Не задушишь, не убьёшь!

18 января 2018
0
1756

В начале 2016 года встретил одну свою знакомую семейную пару и поинтересовался, как идёт их совместный бизнес – проведение свадеб. «А мы бросили: невыгодно…» – последовал ответ. Она, тамада, занялась репетиторством по математике, он, музыкант, помыкался несколько месяцев без работы, наконец устроился охранником.

Действительно, кризис не мог не отразиться на ситуации и в этой сфере. И тут возникает масса вполне прагматичных вопросов. Как именно кризис повлиял на казахстанский шоу-бизнес? Меньше стало приглашений? Сократилась концертная деятельность? Усилилась конкуренция? Начала происходить болезненная для многих селекция? Может, эти вопросы неуместны и с учётом особенностей Казахстана нашему шоу-бизнесу кризис не страшен?

Надо признать: подвижки произошли, причём в нежелательную сторону и для потребителя, и для исполнителей. Потребитель затягивает ремешок, стараясь экономить на всём. Вот что писал о тогдашних переменах в свадебном шоу-бизнесе обозреватель газеты «CentralAsiaMonitor» Адольф Арцишевский:

«Раньше престижа ради надо было согнать на свадебный той до тысячи гостей. Зачем? Затем, чтобы ходить пузато. Чтобы чувствовать себя так, словно ты кум королю. Неважно, что ты после этого в долгах как в шелках, неважно, что, рассчитываясь с долгами, ты можешь оставаться без штанов и без крыши над головой. Важно, что переплюнул кого-то, кого переплюнуть тебе было до крайности необходимо».

Обозначилась другая тенденция – довольствоваться гораздо меньшим количеством приглашённых. Понизилась и гонорарная ставка исполнителей. В Сети началась паника, растерянность. Это безобразие: чтобы получить хоть какой-то заказ, звёзды казахстанской эстрады вынуждены снижать расценки на свои услуги! Потому как многие участники индустрии развлечения вообще лишились работы…

Доходы местных артистов упали в два-три раза, наших звёзд почти перестали звать на корпоративы. Выходит, надежда теперь на диски. Как бы не так. Диски казахстанских певцов, за редким исключением, пылятся на прилавках. Зато обнаглели музыкальные пираты. Власти с ними борются, но очень слабо.

Не случайно пару лет назад музыкальные эксперты отмечали, что нашим звёздам нужна раскрутка. Мол, как были кстати конкурсы типа МТВ или МузТВ. Где они? На их проведение нужны немалые деньги, а с ними напряжёнка. В том же 2016 году в Алматы было более 20 агентств по организации праздников и торжеств, но лишь пять из них едва сводили концы с концами. Остальные оказались на грани краха.

– Конечно, артисты не в восторге от того, что доллар взлетел, – говорит один из самых успешных продюсеров казахстанской эстрады Эрик Тастембеков. – Заказов, приглашений стало на порядок меньше. Народ теперь обходится тамадой и парой-тройкой танцевальных номеров. Никаких артистов! Раньше народу нужны были хлеб и зрелища. Сейчас денег не хватает даже на хлеб. Какие тут могут быть зрелища?

Спрос на артистов уменьшился, по крайней мере, на треть. Но чтобы их не забыли, нужно снимать клипы, но уже не за 15-20 тысяч долларов, как в 2008-2012 годах, а за меньшую сумму. Так как студии тоже переживают не лучшие времена, клипмейкеры стали сговорчивее.

Нужно продолжать работать, нужно снимать клипы. Чтобы народ знал: данный исполнитель поёт и работает. Конечно, сегодня у наших артистов в активе остался лишь той-бизнес. Это, можно сказать, единственный источник доходов. Бизнес на стороне? Полноте, на стороне тоже кризис, – подчёркивает Тастембеков.

По его мнению, у нас есть исполнители, которые держатся на плаву: Кайрат Нуртас, группа «Музарт», Айкын… Им даже гастроли доступны, их популярность помогает артистам выживать, но это редкие исключения…

И всё-таки наверняка найдутся той-шоумены и артисты, в том числе и в Уральске, которые скажут: да, ситуация осложнилась, но никакой катастрофы нет. Да, платить стали меньше, но появилась масса молодых, энергичных, в основном самодеятельных, энтузиастов шоу-бизнеса. Они не заморачиваются на кризисах, а действуют, как это возможно в нынешней ситуации. Они исходят из простого принципа: если близится праздник, значит ему быть!

Знающие толк в этих вопросах люди, не любящие давать интервью и вообще «светиться» в СМИ, убеждены в следующем.

Кризис в Азии имеет свои особенности, и главная из них заключается в том, что народу на этот кризис наплевать. В Казахстане, в частности, на юге, все праздники – свадьба, разрезание пут, обрезание, тот же корпоратив – проходят, несмотря ни на какие кризисы, как и проходили всегда, всё с тем же размахом.

Где берут деньги? Продают всё, что могут продать, режут всё, что движется на четырёх копытах. Но торжество должно пройти – и проходит! – на «ура». Бедность народу привычна, как повседневная одежда. Свобода, как её понимают в Европе и Америке, народу непонятна и чужда. Он свободен, так как знает своё место в этом мире и своё предназначение. Вот такая «философия», такой взгляд на вещи, нравится это кому-то или нет.

То есть, суть в незыблемости традиций. Так было, так есть и так будет. А дальше можно заниматься любыми рассуждениями. Помните: «Эту песню запевает молодёжь, эту песню не задушишь, не убьёшь…»? Так и с нашим шоу-бизнесом и собственно той-бизнесом. Вопреки всем кризисам, его не задушишь, не убьёшь. Как очень верно замечают по этому поводу знатоки народных традиций, мы верны своей тяге к празднествам и торжествам, она так же неистребима, как наша тяга к домбре, кумысу и бешбармаку. Как и наша любовь к лошадям и бескрайнему степному простору.

ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top