Не просто увлечение

25 июня 2015
0
2176

В центре – А.А. КоптеловаКогда говорят об ансамбле «Казачья песня», одном из старейших творческих коллективов Уральска, то частенько называют имя Аллы Александровны Коптеловой.  И добавляют: это история ансамбля, это тот человек, без которого невозможно сегодня представить известный песенный коллектив.

Помнит ли она тот день, который навсегда – пожалуй, так можно сказать – связал ее с «Казачьей песней», что стало смыслом ее жизни?

– Еще бы не помнить, – улыбнулась Алла Александровна, словно, встретившись со мною, она только и ждала этого вопроса. – Десятое февраля 1987 года. Я жила тогда в высотном доме на привокзальной площади, населенном главным образом железнодорожниками. А работала поблизости – на станции переливания крови. Так вот, услышала я в этот зимний день чарующие, мелодично-нежные звуки, доносившиеся с площади. Выглянула в окно – большая толпа людей, собравшихся по случаю какого-то концерта прямо под открытым небом. Я всегда любила петь, это у меня, видимо, от моих предков. Ведь казаки умели не только хорошо воевать, но и веселиться, прекрасно пели… И я не усидела дома, спустилась и сразу туда, к людям… После концерта познакомилась с артистами, четырьмя женщинами, за старшую у которых уже тогда была Наталья Комарова. Рассказала о себе, о том, что участвую в художественной самодеятельности станции переливания крови. Они отнеслись ко мне доброжелательно, с интересом, даже предложили приходить на их репетиции во Дворце культуры железнодорожников, теперь это Дворец молодежи. Все женщины, кроме Натальи Владимировны Комаровой – Александра Петровна Матвеева, Людмила Ивановна Абрамова и ныне покойная Любовь Дмитриевна Белая – тогда трудились на железной дороге или в этом самом ДК. Позже коллектив обрастет новыми членами и оформится в ансамбль под уже привычным названием «Казачья песня».

– Какой в то время у Вас был репертуар?

– Разный. Казачьи песни, народные, советские… Интересно, как мы обрели название своего коллектива. В 1988 году нас пригласили в Алма-Ату на какой-то, кажется, республиканский партийный форум. Пригласили в качестве артистов для участия в большом концерте. Очень много было таких же творческих коллективов, как и мы: не только из разных регионов Казахстана, но и из России. Мы должны были выступить всего с одной песней. Да и то нам поставили условие: только в том случае, мол, выступите, если уложитесь в две минуты. С собой мы тогда привезли много песен, но остановились почему-то на одной: «Любил я казаченьку». Всю ночь накануне в гостинице «Казахстан» мы с ребятами – артистами художественной самодеятельности с ремзавода – проколдовали над текстом, стараясь так ужать его, чтобы и песне не навредить, и в то же время уложиться в эти пресловутые две минуты. Получилось, судя по тому как мы выступили на главной сцене страны, как тепло нас приняли. И как-то так вышло, что там же, в Алма-Ате, родилось и название коллектива, под которым мы неизменно выступаем по сей день – «Казачья песня». К тому времени он стал больше, пополнившись за счет тех самих ремзаводских «ребят». Они были нашими ровесниками, им тогда тоже было где-то по 35-40 лет, и поэтому мы их по-свойски звали ребятами.

– И с тех пор вы неразлучны уже почти тридцать лет?

– И так, и не совсем так. От нас много поуходило людей, особенно это было характерно для кризисных девяностых годов. Было, откровенно сказать, не до песен, многим приходилось просто выживать. Ведь мы работали в ансамбле не за деньги, а исключительно из любви к песне, к искусству. Но все равно коллектив ни на день не прекращал своей деятельности, неся в массы радость от соприкосновения с прекрасным. Все это благодаря главным образом Наталье Владимировне Комаровой, которая единственная среди нас имела музыкальное образование.

Позже при «Казачьей песне» возник детский ансамбль «Яикушка». В нем участвовали и мои дети – дочь Света и сынок Виталий. Можно сказать, они и выросли на сцене. Правда, впоследствии, увы, это не отразилось на их профессиональном выборе. Впрочем, все же поправлюсь. Светлана впоследствии закончит Уральское музыкальное училище, затем Алматинскую консерваторию и даже успеет некоторое время поработать преподавателем в институте искусств, но из-за мизерности заработков вынуждена будет сменить профессию. Для этого ей пришлось еще учиться в Саратовском фарминституте.

– Как в семье относятся к Вашему увлечению?

– Нормально. Знают, что это моя жизнь, одна из ее важных граней, что я без всего этого уже просто не смогу. Муж, Валерий Георгиевич, бывший железнодорожник, а ныне пенсионер, регулярно бывает на наших выступлениях, искренне радуется за меня. Кстати, в нашем ансамбле «Яикушка» участвовали не только мои дети, но и внучка Валерия, дочка моей дочери, названная так в честь деда. Это уже у нас третье поколение. С четырех лет она выступала на сцене и побывала в Москве в Останкино, на родине Шолохова в Вешенской…

– Ваш ансамбль входит в общественное объединение «Фольклорно-этнографический центр «Яик», а когда образовался центр?

– В 1991 году. Я активно участвовала в его создании. Много сил и времени ушло на это. Устав организации позволяет нам не только заниматься организацией и осуществлением концертной деятельности, но и изготовлением предметов народного промысла, их реализацией. Имеем мы также право устраивать платные концерты, но стараемся не злоупотреблять этим, хотим, чтобы больше людей приобщалось к нашему самобытному искусству. Сбор от таких концертов у нас, как правило, шел на пошив костюмов, на транспортные расходы, на то, чтобы оплачивать услуги музыкантов, которых мы приглашали со стороны…

– Алла Александровна, мне сказали, что вы не только прекрасно поете, танцуете, но и являетесь как бы спонсором своего коллектива?

– В какой-то мере это действительно так. Мы не платим только за аренду помещения, в котором располагается наш фольклорно-этнографический центр «Яик». Во всех же остальных случаях нам приходится полагаться лишь в основном на себя, искать спонсоров, что в условиях кризиса сделать нелегко. И я, являясь хозяйкой аптеки, как-то подумала: «Почему бы мне самой не помочь родному коллективу?» И с тех пор повелось. Деньги не ахти какие большие, но они не раз выручали «Казачью песню», они облегчают жизнь нашим артистам.

Фото: Ярослав Кулик
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top