Не подтолкнуть к обрыву

10 сентября 2015
0
1935

Недавнее сообщение о самоубийстве 17-летней выпускницы сельской школы, села Подстепное Теректинского района, еще раз заставило многих содрогнуться и всерьез задуматься – что происходит? Почему молодые люди решаются на такое? Об этом наш разговор с  кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры педагогики и психологии ЗКГУ Асылбеком Сапаргалиевичем Иргалиевым.

– Асылбек Сапаргалиевич, в чем причина подросткового суицида?

– К «срыву» может привести крупное эмоциональное потрясение или цепь мелких переживаний, которые постепенно накапливаются: расставание с родными, домом, привычным укладом жизни, нагрузки. Если к этому добавляются развод родителей, смерть и личные душевные переживания, могут возникнуть черные мысли.

Одна причина, как правило, не является основным пусковым моментом. Главная из проблем, которую подросток переживает остро – проблема взаимоотношений. В этом возрасте ребята ищут общения, понимания, родственную душу, готовую выслушать. Если не находят, образуется пустота. Я бы сказал, к суициду склонны те, кто испытывает дефицит любви.

Если же говорить языком статистики, то основной причиной суицидальных действий подростков в 26% случаев явились болезненные состояния психики (в том числе психозы), в 12 – трудная семейная ситуация, в 18 – несчастная любовь, в 15 – отношения со сверстниками, в 8 – отношения со взрослыми, в том числе с учителями, в 7 – боязнь ответственности и стыд за совершенное правонарушение, в 5 – пьянство и употребление наркотиков и в 9 – прочие, в том числе и невыясненные, причины.

– Кто в зоне риска?

– Нарисовать психологический портрет юного потенциального самоубийцы сложно. По характеру он может быть замкнутым, общительным, агрессивным, тихим, эмоциональным, каким угодно, отличие в том, что замкнутый будет обдумывать самоубийство. Существуют даже определенные этапы. Начинается все с мысли. Тенденция к самоубийству нарастает в форме разработки плана: продумываются способы, время и место самоубийства. Суицидальные намерения появляются тогда, когда к замыслу присоединяются решение и готовность. Эмоциональный человек сделает все на эмоциях. Обиделся, пошел и сделал. Поэтому говорить, кто больше подвержен суициду, смысла нет.

Но, несмотря на уникальность каждого случая, самоубийства имеют ряд общих характеристик. Суицидальное поведение, как правило, сопровождается стрессом. Можно заметить, что человек страдает, переживает, искаженно воспринимает реальность, зацикливается на проблеме. Всё это приводит к бегству в «суицид». Внимательные родители должны заметить, что поведение ребенка изменилось. Он стал другим.

– Сейчас многие считают, что на школьников отрицательно влияет ЕНТ, подавляет. Последний случай это как бы доказал. Вы разделяете эту точку зрения?

– ЕНТ может стать последней каплей, одной из причин, но до этого было что-то другое: скандалы с родителями, давление внутри класса, проблемы с учителями и несчастная любовь. Одно на другое наслаивается, превращаясь в огромный снежный ком, который снесет все на своем пути. И когда удивляются, что все было вроде бы хорошо, это еще не значит, что так оно и было на самом деле. К примеру, благополучная семья может лишь иметь вид благополучия. Что большинство понимает под этим: ребенок обеспечен, есть компьютер, планшет, модные джинсы. Но мало кто задумывается, что ему не хватает элементарного внимания со стороны родителей. Он предоставлен самому себе, они большую часть времени на работе, заняты зарабатыванием денег на эту самую комфортную жизнь. Намного комфортнее ребенку в семье, в которой царит теплый климат, есть взаимопонимание, доверие, родители и дети проводят много времени вместе. Тут может и не быть материальных благ, но у них все хорошо. Если говорить конкретно об ЕНТ, скажу так: любой стрессовый фактор в той или иной степени будет влиять, но он должен упасть на благодатную почву. Если личность достаточно неустойчивая, незрелая, любой фактор – будь то ЕНТ или какой-то другой экзамен – может сыграть роль. Родителям нужно помнить, самое ценное – ребенок и его физическое и психическое состояние, все остальное, и ЕНТ в том числе, не так важно.

– Подросток, решаясь на крайний шаг, действительно стремится осуществить задуманное или это демонстрация?

– Суицидальное поведение в этом возрасте чаще имеет демонстративный характер. У 10% подростков имеется истинное желание покончить с собой (покушение на самоубийство), в 90% – это крик о помощи. Социологи, обследовав группу подростков 14-18 лет, умышленно нанёсших себе порезы, установили, что только 4% из них в этот момент имели мысли суицидального содержания. Большинство же эксцессов были совершены после ссоры со сверстниками, а также как бравада. Но если подросток открыто высказывает намерение уйти из жизни – это должно восприниматься серьёзно. Эти заявления можно интерпретировать как прямое предупреждение о готовящемся самоубийстве. В таких случаях со стороны взрослого недопустимо невнимание и агрессивность. Подобные реакции только подтолкнут его к исполнению угрозы. Необходимо проявить выдержку, спокойствие, предложить ему помощь.

– Какой совет вы можете дать родителям?

– На сегодняшний день родители выделяют своему ребенку в лучшем случае 20 минут в сутки. А подростку, которому 15-17 лет, и того меньше. И они даже не видят тех проблем, которые бывают у подростка и которые можно увидеть невооруженным взглядом. Еще раз скажу, необходимо обращать внимание на любое изменение в поведении ребенка, любое. То есть стал поздно возвращаться домой, одежда стала какая-то грязная, например, как-то изменился подросток – заходит и закрывается в комнате. Родители, с учетом бешеного ритма, не обращают, к сожалению, внимания. Но это уже колокола. Должно быть живое общение, с глазу на глаз. Сейчас они в основном общаются с родителями по whatsapp, телефону, SMS. Живого общения нет, когда родитель может прямо посмотреть в глаза ребенку или на его внешность и понять, что с ним что-то происходит. А по телефону этого просто не почувствуешь. Поэтому это тоже одна из таких больших проблем, и не только у нас. Неправильно, когда родители просто не разговаривают с детьми, не общаются с ними, интересуются только какими-то насущными вопросами, приоритетными для самих родителей, а не для ребенка.

– Какова роль школьного психолога ?

– Самая значимая, ведь большую часть своего времени подростки проводят в школе, и именно здесь могут не складываться отношения между сверстниками, назревать скандалы. Их нужно вовремя заметить, вовремя пригласить к себе в кабинет и понять в чем дело, помочь разобраться. Другое дело, как это сделать, если по статистике на одного школьного психолога приходится 500 учеников.

Фото автора
ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top