Не погаснет вечный огонь

26 марта 2015
0
2088

Члены жюри – учителя, библиотекари, филологи, ученые – подводя итоги этого конкурса, не могли сдержать слез. Столько любви, фантазии, гордости за подвиги своих прадедов вложили школьники в свои сочинения, рисунки, поделки.

Когда в конце прошлого года областная библиотека для детей и юношества имени Хамзы Есенжанова объявила среди школ области конкурс детского творчества, посвященный 70-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне, никто не ожидал, что он вызовет у ребят такой подъем творчества и патриотизма.

– Главное условие конкурса – чтобы работа была рукотворной, – говорит методист библиотеки Ольга Михайловна Редькина. – Чтобы текст был свой, написан от руки, а не набран на компьютере. Конкурс так и называется: «Рукотворная книга».

И результаты превзошли все ожидания.

– Вы только посмотрите, – не скрывают восхищения методисты библиотеки Мейрамгуль Есбулатова, Жанаргуль Жанбергенова и Карлыгаш Меденова, показывая книги, украшенные георгиевскими ленточками, орденами Победы – вырезанными из картона, вышитыми, инкрустированными.

«Мой прадед лучшим в мире был…»

Тексты сопровождают рисунки, а один мальчик сделал в своей книге настоящую панораму, умудрившись вместить в нее всю историю Великой Отечественной войны: на заднем плане первые бои, Сталинградская битва, на переднем – Знамя Победы над Рейхстагом. Причем сделано это все в формате ЗD из подлинных снимков военного времени.

Многие работы выполнены коллективно. Казталовские школьники сделали Книгу так, как будто бы она сама прошла сквозь бои: «состарили» до желтизны бумагу, опалили обложку и страницы, вложили внутрь треугольники ламинированных копий подлинных фронтовых писем.

Во многих семьях бережно хранят фотографии и фронтовые письма, и ребята, рассказывая о своих прадедах, вложили их копии в свои книги. Много писем от Садыка Шарафиева сохранилось в семье восьмиклассницы из Мичурино Альфии Халеловой. А вот о самом Садыке ничего неизвестно: пропал без вести в 1943 году.

Алишер Куаншалиев, восьмиклассник специализированной школы №8 для одаренных детей посвятил своему прадеду целую поэму.

Я прадеда почти не помню.
На фотографиях своих он чаще
был в военной форме,
Его уж нет среди живых.
Попал мой прадед в пехотинцы –
полей царицу на войне.
А заканчивает свою поэму словами:
Он о войне нам мало говорил,
Учил любить людей и мир ценить.
«Мой прадед лучшим в мире был» –
Я своим внукам буду говорить.

Малика Табылдиева из школы-лицея № 28 рассказала о своем прадеде Муктепеше Уразалиеве, «который защищал свою Родину» и своем любимом поэте Мусе Джалиле.

«Я хочу, чтобы никогда, ни один народ на Земле не знал войны», – такими словами заканчивает свое сочинение Малика.


В конкурсе детского творчества рукописной книги «Аталардың ерлігін жыр етем келер ұрпаққа» («Воспевая героизм предков») приняли участие дети в возрасте от 7 до 15 лет из городских школ, лицеев, гимназий и 12 районов области. Было представлено 330 работ. Рукописная книга помимо текста, написанного от руки, включает в себя иллюстрации. Техника выполнения – тушь, гуашь, акварель, пастель, карандаш, вышивка, аппликация.


«Я вижу лица своих родных…»

Пятиклассница Ранида Койлыбаева из села Дарьинское рассказала о своем прадеде Кенжебае Маденове.

«Когда началась война, Кенжебаю было 16 лет. Три его старших брата воевали, двое погибли: один в боях под Сталинградом, второй – за освобождение Украины. Кенжебай получил об этом известие уже на фронте. Свое боевое крещение он получил, освобождая от немецких захватчиков Молдавию. В этих боях за проявленную храбрость и умелое командование пулеметным расчетом Кенжебай был награжден орденом Красного Знамени. 19 февраля 1945 года ему исполнилось двадцать лет, а за его плечами уже был богатый боевой опыт и два ранения. Взвод лейтенанта Маденова первым ворвался в Рейхстаг. Об этом пишет маршал Жуков в своей книге».

«Меня зовут Алимхан, я учусь в третьем классе. Хочу рассказать о своем прадеде. Мой прадедушка Далабаев Лукпан ушел из жизни задолго до моего появления на свет. Но дедушка часто рассказывает о его жизни, о том, как он воевал. Родился мой прадед в далеком 1913 году, остался без отца, работал пастухом. В 1929 году вступил в колхоз и стал одним из первых механизаторов. Он сеял, пахал и собирал хлеб. Когда началась война, у прадеда была бронь, но в 1942 году он сам попросился на фронт». Это пишет Алимхан Сауров из СОШ № 25.

Андрей Великанов, ему 13 лет, рассказал о своих дедах, которые все воевали на разных фронтах Великой Отечественной, а дед Русаков погиб в битве за Сталинград, и его имя значится в списках мемориала на Мамаевом кургане.

«Когда я смотрю художественные фильмы о войне, мне кажется, что во многих эпизодах я вижу лица своих родных», – пишет мальчик.

«Пришлось бы молчать всю жизнь»

Во многих сочинениях дети не только рассказывают о своих прадедах и односельчанах, но и размышляют над их рассказами, делают выводы.

«В нашем селе из большого количества ветеранов осталась одна бабушка – Татьяна Ивановна Мачевская», – пишет девочка из села Дарьинское. – Их было очень много, но, к сожалению, оставалось все меньше и меньше. Если бы мы за каждого ветерана молчали две минуты, то нам бы пришлось молчать всю жизнь. Пройдут века, но навсегда останутся подвиги тех людей, которые сражались за Победу, за чистое небо над землей, за независимость нашей Родины. И пусть над могилами погибших и в наших душах всегда горит Вечный огонь».

Свое сочинение школьница закончила стихотворением, которое сама сочинила. В нем есть такие слова: «И вот теперь живем мы все под чистым небом, благодаря всем тем, кто отдал жизнь, защищая страну, народ, меня, тебя».

Мадина Исатаева из Январцево написала о своем односельчанине-фронтовике Рахимжане Укасове. В годы войны он водил грузовик по Дороге жизни в блокадный Ленинград – туда с продуктами, обратно – с оголодавшими женщинами и детьми. Под бомбежками немецких самолетов и обстрелами артиллерии, по льду, который в любой момент мог превратиться в полынью от попавшего снаряда или просто не выдержать тяжести машины. И каждый раз он просил этот свой грузовик не подвести, не сломаться, не заглохнуть в дороге. И машина его не подводила. Она стала для него другом, с которым вместе рисковали, вместе прорывались сквозь огонь, вместе спасали людей. Когда с города сняли блокаду, Рахимжан расставался с машиной, как с живым существом. И оставил под сидением грузовика тетрадку, в которой было записано все, что ему пришлось пережить вместе со своим железным конем: сколько рейсов сделали, что и кого возили. И благодарность машине, которая его не подвела. Именно его машину сохранили в Ленинграде, как символ грузовика-спасателя. И, спустя годы, эти его записи нашли, а потом отыскали в далеком уральском селе и самого Рахимжана, а в газете «Красная звезда» появился очерк о казахстанском водителе и его грузовике. Мадина, рассказав эту удивительную историю своего односельчанина, даже свою книгу оформила в виде этого грузовика – ЗИС-5.

Восьмиклассница Юля Рукавишникова написала о войне со слов своей бабушки, которая в годы войны, еще ребенком, работала в госпитале, помогала ухаживать за ранеными.

«Тема Великой Отечественной войны меня волнует и интересует давно, – пишет Юля. – Много читаю о войне в книгах. Моя любимая книга – «Молодая гвардия», так как ее герои – почти мои ровесники. Я восхищаюсь их подвигом. Прочитав книгу, я задумалась: смогла бы я поступить так, как они? Не знаю. Трудно представить весь тот ужас, который они испытали. Для меня они являются примером мужества и стойкости. И когда мне бывает трудно в учебе или в общении с друзьями, я вспоминаю молодогвардейцев и думаю, что все мои проблемы это – мелочи. Сейчас я не понимаю людей, которые насмехаются над событиями минувших дней. Хотя, я думаю, не так давно это было, и страшно, что многие уже забыли это».

Вывод Юлия делает неутешительный: «Я считаю, что наше поколение никогда бы не смогло повторить их подвиг».

Но, читая сочинения школьников, согласиться с этим нельзя. Ведь прадеды, которыми так гордятся дети, им бы этого не простили. Но не дай Бог, чтобы им пришлось повторить их подвиг.

Надо отдать должное учителям этих школьников, библиотекарям, которые помогали ребятам.

Жюри уже подвело итоги конкурса. В разных возрастных категориях победителями стали двенадцать ребят. 30 марта в Казахском драмтеатре будет открыта выставка работ школьников и состоится награждение победителей и всех участников конкурса. На мероприятие приглашены ветераны Великой Отечественной войны.

Фото автора
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top