Над площадью Победы тишина

25 июня 2020
0
199

В этом году из-за карантина не состоялся парад в честь 75-летия Победы в Великой Отечественной войне, зато к 9 Мая отреставрировали Стелу, обновили площадь и мемориальный комплекс. На билбордах, которые установлены вдоль аллей – краткая информация о войне, исторических сражениях, в которых принимали участие наши земляки.

В одном строю они стояли

А они сражались на всех фронтах и принимали участие во всех знаменитых сражениях: битва за Москву, Ленинград, Сталинград, Курская дуга, Белорусская операция, штурм Берлина и Рейхстага. Можно сказать, что пройтись по аллее – это прикоснуться к истории Великой Отечественной войны. И краткий курс этой истории показан через участие в ней казахстанцев, в том числе из нашей области.

Но сразу многие обратили внимание на неточности, а порой и откровенные ляпы в информации, которую содержат некоторые стенды. Например, один из них сообщает, что за участие в Берлинской операции орденом Славы 1 степени награждены 38 наших земляков. Но у ордена Славы три степени, и первую степень давали после присвоения третьей и второй! Видимо, авторы имели в виду, что 38 казахстанцев – участники битвы за Берлин – являются полными кавалерами ордена Славы, что приравнивается к званию Героя Советского Союза. Золотые барельефы Героев Советского Союза и полных кавалеров ордена Славы из нашей области все на почетном месте мемориала.

– У награжденных посмертно Звезду героя изображали рядом с портретом, а здесь у всех на груди, – замечает какой-то мужчина.

На билборде, открывающем аллею с восточной стороны площади, сообщается, что из Казахстана было мобилизовано на фронт 1,2 миллиона человек при количестве населения в предвоенные годы – 6,5 миллиона. 82 930 призваны из Западно-Казахстанской области. Не вернулись 601 939 человек, из них около 55 тысяч из Приуралья.

– В целом по Казахстану указали точную цифру, а по своей области – приблизительно, – возмущается известный экскурсовод Нина Александровна Пустобаева. – Есть точные данные в военкоматах, зачем что-то придумывать?

В монографии нашего историка Марата Сдыкова, который работал с первоисточниками, есть точные данные. Население области на первое января 1941 года составляло 395 831 человек. Ушли на фронт из ЗКО 76 635 человек, на 6295 человек меньше, чем указано на билборде. Но разве это хоть в какой-то степени умаляет подвиг наших земляков?

Путем нехитрых математических расчетов Нина Пустобаева подсчитала, что к 1945-му году население области сократилось на 121 347 человек. Но в 1945 году еще не все фронтовики вернулись домой. Общее количество тех, кто вернулся с фронта живым, к 1948 году составило 32 954 человека. Не вернулись 36 548 фронтовиков: 15 696 погибли на полях сражений, 17 893 пропали без вести, 2 803 умерли от ран в госпиталях, 157 погибли в немецком плену. Не «около 55 тысяч», а ровным счетом 36 548 человек. Причем, большинство пропали без вести, видимо, в самом начале войны, когда Красная Армия отступала, целые дивизии оказывались в немецких «котлах» и погибших не успевали хоронить. Все послевоенные годы, до последних дней поисковики находят останки солдат и восстанавливают их имена. Поэтому и в нашем пантеоне Славы имен в настоящее время больше, чем было сорок лет назад, когда возводили мемориал. На черном граните новых плит мемориала оставлено свободное место и теперь: этот список будет пополняться, потому что поисковики в местах кровопролитных сражений до сих пор находят останки солдат и среди них есть наши земляки.

Все для фронта, все для Победы

Под этим известным лозунгом открыт большой стенд, посвященный труженикам тыла. В годы войны Уральск стал прифронтовым городом. На военные нужды перестраивались все городские заводы и фабрики. Даже в железнодорожных мастерских выпускали снаряды и мины, на ремонтном заводе восстанавливали танки и самоходки, валяльно-войлочная фабрика отправляла на фронт валенки, мясокомбинат – тушенку, мелькрупкомбинат – муку и крупы. И на каждом предприятии самоотверженно трудились в основном женщины и подростки.

Кроме того, в Уральск эвакуированы 14 предприятий с оккупированных немцами территорий и дислоцированы военные части.

Историк Павел Романович Букаткин пишет: «В Западно-Казахстанскую область была направлена для размещения 8-я воздушная армия, автобронетанковые ремонтные базы, отдельные ремонтно-восстановительные, автотранспортные и железнодорожные батальоны, курсы младших лейтенантов, командиров рот, радиоспециалистов, управления и отделы тыла, авиатехнические, инженерные, химические, санитарные, ветеринарные, продовольственные, интендантские и другие склады Сталинградского фронта».

В Уральск в годы войны эвакуированы Ворошиловградская военная школа пилотов, Ленинградское военное училище связи, Одесское пехотное училище имени Ворошилова, школы воздушных стрелков-радистов и авиаспециалистов, Московская школа радиоспециалистов.

А вместе со всеми предприятиями, училищами и воинскими частями прибывали люди, которых нужно было расселить и накормить. В Уральске в годы войны открыли почти двадцать госпиталей, под них отдали лучшие здания города, а когда не хватало коек для раненых, разбирали металлические ограды скверов. Уральские врачи, медсестры сутками не уходили из госпиталей, делали все, чтобы вернуть бойцов в строй. И батальоны шли на запад, «оттолкнувшись ногой от Урала», как пел Владимир Высоцкий.

Музей военной техники

Эвакуированный из Ленинграда в 1941 году завод имени Ворошилова (в годы войны № 231) уже через месяц давал морскому флоту мины и торпеды. За четыре военных года завод отправил на фронт около четырех тысяч мин различных типов. На минных заграждениях подорвалось 213 судов противника, в том числе 103 боевых корабля. По статистике, практически каждый двадцатый корабль противника подорвался на мине, изготовленной заводом в Уральске. Единственный в Казахстане завод (ныне «Зенит») награжден орденом Отечественной войны 1 степени. Здесь, в Уральске, конструкторы изобрели «бесследную», самонаводящуюся торпеду. Макет такой торпеды заводчане изготовили к 75-летию Победы и установили на площади. А мину демонстрировали настоящую, изготовленную в годы войны на заводе, она хранилась в Ленинграде в военно-морском музее.

Кроме того на площади установили две зенитных установки военных лет и две БМП (боевая машина пехоты) более позднего, послевоенного исполнения. Зато знаменитая полуторка – главное транспортное средство военных дорог – самая что ни на есть настоящая, выпуска 1943 года. Машину на заводе тоже подремонтировали и покрасили, и теперь эта выставка военной техники – любимое место, где собирается детвора.

Полуторку привезли из Дарьинского. Многие годы она стояла около музея Шолохова. Лишение реликвии вызвало возмущение жителей села.

– Эта машина нашего колхоза. Она – символ нашего поселка. На таком грузовике в Дарьинское эвакуировалась семья Шолохова, – говорит директор музея писателя Ольга Чеканова. – С нее начинается каждая экскурсия в музей. Стояла возле музея с 1979 года. А теперь на этом месте искореженные стояки. Люди возмущаются. Мы даже ничего не говорили нашим ветеранам, чтобы их не расстраивать. Их у нас всего двое осталось… И вообще – как это так? Не согласовали, приехали, пригнали кран: мы заберем. Сказали, что вроде временно. Но у нас ничего не бывает более постоянного, чем временное… – говорит Ольга Чеканова.

С заслуженной машиной в Дарьинском связана еще одна легендарная история. В годы войны на такой «полуторке» ЗИС-5, возил по Дороге жизни хлеб блокадному Ленинграду уроженец села Рахимжан Укасов. Любил свою машину, как живого коня. И она ни разу его не подвела. Весной 1942 года один из всей колонны сделал последний рейс по тающему льду, а обратно возвращался уже пароходом. Фронтовая газета «Удар по врагу» в мае 1945 года писала: «С 1940 года ефрейтор Р. Укасов работал на одной машине, которую содержал в образцовом порядке. Только за три года службы в Н-ском полку преодолел на ней почти 140 тысяч километров и перевез 7,5 тысячи тонн грузов». Расставался с машиной, которая отслужила свой срок, как с боевым товарищем. Очень ему было жалко, что машину хотят списать. И он оставил под сиденьем список боевых «подвигов» своего грузовика – мол, может, пожалеют. А спустя годы из газеты «Красная Звезда» узнал, что именно его грузовик стал памятником всем «полуторкам» и водителям в музее под открытым небом «Дорога жизни».

Вот такие это героические машины. Надо сказать, что скромная полуторка на площади Победы привлекает гораздо меньше внимания, чем боевые машины пехоты. Возле них фотографируются, по ним лазают дети. И очень хочется, чтобы вся эта боевая техника всегда оставалась только музейными экспонатами.

Фото: Ярослав Кулик

Обсуждение закрыто.

ВСЕ РАЗДЕЛЫ
Top