Народная медицина казахов

15 сентября 2022
0
3384

Она возникла на основе практического опыта многих поколений. Казахские лекари использовали разные способы, чтобы предотвратить болезнь или же вылечить ее. Но лечили при этом не наобум, а ставя точный диагноз. Только по пульсу больного могли диагностировать 160 различных болезней.

Традиционная казахская кухня кому-то покажется слишком тяжелой и жирной. Но для древних кочевников она была привычна и жизненно необходима. Мясо, жирные молочные продукты помогали долго сохранять энергию и тепло. Кумыс, шубат, айран и другие кисломолочные напитки не только помогают организму ощелачиваться и восстанавливать баланс после большого количества мяса, но и бороться с такими заболеваниями, как туберкулез, анемия и так далее.

В холодное время года казахи часто готовят баранину. В восточной медицине она считается едой огня, дающей человеку тепло. Для того чтобы выгнать холод из тела, пьют бульоны, едят баранье мясо, курдюк. Многие уверены, что такая диета помогает успешно справляться даже с грозным коронавирусом. Курдючный жир нашел свое применение и в массаже, так как обладает согревающими свойствами. Даже сейчас многие могут вспомнить, как в детстве при кашле мамы или бабушки натирали их этим «пахучим лекарством», тепло укутывали и затем укладывали спать. И такая терапия давала свои результаты.

Кочуя круглый год, казахи хорошо разбирались в травах, и успешно использовали целебные свойства растений. Известный до наших дней казахский травник лекарь Тлеукабыл-баба написал трактат о лечебных травах. Он изучил растения и лечил многие болезни. Его трактаты стали основой открывшегося в Китае в медицинском университете Синьцзян-Уйгурского автономного района факультета казахской медицины, по его рецептам научно разрабатываются лекарства из трав.

Условно все лекарственные растения, применяемые казахами для лечения, делились на крепительные, освежающие, согревающие и слабительные. До наших дней дошли рецепты приготовления лекарств на основе ревеня, которые применялись при лечении заболеваний брюшных органов, аира – для лечения хронической диареи, можжевельника – мочеполовой системы.

Народная казахская медицина также знала о лекарственных свойствах кузьмичевой травы (по-казахски – «қылша»), почечуйной травы («қымыздық»), девясила («қарандыз»). При сухом кашле больному давали настой, приготовленный на основе солодкового корня («мия»), при обычном кашле – настой стручкового перца («шар-дар»). В редких случаях использовались и белена, и чилибуха, и прочие опасные растения.

Одним из значимых приобретений современной науки, полученным из кладовой казахской медицины, является противоглистное средство – фитварная полынь («дармине»), соцветия которой издревле применялись казахами для лечения гельминтоза. Сейчас полынь изучают в качестве средства для борьбы с онкологическими заболеваниями.

Адраспан, или гармала обыкновенная, применялся как антиспастическое, снотворное, противорвотное и глистогонное средство. Некоторые верят, что, окуривая им помещение, избавляются от порчи и зла, а также дым убивает микробы и вирусы.

Искусство казахских костоправов (сынықшы) тоже общеизвестно. О них писали многие исследователи. Костоправы могли легко и безошибочно вправить любые переломы конечностей, ключицы и даже бедра, а также всевозможные суставные вывихи, растяжения. Шину держали для фиксации переломов, а это зависело от характера переломов и от возраста человека. Перед тем как сопоставить кости, человека обезболивали с помощью травяных отваров. В качестве шин использовали дерево, оно помогало сохранять тепло. Сверху травмированное место укутывали кошмой. Это помогало улучшить циркуляцию крови.

В казахской медицине активно использовались различные виды массажа. Один из них – массаж «үзу». Буквально это переводится как «разрывать». Массажисты находили спазмированные мышцы с нарушением циркуляции крови и восстанавливали кровоток, лимфоток, прохождение нервных импульсов, тем самым улучшали питание мышцы. Массаж мог быть глубоким или поверхностным. Применялся при патологиях опорно-двигательного аппарата, позвоночной грыже, ишемии, простудных заболеваниях.

Другой вид массажа – «өс-өс» (в переводе «расти-расти») делали детям до одного года. Малышей разминали, чтобы их костно-мышечная система правильно формировалась.

Нередко казахи прибегали к кровопусканию. Использовали пиявок, которые высасывали «испорченную кровь» из организма, или инструментальный метод. Определенное количество крови выпускали из капилляров и небольших вен. В качестве антисептика для остановки кровотечения сыпали свежую золу на раны или же прикладывали обожженный кусок старой кошмы. Таким образом дезинфицировали рану, кровь спекалась и останавливалась.

Показания к кровопусканию могут быть разные – интоксикация, атеросклероз, гипертония, головные боли. Сейчас эта техника становится все популярнее в Казахстане и называется «хиджама».

Лечили казахи еще гипнозом и звуком. Практически в каждом ауле были свои шаманы – бақсы. Когда шаман играл на кобызе, люди расслаблялись, а игра на домбре, наоборот, поднимала настроение. Лечение напоминало спиритический сеанс, когда с помощью музыки, пения, ритуалов с огнем вызывались духи предков. Якобы они слетались именно на звуки кобыза. В трансе баксы отправлялся в другие миры на поиски души больного. Кстати, по некоторым версиям, слово «бақсы» произошло от общетюркского корня «бак», что значит «смотреть, видеть». То есть значение слова – «высматривающий душу больного». Такие методы помогали улучшить качество жизни при патологиях нервной системы, эпилепсии.

Каждый раз, выбирая своим детям спутника жизни, казахи справлялись, из какого он рода. Кровосмешение сулило высокий риск генетических заболеваний, поэтому не допускались браки между близкими родственниками. А близкими считались все родные до седьмого колена, поэтому не зря каждый казах должен был знать наизусть свое шежире – родословную. Преступивших это неукоснительное правило ждало суровое наказание. Современные генетики в этом абсолютно солидарны с предками.

В казахский язык вошло очень много «медицинских» слов и терминов арабского и персидского происхождения, как, например, «аруах» – дух предков (перс.), «ауа» – воздух (араб.), «жан» – душа (перс.), «дәрi» – лекарство (перс.) и т.д. Тем не менее у народных лекарей имелись свои, оригинальные методы и средства профилактики и лечения, которые по крупицам собирались и передавались из поколения в поколение.

ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top