Непростая плеть

1 февраля 2018
0
3574

Камча, искусно сплетенная из полосок сыромятной кожи – символ власти, твердости духа и уважения. Она оберегала шанырак от злых духов, помогала всаднику обуздать резвого скакуна и напоминала жене о твердой руке мужа. В прежние времена висела в каждой юрте и на видном месте. Сегодня камча не забыта, но чаще только в виде декоративного украшения.

Улан Жанботаевич Сайтмухаев несколько лет занимается плетением камчи и знает о ней много интересного.

Родом он из Алматинской области. В Уральске больше 20 лет, последние годы живет в п. Федоровка Теректинского района, состоит на госслужбе. Свободного времени у него практически нет, но для увлечения пару часов находит. Впрочем, мастер поправляет: для него это не просто занятие по душе, а настоящая философия жизни.

– Улан, кто Вас научил этому мастерству?

– Мои предки были мастерами. Отец матери – знатный шорник. До 85 лет ездил верхом. На заказ изготавливал конную амуницию. Я часто гостил у него и видел в деле. Специальных уроков он мне не давал, считал: если человек увидит, то при желании сделает. Я рассматривал его инструменты, подавал их ему, в общем, старался быть полезным.

Помню, как дед из цельного куска дерева вырубил луку седла, которую зачем-то долго варил в казане.

Он представитель рода найманов, изготавливал найман ер, то есть найманские седла.

Мастера того времени вкладывали смысл в каждый элемент. По седлу можно было многое узнать о его владельце. Для найманского седла характерна широкая и высокая передняя лука, сплошь покрытая серебряными накладками в виде стилизованных фигур и растительных узоров. У казахов есть поговорка: «Красота жизни заключается в изящном седле и в нарядной одежде».

Дед был охотником, его помощник – верный пес породы тазы. Известно, что тазы заводят для охотничьих целей или как компаньона. Собака обладает умом и четким зрением, благодаря которым может с легкостью выследить и выгнать притаившегося в кустах зверя. На вид красива и изящна, привязана к своему хозяину, но довольно независима. Тазы приспособлена к кочевому укладу жизни и на протяжении долгих веков оставалась единственной охотничьей породой. Каждый владелец тазы знал ее родословную до 16-го колена, к ней относились с уважением.

Как рассказывали, дед очень ценил собаку. Она была вхожа в дом, и ей было позволено лежать там, где она захочет.

У нее имелся свой рекорд: за одну зиму поймала около 70 зайцев и лис.

Дед моего отца – знаменитый седельщик, а также ювелир. Свои седла он отделывал драгоценным металлом и камнями. Моя бабушка, его сноха, до сих пор жива, ей больше 90 лет, это она рассказала мне о нем.

Седла, которые он делал, отличались качеством и красотой. За одно такое седло с полной амуницией предлагали двух лошадей. Конечно, такую вещь себе могли позволить только богатые люди. Сейчас есть мастера, седла которых можно отнести к настоящим произведениям искусства.

– Откуда интерес именно к камче?

– С детских лет я пас скот, держал в руках камчу. Это необходимый атрибут каждого всадника. Плеть камчи обязательно из выделанной кожи, рукояткой служит крепкая ветка таволги.

Этот кустарник не растет в наших краях, привожу его из Алматинской области. Издревле казахи относились к растению с особым уважением, верили в целительную силу, сакральность. Из таволги изготовляли не только рукоятки камчи, но и другие предметы, культовые для казахов. Считалось, что таволга защищает от всего плохого.

Толстую ветку таволги необходимо сначала выпрямить. Затем ее чищу, натираю подсолнечным маслом и, грея над огнем, выпрямляю. Процесс несложный, но длительный.

Очень важно, какого качества кожа для плети. В древние времена шкуру КРС отмачивали в айране, засыпали соль. Каждые два-три дня перемешивали. Так кожа стояла почти месяц – после этой обработки отслаивалась шерсть. Затем выделывали на деревянном станке. Дальше разглаживали.

– Сколько времени уходит на изготовление?

– В любом деле необходимы терпение и выдержка. Плетение камчи требует много времени, тут нет места лени. Сложность и в количестве кожаных полос – из четырех, шести, восьми, десяти. Лучше работу выполнять в холодное время года, потому что при высокой температуре кожа быстро высыхает.

– А кто просит изготовить камчу?

– Кто хочет ее иметь. Например, недавно выполнил заказ Коктерекского историко-краеведческого музея. Делаю камчу для игроков в кокпар, фермеров. Они отличаются по длине рукояти или плети, по толщине последней. Видов камчи много.

«Шыбыртқы қамшы» – сплетенная из 3-4 ремешков, использовалась при верховой езде.

«Сүндет қамшы» – дарили мальчику, когда совершали обрезание (сүндет).

«Бәйге қамшы» – для байги и скачек. Длина рукоятки ее примерно от локтя до мизинца, а толщина рукоятки – с мизинец руки наездника .

«Көкпар қамшы» – для участника кокпара. На этой камче не должно быть никаких металлических накладок, украшений, чтобы не поранить спортсменов.

Сразу скажу, я не каждому отдам свою камчу, только тому, кто действительно будет ее ценить.

– Что связано с этим национальным атрибутом?

– Это – неотъемлемая часть облика казаха. Его трудно представить без лошади и камчи. В традициях и обрядах были свои правила использования. Когда просили слова для выступления, бросали камчу на середину. Пеший человек держал её, сложив вдвое. Держать несложенной – знак враждебности. Камча превращалась в грозное оружие, если в нее вставляли металлический стержень, а в самый кончик — кусочек литого металла. Удар едва выдерживали верблюды и быки.

Отец будущего жениха отправлял почетных людей своего рода к отцу предполагаемой невесты. После смотрин один из уважаемых гостей при положительном исходе знакомства оставлял свою камчу, повесив на решетку юрты. Если отец девушки не против сватовства с этими людьми, то он не трогал и не возвращал камчу, которая становилась знаком всем другим посетителям, что девушка уже занята.

Входя в юрту или находясь не в седле, следовало держать камчу в правой руке, вдвое сложенной, не размахивая ею.

Показывать кому-либо направление дороги или указывать на какой-либо объект всаднику следует не рукой, а сложенной камчой.

Раньше кочевник входил в чужую, незнакомую юрту без камчи в руках. Оставлял ее в седле или убирал в сапог.

Появление джигита среди девушек с особо выделанной либо искусно изукрашенной камчой сразу повышали его статус и положение в обществе.

Нельзя плетью бить землю, детей, дом, войлок.

Особо сильной в магическом отношении считалась плеть покойного отца или деда, из-за чего ее подвешивали на почетное место вверху либо на настенный ковер. Такая плеть исполняла роль действенного оберега.

При трудных родах над женщиной подвешивали плеть уважаемого человека, что должно было обеспечить благополучный исход.

Недостойно чести джигита потерять плеть с инкрустацией из серебра, которую заказывал его отец или дед искусному умельцу.

– Есть продолжатели Вашего дела?

– У меня дочери, они к этому, конечно, интереса не имеют. Но может быть, придет время, когда ко мне придут ученики, ведь нам нельзя забывать ремесло предков.

Фото: Ярослав Кулик
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top