Не как хозяева

14 сентября 2017
0
1528

К отопительному сезону в Уральске каждый год готовятся весьма своеобразно. С высоких трибун чуть ли не с весны говорится о том, что нельзя пропеть лето красное, КСК, коммунальным службам надо уже сейчас готовиться к зиме, расслабление недопустимо… Но, с другой стороны, на самих объектах часто царит олимпийское спокойствие.

Если раньше промывку и опрессовку производила фирма «ФЕБ-С» и городская Ассоциация КСК, то теперь и сами КСК обзаводятся опрессовочно-промывочным оборудованием. Если по жилому сектору дела с получением паспортов готовности ежегодно обстоят более или менее благополучно (за исключением так называемых «бесхозных», не входящих в КСК, домов), то этого никак не скажешь о предприятиях, организациях и учреждениях. Здесь всё идёт по годами отработанной схеме.

Наибольшую сознательность проявляют руководители учреждений образования и здравоохранения – за месяц, а то и раньше, готовность к отопительному сезону здесь практически стопроцентная. А вот предприятия и организации часто вспоминают о такой подготовке только в сентябре-октябре. Затем они чуть ли не в очередь выстраиваются в теплоинспекцию АО «Жайыктеплоэнерго», специалистам которой нужно позарез быть на объектах, где начинается пуск тепла. Происходят нестыковки, конфликты. Производственники сетуют: у нас на предприятии «давно всё готово», а паспорт готовности не дают… Но где же вы раньше были, господа? Времени на подготовку было более чем достаточно – целое лето!

На такую заторможенность руководителей предприятий и фирм мне давно жаловались Павел Тамбовцев, Валентина Харламова (она возглавляла теплоинспекцию) и другие работники коммунальной сферы. Их призывы, просьбы на производственников почти не действуют: мол, у нас технологический процесс, заключение новых контрактов, но мы к зиме уже готовимся, всё будет нормально. Однако всё равно паспорта готовности эти объекты получают в последний момент.

А ведь бывает так, что зима, как у нас водится, приходит неожиданно рано, поэтому в цехах и других производственных помещениях, офисах зуб на зуб не попадает… По-видимому, руководители объектов считают своих работников людьми закалёнными, им нипочём ни погодные катаклизмы, ни рыночные… Дело, как говорится, хозяйское, если какой-то завод имеет собственную газовую котельную: когда хочу, тогда и подаю тепло… Но когда речь идёт о централизованной подаче тепла, зачем тянуть с подготовкой к его пуску, создавать проблемы и себе, и коммунальным службам?!

Часто бывает так, что какой-то дом не входит в КСК, в нём нет даже старшего, и заниматься подготовкой к зиме некому. С наступлением холодов замерзающие жильцы начинают обивать пороги городского акимата и других инстанций, требуя «навести порядок», «спасти людей, в том числе детей, от холодов» и вообще «как могло получиться, что довели до такого безобразия?!»

Жильцам объясняют: выберите старшего по дому, создайте КСК и действуйте: готовьтесь к пуску тепла, сообща решайте свои жилищные проблемы. Что вам мешает? Аким не может волевым решением назначить нового председателя, Закон запрещает органам власти вмешиваться в жизнь КСК…

Конечно, никто не откажет в помощи в действительно экстремальной ситуации, когда, упаси Бог, будут замерзать мамы с маленькими детьми, в то время как активных, дееспособных мужчин в доме нет, и выбирать старшего по дому не из кого. Но зачем жильцам, знающим о таком положении, сидеть сложа руки, ничего не предпринимать, а потом обвинять коммунальщиков и власти во всех грехах?

Вот стоял много лет старый обшарпанный дом № 46 по улице Гагарина. В подъездах грязь, проблем, в том числе с отоплением, куча. Выбрали жильцы старшую по дому, здание вскоре отремонтировали, покрасили, стали решаться другие вопросы. Люди почувствовали себя хозяевами жилья, стали сплочённее, поэтому и жизнь их улучшилась.

Но как у нас в некоторых домах утепляют подвалы и подъезды – это вообще цирк. Уже доводилось писать о регулярных объездах города в 90-х – начале 2000-х годов вместе с тогдашним председателем городской Ассоциации КСК Станиславом Филипповым, ныне покойным. Приезжаем как-то в район завода «Зенит». Около одной из пятиэтажек старший по дому убеждал:

«Станислав Геннадьевич, мы учли ваши замечания, подвалы утеплили так, что не придерёшься – видите, какие мощные двери с утеплителем установили!.. Так что к зиме готовы, пусть тепло подают». Филиппов посмотрел наверх: «Готовы, да? А это что?» Во фрамуге подъезда было разбито стекло. «Я же сказал Петровичу, чтобы ещё вчера всё заделали, – искренне возмутился старший по дому. – Ну, я им покажу!.. Сегодня же заделаем, Станислав Геннадьевич, тепло можно подавать…»

Но и сегодня жильцы некоторых домов «утепляются» так, что хоть святых выноси. В четвёртом подъезде 64-го дома по пр. Евразии дырку в разбитом стекле фрамуги просто заткнули пластиковой бутылкой. Получилось очень «эстетично» и «герметично» – не придерёшься! И только к концу отопительного сезона здесь полностью заменили стекло: наверное, здешний Петрович очнулся от зимней спячки и принял меры. Теперь тепло точно можно подавать… Точнее, отключать.

Зато в этом же доме подвалы накануне зимы практически не утепляют: как объясняют некоторые жильцы, в них живёт много кошек, которым необходимо через окна свободно проникать в подвалы, где они борются с мышами.

Вот такие жилищно-коммунальные «Маски-шоу». Но ведь можно обойтись без такой неорганизованности и равнодушия. Давно уж пора научиться быть хозяевами в собственном доме и организованно подготовиться к отопительному сезону.

ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top