает вопрос, поскольку это прерогатива Министерства финансов. Нам предлагают урегулировать ситуацию через Национальную палату предпринимателей, считая ее «золотым» мостиком между системой образования и производством.

– Социальных партнеров ищем сами, – сетует она, рассказывая о трудностях в системе профессионально-технического образования. – К примеру, договариваемся с каким-то предприятием, заключаем договор, а потом идем в Национальную палату предпринимателей, чтобы они поставили подпись и печать, далее документы идут наверх. Какова здесь роль Палаты, с которой нам приходится согласовывать рабочий план? Третий год со всех трибун говорю об этих неувязках, а воз и ныне там.

Национальная палата предпринимателей выражает интересы частных компаний, способствуя развитию их бизнеса, мы же государственное коммунально-казенное предприятие, – расставляет акценты заместитель директора политехнического колледжа. – Нам говорят: подберите в попечительский совет представителей из общественных организаций, предприятий, социальных партнеров, Палаты предпринимателей, а они не хотят, у всех своя работа.

В настоящее время социальному партнерству еще далеко до требуемого уровня. Откровенно говоря, оно существует только за счет активной жизненной позиции определенных руководителей производства, которые понимают, что надо готовить смену старшему поколению, но их немного.

– Жанат Сергазиновна, на Ваш взгляд, как это можно разрешить?

– Требуются изменения на законодательном уровне, которые мотивировали бы руководителей промышленных предприятий к сотрудничеству с учреждениями профессионального образования. Необходимо разработать модели совместного финансирования субъектов ПТО государством, предприятиями и организациями на республиканском, региональном и местном уровнях, касательно дуального обучения, оплаты наставничества.

Разработать и утвердить модели соцпартнерства, поскольку имеющаяся сегодня модель требует усовершенствования.

– У Вас есть конкретные предложения?

– Есть, на основании опыта нашего колледжа. Работу в этом направлении можно осуществлять в три этапа. На первом создается маркетинговая группа, которая будет проводить исследования о возможности социального партнёрства с тем или иным предприятием. Выяснять, заинтересован ли производитель в том, чтобы на его предприятии трудились профессионально образованные работники? Испытывает ли он потребность в повышении квалификации уже работающих? Маркетинговая служба определяет, соответствуют ли требования работодателя уровню подготовки выпускников.

Второй этап – организационный. Он включает разработку модели социального партнёрства, определение перечня партнеров, заключение договоров, меморандумов. Договоры регулируют отношения, совместную разработку учебно-методической документации, стажировку работников колледжа, прохождение практики студентами. Там должны быть указаны и другие условия, например, подвоз студентов к месту работы, питание, оплата. А также установление именных стипендий от производства и трудоустройство выпускников, имеющих именные стипендии.

На третьем этапе определяются задачи и функции социальных партнёров, намечаются необходимые мероприятия. К примеру, предварительная обзорная экскурсия для студентов перед выходом на сплошную практику, встречи с отделом кадров от производства, прохождение медосмотра, открытие пенсионных договоров и прочее.

– Как в колледже с прохождением практики?

– По-разному. Во время выхода группы на сплошную практику мы стараемся заключить договор на одном производстве с прохождением всей группы – 20-25 студентов. Благодаря этому они стажируются еще и под контролем мастера производственного обучения, который ведет табель рабочего времени, что дисциплинирует студентов. Группа разбивается на бригады, с назначением бригадира, помимо этого у каждой бригады есть свой наставник от производства. Это в идеале.

Но в жизни встречаются препятствия, и серьезные. Социальному партнёрству мешают нестабильность работы ряда предприятий, что затрудняет формирование перспективного заказа на подготовку кадров. Неготовность части руководителей к новым экономическим условиям. Отсутствие у наставников педагогического опыта.

Помимо этого юноши, не окончив учёбу, призываются на службу в армию, хотя законом предусмотрена отсрочка, что не позволяет им адаптироваться на предприятиях, в итоге снижает процент их закрепляемости на производстве. Но при этом любая организация заинтересована получить специалиста с минимальным сроком адаптации.

К тому же механизм договорных отношений между колледжами и производством не отработан до конца. Как уже говорилось, некоторые субъекты системы профтехобразования требуют от нас 3-, 4-сторонние договоры, а на деле сами не выполняют условия договора, оставляя нас, учебное заведение и предприятие, производство, один на один со своими проблемами.

Хочется заинтересованного и равноправного взаимодействия образовательных учреждений, хозяйствующих субъектов и органов власти.

– Где ребята проходят практику?

– Сейчас у нас в соцпартнерах восемь основных компаний: ТОО «СКФ Отделстрой» под руководством В.П. Михно, ТОО «Марасант» – А.П. Конеев, ТОО «Бипек авто» – А.В. Бабошкин и так далее. И мы очень благодарны им за сотрудничество. Это те руководители, которые думают о будущем Казахстана.

Требуется расширить спектр производственной практики студентов, стажировки преподавателей, повышения квалификации наставников, предусмотреть возможность трудоустройства выпускников колледжа. Колледжам совместно с работодателями надо внедрять в учебный процесс новые практико-ориентированные методики и технологии обучения, соответствующие технологическому развитию производства. Расширять практику проведения конкурсов профмастерства, олимпиад в стенах колледжа и практику реального дипломного и курсового проектирования, основанную на конкретных проблемах предприятий и фирм социальных партнеров и так далее. А при участии в тендерах учитывать, что предприятие является соцпартнером.

– Как же устроиться на работу, не имея опыта?

– Работодатели завышают требования к принимаемым работникам, желая иметь специалистов высокой квалификации. А где выпускникам набираться опыта?

В связи с этой проблемой надо создать особую образовательную «биржу», где могли бы пересекаться интересы учебных заведений, студентов и работодателей.

Учебное заведение должно трудоустраивать своего выпускника только первый год, а не мониторить его трудоустройство на протяжении трех лет, как сейчас. Считаем, что это прерогатива Центра занятости, так как главная задача учебного заведения – давать знания.

«Вместо образования на всю жизнь» новые условия развивающегося производства требуют «образования через всю жизнь». И это наша общая задача, а не только системы профтехобразования.

– Спасибо за интервью.

Фото: Ярослав Кулик

Обсуждение закрыто.

ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top